Публичное представление учителя русского языка и литературы МБОУ "Чамзинская СОШ №" Пресняковой И.Н."
материал по русскому языку на тему

Преснякова Ирина Николаевна

Аттестационный материал учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_presnyakovoy_i.n.docx97.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Инновационный педагогический опыт

Пресняковой И.Н., учителя русского языка и

литературы высшей квалификационной категории,

МБОУ «Чамзинская СОШ №2» р.п. Чамзинка РМ

(Педагогический стаж -  24 года)

   

   

     

             Секрет изменений – направить всю свою энергию

             не на борьбу со старым, а на создание нового.

Сократ

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

         Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем русского языка и литературы , важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный процесс познания? Как повысить качество знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в период подготовки к ОГЭ  и к ЕГЭ? Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?  Ведь оно  испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания. Вот почему я стала работать над темой «Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы».  Средствами литературы, русского языка  стараюсь создать условия  для   развития интеллектуальной культуры учащихся, обеспечивающей подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества,  реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации, в  необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях.    В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках.      Таким образом, актуальность моего педагогического опыта  обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа», формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» зафиксировано положение о том, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».  Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, усвоение знаний не произойдет. Всё это позволяет моим учащимся принимать активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а значит, способствует подготовке успешной личности.

        Перспективность  работы над данной темой я связываю с   формированием  у учащихся  коммуникативной компетентности,  воспитанием активной гражданской позиции. Благодаря новым образовательным технологиям я  закладываю основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни моих выпускников. Современные образовательные технологии  позволяют мне  :

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и  самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

          Урок - основная форма организации учебной деятельности.  Я всегда  стремлюсь к тому, чтобы для  ученика он был    полным новых открытий и впечатлений.  Ценность каждого занятия  определяю как шаг к новым знаниям. «Путь очеловечивания» детей, на мой взгляд, возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов. Поэтому ведущей педагогической идеей опыта является  такая организация  процесса обучения, которая способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. Ведь неуклонное улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка» (Л.С.Выготский).

     Обоснованием причин изменения содержания образования по русскому языку явились концептуальные позиции филологического образования:

- русский язык и литература – основные школьные дисциплины,

способствующие социализации нового поколения;

- формирование речевой личности, способной быть активным членом

общества;

- потребность овладения в условиях профильной школы навыками

работы с информацией;

- практическая реализация личностно-ориентированного подхода в

обучении и воспитании учащихся;

- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической,

культурологической компетенций.

     На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы по предмету;  изучение опыта коллег;  курсы повышения квалификации; активное участие в работе районного и школьного  методических объединений.

Наличие теоретической базы опыта.

    Мысль о технологизации процесса обучения высказал Я.А. Коменский еще более 400 лет назад. Во введении («Привет читателям») своего знаменитого труда «Великая дидактика» (1632) Я.А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения «всех учить всему», но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Таким образом, сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Была определена и другая идея технологии – учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся «не было обременения или скуки». Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл «дидактической машиной». А чтобы эта «машина» привела к успешным результатам, нужно было:

• отыскать цели;

• отыскать средства достижения этих целей;

• отыскать правила пользования этими средствами.

В дальнейшем элементы педагогической технологии можно найти в работах Песталоцци. Как показали исследования Т.С. Назаровой и Е.С. Полат, термин «педагогическая технология» возник вновь уже в современном его значении в 20-е годы XX века [4, с.203].         По мнению ученых, можно определить несколько этапов в  развитии понятия «педагогическая технология» в образовании, при этом на первом этапе она понималась лишь как введение техники в обучение. На втором этапе (50-60-е гг. XX в.) уже существовало два направления использования понятия «технология», одно из которых по-прежнему связывало реализацию технологического подхода  с внедрением технических средств (Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др.), второе - с развитием технологического подхода к построению самого учебного процесса и эффективностью его организации.

         Ключевыми для третьего этапа (70-е гг.) являются два направления: информационные технологии и решение дидактических проблем в русле управления образовательным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению (М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман и др.).

         Характерной особенностью четвертого этапа (80-е гг. XX в.) можно считать появление и развитие интерактивных средств обучения,  попытки дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса, многоаспектный подход [2, с.14].

