Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Акбулдина Зинаида Александровна

Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

 

Цели

обучающие:

1) помочь учащимся выявить идею стихотворения, определить его пафос, особенности  лирического героя;

2) учить видеть авторское отношение к проблеме;

развивающие:

          3) развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

воспитательные:

4) воспитывать чувство патриотизма — любовь к русскому народу, Отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartina_vseobshchego_ugneteniya_i_stona_naroda.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 1 СЕЛА МИШКИНО МИШКИНСКОГО РАЙОНА

Картина всеобщего угнетения и стона народа                         в стихотворении Н.А. Некрасова                                       «Размышления у парадного подъезда»

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО                           МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ "МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК".
Посвящается Году учителя в России.

Акбулдина   Зинаида  Александровна, учитель русского языка и литературы

2012

Картина всеобщего угнетения и стона народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Цели 

обучающие: 

1) помочь учащимся выявить идею стихотворения, определить его пафос, особенности  лирического героя;

2) учить видеть авторское отношение к проблеме;

развивающие:

          3) развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

воспитательные:

4) воспитывать чувство патриотизма — любовь к русскому народу, Отечеству.

Методы:

- по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемные, исследовательские;

- по степени активности учащихся: конструктивные;

- по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;

- мыслительной деятельности: аналитические, сравнения, интертекстуальности;

- контроля и самоконтроля: устный;

- по организации деятельности: фронтальный.

Оборудование к уроку:

Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, проектор, презентация, материалы для выставки, иллюстрация Д.И. Шмаринова к стихотворению.1953 год, репродукция картины И.Репина «Бурлаки на Волге».

Ход урока

 

Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ!

                                      

                                                                                                                 Н.А. Некрасов

1. Оргмомент. Проблемный вопрос:

Ты проснешься ль, исполненный сил?..

(В самом начале урока перед семиклассниками ставится проблемный вопрос)

2. Чтение стихотворения.  Прослушивание текста. (Используется мультимедийный диск «Уроки литературы  Кирилла и Мефодия.) 

3. Слово учителя. История создания.

              

              Далеко не всегда мы знаем, как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотьи Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, как появилось стихотворение «Размышление у парадного подъезда».                                                                                                              

Стихотворение, по воспоминаниям Панаевой, «…было написано Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда». 

В 1860 году за границей в газете «Колокол» впервые было  напечатано стихотворение, которое издатель газеты, а это был  Герцен, сопроводил примечанием: «Мы очень редко помещаем  стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не   поместить». 

     

Беседа по вопросам:

—   Как вы думаете, какие чувства и мысли вызвала у Некрасова сцена, рассказанная ему женой? (Чувство боли и обиды, скорби и горечи за русский народ, гнев и недовольство к «владельцу» парадного подъезда).

— Как мы узнали об этих чувствах? (Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы.)

— Насколько они были сильны? (Настолько, что через два часа Н. Некрасов уже прочел только что написанное стихотворение).

            

4. Словарная работа

         Задание: объясните значения слов— «прожектеры», «пилигрим», «идиллия».

(Для выполнения задания ребятам предлагается найти значения слов в Интернете.)

5. Анализ текста стихотворения «Размышления у парадного подъезда»

— Сколько частей в этом стихотворении? Дайте названия каждой из сменяющих друг друга картин и охарактеризуйте их. 

1 ч. – подъезд в обычные и торжественные дни. 

Две картины: «Парадный подъезд по обычным дням» и «Парадный подъезд по торжественным дням». В праздничные, «торжественные» дни в передних домов вельмож и крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, недопускавшиеся лично. Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности и чинопочитании расписавшихся.

2 ч. – крестьяне у подъезда.  

Фраза: «С непокрытыми шли головами» свидетельствует об их рабской почтительности, покорности вельможе, готовности к унижению.

     
3 ч. – «владелец роскошных палат».
Тот, который не принял крестьян, пришедших  к нему за помощью, «еще сном был глубоким объят. Он далек от бед и страданий русского православного народа «помолились на церковь» Он умирает под солнечным небом Сицилии. Автор не дает чиновнику умереть на Родине, потому что он к ней не причастен! Автор называет его героем, «проклятым отчизною», но здесь слышится сарказм. А что для России сделал этот «герой»? Вопрос остается риторическим.

4 ч. – страдания русского народа.

Многие исследователи, критики называют эту часть песней-стоном. Некрасов задается вопросом: «Где бы русский мужик не страдал?»  Возникают реальные образы крестьян: «Все пропьют бедняки до рубля». Глагол «стонет» вновь и вновь звучит в начале нескольких строк (то есть выступает в качестве анафоры), более того, составляющие его звуки повторяются, «отдаются эхом» в соседних словах («стонет он… по острогам… под стогом). Складывается ощущение, будто во всех уголках страны неумолчно слышится один и тот же скорбный плач. Но стихотворение заканчивается не песней-стоном, а именно размышлениями, раздумьями о судьбах целого народа.

Выборочное чтение «Родная земля!»

— Найдите в тексте стихотворения слова, в которых выражено авторское отношение к проблеме.  (Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
                     Что же значит твой стон бесконечный?
                     Ты проснешься ль, исполненный сил…
)

— Какие слова, которыми автор называет мужиков, передают его отношение к ним? (Деревенские русские люди.)

— О каких чертах мужиков говорят строки: «И покуда я видеть их мог,/ С непокрытыми шли головами…» (О покорности и почтительности к вельможе.)

— Какие слова слуг показывают отношение вельможи к мужикам? (Наш не любит оборванной черни!)

— Какой образ сопутствует образу вельможи? (Образ сна.)