Дискуссия о сущности педагогической технологии завершилась в 1986 году публикацией официального определения ЮНЕСКО, согласно которому понятие «педагогическая технология» имеет два толкования: «В первоначальном смысле педагогическая технология означает использование в педагогических целях средств, порожденных революцией в области коммуникаций, таких, как аудиовизуальные средства, телевидение, компьютеры. В новом и более широком смысле - это методология планирования, реализации и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета технических и человеческих ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования»[1].

         На сегодняшний день можно вести речь о новом, пятом этапе развития понятия «педагогическая технология». Этот период ознаменован новой тенденцией сближения двух направлений: информационного и технологического. Объединение усилий разных специалистов приведет к возникновению совершенно новых направлений, дающих качественные результаты обучения.      

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, то есть технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс внедрения новых идей в образование. В педагогической литературе в качестве инновационных технологий сегодня называются, такие, как интерактивное обучение, проектные технологии, модульное обучение, ИКТ, в том числе дистанционное обучение, проблемное обучения, технология развития критического мышления, технологии контекстного обучения и др. Они сегодня призваны активизировать образовательный процесс в школе, повысить качество образования в широком смысле, соответствуют приоритетным направлениям развития образования. При этом нововведения в образовании есть очень сложный и длительный процесс. В нем участвуют и на него влияют многие факторы.

Приведу в качестве примера историю внедрения педагогической технологии развития критического мышления (ТРКМ), которую разработали американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер.  Педагогическая технология развития критического мышления школьников средствами чтения и письма известна в России с 1997 г. Механизм развития знаний учащихся в режиме технологии развития критического мышления разработан И.О. Загашевым, С.И. Заир-Беком [3]. Она внедрялась в систему образования страны при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной ассоциации чтения в рамках одного из проектов Института «Открытое Общество». Сейчас проект реализуется в 29 странах мира, в том числе во многих российских регионах.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 

Среди приоритетных технологий выделяю:

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологию проблемно-поискового обучения;

- проектную технологию;

- технологии  дифференцированного  обучения;

- личностно-ориентированное обучение

  При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе  применяю следующие приемы:

 ассоциативный ряд;

 групповая дискуссия;

 синквейн;

 эссе;

 дидактическая игра;

 исследование текста;

 работа с тестами;

 нетрадиционные формы домашнего задания.

Методы работы:

  •  проблемный;
  •  исследовательский;
  •  метод критического прочтения текста;
  •  игровой;
  •  метод эвристической беседы;
  •  метод дискуссии

Формы:

  • классно-урочная система:

  - работа в парах,

            - работа в группах,

            - «Круглый стол»,

  • внеурочная деятельность:

  - система дополнительных и консультативных занятий  «учитель-

             ученик», «ученик-ученик», внеклассные мероприятия по предмету.

Виды работ:

  • Диктанты с продолжением.
  • Мини-сочинения.
  • Творческие минутки.
  • Аналитическая работа с текстовым материалом.
  • Ассоциативные творческие работы.
  • Лингвистические сказки.
  • Создание устных выступлений.
  • Исследовательские работы учащихся в области языкознания, литературного творчества.

 Виды уроков 

- уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, конференция и т.д.;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество:  спектакль,  коллективное сочинение,  концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране…, пресс-конференция  и т.д.;

- уроки – игры:  дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;

- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.

    Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

    Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках  заключаются в том, чтобы:

- сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои  и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;

- сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

- развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;

- обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;

- развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

    Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

- ученик спрашивает,

- подтверждает мысль,

- побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,

- высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

- новая речевая задача,

- новый собеседник,

- новый предмет обсуждения.

    Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

- осознание необходимости общения,

- потребность использования речи,

- формирование представлений о речевом поведении.

Некоторые формы и приёмы  работы на уроках русского языка:

 

  • многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным   словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова  и т.д. (урок-исследование «Паспорт слова» 5-7 кл.)
  • инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.; 
  • воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;
  • этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;
  • анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;
  • сопоставление русских слов со словами и их переводными  аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;
  • составление тематических словарей;
  • расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;
  • создание контекста для изобразительно-выразительного средства (9-11 кл.)
  • создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;
  • распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;
  • все виды аспектного и комплексного анализа текста (5-11 кл.)

  

Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:

 

  • многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений;
  • речевой портрет героя;
  • пересказ (аналитический, сжатый, комментированный);
  • создание контекста к образному средству;
  • изменение текста с помощью использования средств выразительности;
  • сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
  •  сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как Гоголь…», «Как Маяковский…», сочинение собственных жанровых произведений и т.д.);
  • стихосложение;
  • ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
  • подготовка и защита проектов на литературную тему;
  • подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
  • создание сценария,  инсценирование отрывков литературных произведений и т.д.
  • составления синквейнов ("смысловых  анаграмм", "смысловых  пирамид"и т.д.)

        Мне хотелось бы остановиться на следующих методах, используемых в ходе работы:

− проблемный;

 − эвристический или частично-поисковый;

 − исследовательский;

Так, на уроке в 5 классе при изучении раздела «Фонетика» я предлагаю детям следующие задания:

1. Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары слов. Сделать фонетический разбор нескольких пар слов (по выбору). Рад – ряд, сел – съел, везти – вести, курится – курица, полоскала – поласкала, подождём – под дождём, редко – редька, подержал – поддержал.

 2. Какие получатся слова, если все звуки в них расположить в обратном порядке? Люк, ноль, краб, сад, лей.

3. Какой гласный слышится в сильной позиции, а какой – в слабой? Представить транскрипцию этих слов. Золото, /зо-ла-та/, болото, молоко, волчонок, колобок.

 4. Одинаково ли количество звуков в следующих парах слов? южная – нужная, её – меня, няня – яма, местность – лесник. Сделать фонетический разбор некоторых из этих слов.

5. Исправьте ошибки и объясните, чем они вызваны. Ученик произносит: помо/щ/ник, папо/рт/ник, прово/лк/а, суто/лк/а.

6. Докажите, что в словах важно соблюдать ударение.

     При изучении темы «Согласные звонкие и глухие» в 5 классе предлагаю ученикам анализировать на слух слова с мягкими и твердыми согласными, обращая внимание на их смыслоразличительную роль, например: лук – люк, удар – ударь, мол – мёл и т.д. Звуковой анализ проводится сначала на слух, без их записи на доске. Затем в работу включаю элемент занимательности: произнести слово в обратном порядке, чтобы получить: из слова лён – цифру; из слова лей – название дерева (ель), из слова ток – домашнее животное и т. д.

      Позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении и  информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы. Использую ИКТ на уроках закрепления ЗУН(совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ, начиная с 5 класса).

    При компьютерной демонстрации мультимедийного урока или отдельной его части моя деятельность заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У школьников, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки.

       С целью  организации личностно-ориентированного образовательного процесса  провожу урок-мастерскую, который является  свободным путём обращения ребёнка к слову, даёт возможность раскрыть в сопереживании его духовную сущность. Мною проведены такие  мастерские, как  «Мой край родной -мордовская земля», «Письмо Деду Морозу», «Звуки и краски моря», «Жизнь как радуга».

При построении урока-мастерской работаю по следующему алгоритму:

Начало мастерской (индуктор) – первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создаёт ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность.

Первый этап – работа с материалом, информацией, ситуацией, опытом отношений. Он включает создание творческого продукта, его социализацию, то есть предъявление всем участникам, промежуточную рефлексию и самокоррекцию деятельности. Эта работа сопровождается активизацией познавательно интереса, завершается формированием вопросов.

Второй этап обращает к новой информации, её обработке (составлению схем, планов, проектов, рассматриванию и созданию афиш, рисунков, газет), к корректировке творческого продукта. Социализация (обсуждение в группе), возникновение разрыва между старым и новым пониманием, представлением, выдвижение гипотез, вариантов суждений, новых вопросов - кульминационный момент мастерской. Афиширование предполагает представление участникам своих открытий, позиций, проектов, афиш, тестов, ситуаций.

Рефлексивный этап – завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе дети учатся анализировать свой духовный и нравственный опыт, своё отношении и настроение, высказывать свои суждения.

Особенности  своей деятельности  на данном уроке охарактеризую так:

  • Помни, что главное не заучить, а пережить.
  • Знай, что никто из участников мастерской не должен уйти обиженным.
  • Учитывай, что каждый человек имеет свой жизненный опыт и может им пользоваться по своему выбору и усмотрению.
  • Создай условия для творчества, фантазии и воображения.