— Как вы понимаете слово «чернь»? (Народ.)

— Как называет русского мужика Н. А. Некрасов, обращаясь к русской земле? («Сеятель твой и хранитель»)

— Против чего направлен гнет автора? (Против несправедливого устройства общества.)

— О чем говорят многочисленные картины России, которые рисует Некрасов? (О страданиях народа.)

— Какое слово прямо передает отношение автора к народу? (Эх, сердечный!)

— Каким размером написано это стихотворение? (Анапест.)

6. Анализ художественных средств выразительности

— Какой основной прием использует автор, создавая образы мужиков и «владельца роскошных палат»? (Антитезу.)

—Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях: «роскошных палат», «скудной лепты», «великою скорбью», «стон бесконечный». (Эпитеты.)

— Укажите прием художественной выразительности в строках «А владелец роскошных палат / Ещё сном был глубоким объят... », «Судеб повинуясь закону»? (Метафора.)

— Укажите синтаксический прием художественной выразительности: «Пробудись! Есть ещё наслаждение: / Вороти их! в тебе их спасение!» (Риторическое восклицание.)

— Укажите прием художественной выразительности в строках: «Ты не так заливаешь поля,/ Как великою скорбью народной/ Переполнилась наша земля»? (Сравнение.)

Укажите синтаксические приемы художественной выразительности: «Стонет он по полям, по дорогам,/ Стонет он по тюрьмам, по острогам»? (анафора, синтаксический параллелизм.)

7. Физкультминутка

8. Работа с иллюстрациями и репродукцией картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге»

        — Перед вами иллюстрации к «Размышлению у парадного подъезда». Рассмотрите их.

 —  Какими вы представляете крестьян перед парадным подъездом?

 —  Устно опишите их портреты: внешний вид, позу «деревенских русских мужиков», их лица, используя лексику стихотворения.

 — Можно ли по иллюстрации что-то сказать и о характере крестьян?

 — Соответствует ли картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» теме сегодняшнего урока? (Да. И вот мы на Волге, любимой реке Н.А.Некрасова. И что же за картина открывается перед нами? Стон мужика подхвачен стоном-песней бурлацкого хора. Это напряжение, этот стон удивительно передает Илья Ефимович Репин на картине «Бурлаки на Волге». Поет уже вся Русь.)

Звучит песня «Дубинушка»

9. Интертекстуальность.  Работа по эпиграфу

                                                                                  

       Некрасов совершенно переработал реальный жизненный материал, внеся темы вселенского зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Все это придало стихотворению обобщенно-символический смысл. Идея «спасения в народе» сочетается с раздумьями о трагической судьбе народа. Многие мотивы стихотворения восходят к «сатирической оде» Г. Р. Державина «Вельможа», а тема «стона» находит соответствие у Пушкина в поэме «Домик в Коломне» («унылое пение» истолковано как выражение русского национального характера).

 

В 1874 году Н.А. Некрасов в стихотворении «Элегия» сказал:

 

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема  старая — «страдания народа»

И что поэзия забыть её должна,—

Не верьте, юноши! Не стареет она…

 

 —  Проведите параллель этого четверостишия с нашим эпиграфом. (Некрасов Н. А. «Умру я скоро. Жалкое наследство»)
 

10. Вывод. Решение проблемного вопроса и жанра.

Этот вопрос может показаться риторическим, может показаться чрезмерно политизированным (как призыв к немедленному восстанию), но из нашей временной перспективы мы можем только констатировать, что он действительно всегда остается актуальным, что удивительное смирение «терпеньем изумляющего народа», способность вынести немыслимые страдания в самом деле является его сущностной чертой, не раз оказывающейся как спасительной, так и тормозящей развитие общества и обрекающей его на апатию, распад и анархию.

Итак, от изображения некоего парадного подъезда стихотворение разрастается до широты волжских просторов, всей России и ее вечных вопросов. Теперь мы можем определить жанр этого стихотворения как памфлет. Это журнальный жанр, жанр политической статьи – яркое, образное изложение своей политической позиции, отличающееся пропагандистским характером и страстной риторикой.

 

11. Выставление оценок

- Ребята, что вам дал урок?

12. Дифференцированное домашнее задание

1. Выучить фрагмент стихотворения. (От слов «Родная земля! /Назови мне такую обитель…»)

2. Для сильных учащихся: письменно ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Видение изучения мировой художественной культуры в свете ФГОС(2). ( «размышления у парадного подъезда…»)

Размышления учителя о несоответствии заявленных в новых стандартах целей содержанию образования, где предмету "Мировая художественная культура" не нашлось места......

"Размышления у парадного подъезда" или стоит ли поступать в ПТУ

     Куда идти после 9-го класса? В 10-й? В ПТУ? На работу? Или сидеть дома? Очень часто приходится слышать, что ПТУ - это "шарашкина контора", там только те учатся, у кого пробл...

Презентация к уроку литературы в 7 классе по творчеству Н.А. Некрасова. Гражданская лирика. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Урок-анализ стихотворе­ния «Размышления у парадного подъ­езда»   как   раздумья поэта  об  острых вопросах  совре­менности, определение своеобразия...

Конспект урока "Н.А.Некрасов "Размышления у парадного подъезда"

Урок знакомит учащихся с местами Н.А.Некрасова, дополняет известные им знания о поэте. Звучат на уроке стихотворения, посвящённые теме народа. Читается и анализируется произведение "Размышления у...

Конспект урока по литературе «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 7 класс

Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение....

H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Технологическая карта урока по литературе  7класса...