Таким образом, урок-мастерская для меня, как ,впрочем, и для каждого учителя, – это свободный путь обращения ребёнка к слову, возможность раскрыть в сопереживании его духовную сущность.

       Выбор мною технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»     также обусловлен необходимостью решения одной стратегической задачи современного образования – обеспечение его качества. Мы живем в информационном обществе. На данный момент, на мой взгляд, одним из наиболее важных направлений для развития ученика являются информационная, коммуникативная, личностно- адаптивная, исследовательская и социально-личностная компетенции. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» соответствует требованиям личностно-ориентированного обучения и применима для работы с разными возрастными группами учащихся. Данная технология включает в себя целый ряд методических приемов, что обеспечивает развитие у учащихся мышления, способствует формированию их коммуникативной компетенции и способностей к сотрудничеству. Использование этих приемов ведет к развитию активной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Они продуктивны и интересны детям, что создает на уроке атмосферу сотрудничества. В 8 классе я обязательно включаю в урок работу по исправлению текстов или исправлению ошибок в предложениях. Прежде чем найти правильный ответ, учащиеся должны сами найти правила и указать ошибки в тексте. Например: Укажите лишние слова в предложениях. 1.На остановке стояла группа молодых парней. 2. У меня с сыном был серьезный, долгий и продолжительный разговор. 3. Я видел сам, как самолет неожиданно упал вниз. 2. Мой сосед молодой и очень образован. Школа получила столы, стулья и мебель для кабинета информатики. Мне хочется мороженого и танцевать. Применение приемов данной технологии способствует развитию у детей умения графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретировать информацию с учетом степени ее новизны и значимости. Ученики становятся активными. У них развиваются исследовательские умения и системное мышление.

      Часто  использую в своей работе синквейн.(приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии).

Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Я с удовольствием её применяю.

Пример синквейна по русскому языку:

Язык

живой, удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

Знание

Пример синквейна по литературе:

Книга

Интересная, поучительная-2 прилагательных или причастия

Воспитывает, увлекает, объясняет -3 глагола-действия

Ведёт в мир прекрасного- вывод из 4 слов

Мудрость-существительное из 2 слогов

Провожу стилистические эксперименты на уроках русского языка.

1.Пример стилистического эксперимента 
Задание 
1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым синонимом. Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним? 
У ручья (выросла, вымахала) красавица Роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей. С восхищением он (смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая, расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём , и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ). Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов

2.Интересен и такой прием, как создание звукового портрета слова.  Например, портрет слова «зима» составляем вместе с детьми.

З – лазурный, мороз, узоры.

И – иней, серебристый, снегири.

М – метель, Дед Мороз.

А – валенки, санки, подарок.

 На основе набранного лексического материала ученики создают мини-текст.

3.Приём «Сводная таблица» (используется при сравнительной характеристике героев художественного произведения, сопоставлении эпизодов произведения и т.п.)

Например:

Фрагмент урока по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

Заполни таблицу:

Описание героев, их настроения,  значимые художественные детали.

На балу

После бала

Цвет

Музыка

Описание полковника

Чувства Ивана Васильевича

Виды рефлексии на начало урока

1.Эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

2. «Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

3.«Пейзаж».  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. «Дерево целей».

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».

6.Методика «Настроение».

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

- Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

-Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Виды рефлексии в конце урока:

1. Учащиеся, (если  в классе  немного человек), друг за другом высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

- сегодня я узнал (а)…

- было интересно…

- было трудно…

- я выполнял(а) задания…

- я понял (а), что…

- теперь я могу…

- я почувствовал (а), что…

- я приобрел (а)…

2.Для подведения итогов урока использую  упражнение «Плюс-минус-интересно». Его дети чаще всего  выполняют  устно.

      Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять  знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

- творческая работа;

- лингвистическое исследование текста;

- подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;

- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;

- художественное чтение;

- инсценировка художественного произведения;

- исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);

- подготовка словарных диктантов;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

- письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме. 

     Подводя итог сказанному, отмечу, что внедрение современных педагогических технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Главное же то, что она дает положительные результаты. Ученики мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству, работают не по шаблону.

Результативность опыта.

    Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  дает высокие результаты: 

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом

       Результативность развития детей при использовании данной темы

самообразования  отражается на  успехах и достижениях моих учащихся:

 Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде (муниципальный уровень)-2 победителя,3 призёра

Учебный год

Класс

Фамилия, имя, отчество учащегося,

принимавшего участие  в муниципальном

туре предметных олимпиад

Результат

2010-2011

10

Вакуленко Юлия Руслановна

призёр

2013-2014

11

Рыжов Иван Анатольевич

призёр

2014-2015

9

Сорокина Ирина Ивановна

победитель

7

Гордеев Исай Павлович

победитель

7

Проконькина Наталья Валерьевна

призёр

Результаты ЕГЭ и ГИА

Учебный год

Кол-во

сдававших

Из них сдали

Качество

знаний

Уровень

обученности

5          

4                

3              

2

2012-2013

10

2

4

3

1

60%

90%

2013-2014

10

-

4

6

-

40%

100%

2014-2015

26

9

12

5

-

81%

100%

Динамика учебных достижений обучающихся по русскому языку

 

Уровень обученности и качество знаний учащихся в % за последние три года (данные приводятся в таблице):

Классы

2012-2013уч. год

2013-2014уч. год

2014-2015 уч. год

ур. обуч.

(%)

%

кач. зн.

ур. обуч.

(%)

%

кач. зн.

ур. обуч.

(%)

%

кач. зн.

5

100

52

100

61

100

58

7

100

67

100

41

6

100

44

8

100

57

9

100

58

10

100

60

11

100

50

100

60

СР

100

57

100

56

100

52

Динамика учебных достижений обучающихся по  литературе

 

Уровень обученности и качество знаний учащихся в % за последние три года (данные приводятся в таблице):

Классы

2012-2013уч. год

2013-2014уч. год

2014-2015 уч. год

ур. обуч.

(%)

%

кач. зн.

ур. обуч.

(%)

%

кач. зн.

ур. обуч.

(%)

%

кач. зн.

4 а

100

74

5

100

78

100

100

84

7

100

90

100

66

6

100

84

100

83

8

100

74

9

100

73

10

11

100

80

100

СР

100

83

100

79

100

76

Наличие побед и призовых мест в конкурсах или на конференциях по итогам исследовательской,  поисковой работы и проектной деятельности на уровне.

Уровень

Наименования конкурса с номинацией

Ф. И. О. учащегося

Результат

2014-2015 год                                  

Международный уровень

Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок»

Переяслов Ефим Родионович

4 место в регионе

Российский уровень

2011 год

Национально -  образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России»

Преснякова Алина Павловна

Призёр

2012 год

Национально -  образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России»

Зубенкова Мария Владиславовна

Лауреат

Национально -  образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России»

Проконькина Наталья Евгеньевна

Лауреат

Национально -  образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России»

Филягина Евгения Александровна

Лауреат

                                                  2013год

Национально -  образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России»

Сорокина Ирина Ивановна

Лауреат

Национально -  образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России»

Преснякова Алина Павловна

Лауреат

Проконькина Наталья Евгеньевна

Лауреат

Гордеев Исай Павлович

Лауреат

2014год

Национально -  образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России»

Захватова Ольга Вячеславовна

Призёр

Национально -  образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России»

Суслина Алина Алексеевна

Лауреат

Центр гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии. Открытая российская интернет-олимпиада

Захватова Ольга Вячеславовна

Призёр

Преснякова Алина Павловна

Призёр

Проконькина Наталья Евгеньевна

Призёр

Зубенкова Мария Владиславовна

Призёр

           2014 - 2015 год

Центр гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии. Открытая российская интернет-олимпиада. Ноябрь 2014 г.Февраль 2015 г.Май 2015 г.

Трофимчук Наталья Александровна

Победитель

Сорокина Анна Ивановна

Победитель

Пятайкина Ангелина Евгеньевна

Призёр

Зубенкова Мария Владиславовна

Призёр

Королёв Никита Олегович

Призёр

Проконькина Наталья Валерьевна

Призёр

Преснякова Алина Павловна

Призёр

Проконькина Наталья Валерьевна

Победитель

Королёв Никита Олегович

Победитель

Преснякова Алина Павловна

Победитель

Трофимчук Наталья Александровна

Победитель

Королёв Никита Олегович

Победитель

Преснякова Алина Павловна

Победитель

Проконькина Наталья Валерьевна

Победитель

2014 год

Республиканский

уровень

Конкурс "Благовест"

Проконькина Наталья Евгеньевна

        Призёр

Конкурс творческих работ "Война в моей семье".Номинация "Видеоработа"

Преснякова АлинаПавловна

Призёр

                              2012  год

Муниципальный уровень

Конкурс литературного творчества "Пожарные -Добровольцы глазами детей"

Милютов Александр Владимирович

Победитель

Творческий конкурс детских работ «Школа в моей жизни»

Бородастов Алексей Владимирович

Призёр

                             2013 год

Конкурс «Я помню! Я горжусь!».Номинация «Компьютерные презентации»

Преснякова Алина Павловна

Победитель

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Преснякова Алина Павловна

Победитель

Поздяйкина Анна

Алексеевна

Призёр

Конкурс творческих работ «Я-будущий избиратель»

Рыжов Иван Анатольевич

Победитель

Конкурс творческих работ «Если бы я был следователем»

Рыжов Иван Анатольевич

Призёр

Вишняков Алексей Владимирович

Призёр

Муниципальный этап Республиканского фестиваля детского творчества по безопасности дорожного движения «Дорожный калейдоскоп»

Преснякова Алина Павловна

Победитель

Конкурс литературных работ «Искусство слова»

Преснякова Алина Павловна

Победитель

Конкурс творческих работ  «Сделай выбор!»

Акишев Даниил Витальевич

Призёр

2014 год

Конкурс творческих работ «Новогодняя планета»

Преснякова Алина Павловна

Призёр

Сорокина Ирина Ивановна

Призёр

Конкурс творческих работ «Война в моей семье»

Преснякова Алина Павловна

Победитель

Чеплашкина Валерия Олеговна

Призёр

2014-2015 год

Конкурс юных чтецов «Живая классика»

Захватова Ольга Вячеславовна

Победитель

Конкурс творческих работ «Кабы не было зимы»

Сорокина Ирина Ивановна

Призёр

Петров Даниил

Призёр

Малафеева Анастасия

Призёр

Литературный конкурс «Осень в поэзии»

Петров Даниил

Призёр

Зорина Ксения

Призёр

Конкурс творческих работ «Искусство слова»

Акишев Даниил Витальевич

Призёр

Ерошкин Максим Витальевич

Призёр

Конкурс творческих работ «Весна Победы»

Петров Даниил

Призёр

Захватова Ольга Вячеславовна

Призёр

Зорина Ксения

Призёр

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Переяслов Ефим Родионович

Победитель

Акишев Даниил Витальевич

Призёр

Милютов Александр Владимирович

Призёр

Пятайкина Ангелина Евгеньевна

Победитель

Трофимчук Наталья Александровна

Призёр

Хусаинова Камилла Николаевна

Призёр

Сергеева Татьяна Алексеевна

Победитель

Радайкин Сергей Александрович

Призёр

Пьянова Юлия

Призёр

Поступление в высшие учебные заведения по филологической направленности

Фамилия имя ученика

Год выпуска

Куда поступил

1

Вакуленко Юлия Руслановна

2012

МГУ

им. Н.П.Огарева, филологический факультет

2

Мурзакова Наталья Сергеевна

2012

МГУ

им. Н.П.Огарева, филологический факультет

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

     Хочу  обратить внимание  на проблемы , которые возникают в процессе применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

     Естественным ограничением для широкого применения, например,  технологии исследовательской и  проектной  деятельности является традиционное обучение, которое   строилось на репродуктивной модели усвоения знаний и  препятствовало  развитию у учащихся способности занимать исследовательскую позицию.

      Широкое применение исследовательского и проектного  обучения сдерживается ещё и тем, что оно предполагает повышение трудозатрат учителей, а также большие, чем обычно, затраты времени и сил учащихся.    Определённым затруднением является и слабое владение учащимися исследовательскими умениями.

        Определённые трудности связаны и с тем, что современный читатель в условиях господства телевидения, кино, Интернета теряет интерес к чтению художественной и дополнительной литературы, способной обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и об окружающем мире, развивать мышление .

Адресные рекомендации по использованию опыта

      Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях,  выступлениях на внутришкольных и районных семинарах и методических объединениях, на заседаниях педагогического совета С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте ,с публикациями детей  можно познакомиться на личном сайте учителя http://nsportal.ru/, сайте  МБОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2» http://ch2.edusite.ru,  методический материал  размещён на сайте  http://proshкolu.ru. 

      В целях обмена опытом с коллегами по использованию методических приемов  по изучению темы самообразования провожу открытые уроки, выступаю на районных семинарах, заседаниях методических объединений учителей школы, района.  

 Наглядное приложение

Приложение 1 «Рабочий лист  к уроку-мастерской «Звуки и краски моря»

ученика (цы) 7 класса МБОУ «Чамзинская СОШ №2»

        _____________________________________________

1.Ассоциации к слову «море»(слова,словосочетания)

2.Для чего люди стремятся к морю?(словосочетания)

3.Краски спокойного моря

4.Краски бушующего моря

5.Распределите эпитеты по группам: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.

По величине:

По глубине:

По цвету:

6.Выпишите  морские слова, словосочетания из текста В.П.Катаева. Звуки моря.

7.Вспоминая море…

План.

1.Море…Какое оно обворожительное.

2.Звуки и краски моря.

3.Я всегда вспоминаю тебя,море!

     

Приложение 2 «ФРАГМЕНТ  УРОКА-МАСТЕРСКОЙ

«Мой край родной  - мордовская земля»

Цели: 1)  формировать уровень коммуникативной культуры и компетентности  учащихся;

  1. развивать  творческие способности детей;

                  3) воспитывать любовь к родному краю.

                                                                                                                      Эпиграф

                                                                             Я иду по дорогам исхоженным-

                                                                             Как мне любы родные места!

        А.Моро

Ход  мастерской.

   1.Индуктор. Вхождение  в тему.

  Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок - мастерская. Его задача-

Познать себя в себе самом

Без страха и упрёка,

Вот в чём отличие мастерской

От традиционного урока.

(Слайд 1)

    Вспомните уроки в школьной мастерской . Чем вы там занимаетесь?

     А что можно увидеть в мастерской художника? А как вы думаете, что будет в нашей мастерской?

     На нашем уроке вы будете мастерить предложения из красивых  слов, словосочетаний и предложений на тему «Я люблю свой край».А помогать вам в этом будут ваши копилки, в которые вы будете записывать слова.

2.Развитие ассоциативного мышления.(Слайд 2)

     -Прочитайте и  запишите ассоциативные слова, которые у вас рождаются при чтении строк стихотворения мордовского поэта А.Моро:

Я иду по дорогам исхоженным-

Как мне любы родные места!

Ветер, песней моею встревоженный,

С перебором рванул по листам

- Запишите слово «Родина» и назовите, какие качества, черты характера свойственны человеку при соотношении с этим словом.

Слайд 3 Человек и Родина

Любовь, ответственность

Равнодушие, безразличие

  -Можно ли продолжить этот список?

-Отметьте в схеме знаком «+» качества, присущие вам лично.

-Запишите качества, которые вы хотели бы видеть в первую очередь.

-  Какие качества вы поставили бы на первое место? Почему?

       С чего начинается наша малая  Родина? Когда  мы  задумываемся  над этим, то  слышим  птичий щебет, чувствуем, что  яркие  солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Мы  открываем  глаза и видим утро. Видим до боли родные места. Знакомую тропинку по дороге в школу, цветущий луг, наш посёлок ,утопающий в зелени.

    Поистине прекрасна мордовская земля! Приоткроем потайную дверь нашей мастерской и узнаем ,как отзывались о родном  крае поэты.

  3.Работа с материалом.

1) Прочитайте стихотворение Ю.Попкова. Выпишите слова, которые помогут вам в создании творческой работы о родном крае.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья...

Мы, твои дети, славим тебя!

Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.

Духом свободы и мирным трудом!

Ты — наша гордость, ты наша вера.

Ты — наш святой, родительский дом.

Дружба народов тебя величает.

Щедрость души и тепло матерей.

Дух Сияжара издревле питает

Мудростью отчей твоих сыновей.

Флаги родные парят в небе синем

В час испытаний и радости час.

Неразделимы Мы и Россия —

Время на прочность проверило нас!

Творческая работа учащихся.

Напишите мини- сочинение на тему:

«Мой край родной -мордовская земля »

Употребите в сочинение по возможности ключевые слова, записанные вами в процессе работы мастерской.

Самоанализ (рефлексия).

Понравилось ли вам работать в такой форме?  На вашем столе лежат кленовые листочки. Оцените с их  помощью вашу работу на уроке.

 Приложение 3 «Фрагмент открытого урока-исследования  по русскому языку в 6 классе «Слово - маленькое чудо». Районный семинар 2014 год. Тема -«Поисково-исследовательская деятельность на уроках русского языка»

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Психологический настрой.

Ребята! Сегодня утром каждый из вас перешагнул порог  школы. У кого-то    было хорошее настроение, а  кто-то, может быть, и немного грустил. Но чтобы наш урок  прошёл успешно,  принёс вам радость открытия и чтобы вы забыли о грусти, мне бы хотелось  подарить вам  вот это   солнышко.

              -Посмотрите на него, пожалуйста. Какое чувство оно у вас вызывает?

- А теперь   это солнце закрыла туча. Как  стало вам без него? (Неуютно, холодно).

             - И вот тучка ушла. Снова появилось солнышко. Изменило ли оно ваше настроение?

(Да, благодаря солнышку ,нам захотелось улыбнуться )

-Значит ,чем наполнило нас солнце?

-А хотелось ли вам быть добрыми, чтобы вас всегда окружала доброта? И почему?

3.Слово учителя.

         Доброта – это   нужное и важное слово. Мир без него будет холодным, пустым и жестоким. Недаром народная мудрость гласит: «Доброта, что солнышко» И сегодня мы будем исследовать  его, для того чтобы убедиться в том, что слово-это маленькое чудо, потому что у него  , как и у человека, есть своя интересная жизнь. И ваши наблюдения над словом «доброта»,которые вы проводили дома и будете проводить на уроке, помогут  вам   понять , каким глубоким смыслом наполнено оно и помогут создать свои заповеди доброты. Запишите, пожалуйста, в рабочем листе урока  число и классную работу.

         

3.Лингвистический эксперимент.

- Итак, чтобы найти истину, проведём лингвистический эксперимент. На данном слайде вы видите вещества, которые мы каждый день употребляем в пищу. Назовите их. А сейчас представьте  себя в роли учёных и   попробуйте  узнать, в каком  же  из них  спряталось слово «доброта»  и почему? Ответ обоснуйте. (работа в группах)

4.Подбор слов-ассоциаций 

- Какие же слова вы сможете подобрать к  слову «доброта»? Запишите их в раздел «Слова-ассоциации».

5.Каким цветом можно наполнить слово «доброта»? Почему?

6.На что похоже звучание слова «доброта?»

7.Как пахнет слово «доброта?»

8.Словесный портрет доброты.

А теперь создадим словесный портрет Доброты.

-А как бы вы продолжили это предложение?

9.   Исследование слова “Доброта” через ЛЕКСИКУ.

-Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление человека помогать другим в трудных ситуациях.

- Но как же узнать, правы вы или нет?  Где мы можем найти точное определение этого слова и узнать его лексическое значение?  

- Правильно, в толковом словаре.

- Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова “Доброта”из Толкового словаря.

10.Подбор синонимов.

- А можно ли к слову “доброта” подобрать синонимы ?

- Но сначала вспомните, пожалуйста, что такое синонимы? (Синонимы – это слова близкие по значению).

- Запишем их в раздел «Синонимы»:

        Доброта - отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, добросердечность.

11.Подбор однокоренных слов

- Подберите однокоренные слова к слову «доброта».

Учащиеся: — доброта — добро — добрячок — добродушный — добрый — добросердечный.

12.Работа с пословицами.

-Доброжелательность всегда ценилась русским народом.  Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Что показали ваши наблюдения? (Пословиц о добре,  доброте встречается много)

А сейчас выполним задание «Собери пословицы». 

При солнышке тепло, на добрые дела.

Не хвались серебром, при матери добро.

Добрые дела, хвались добром.

Жизнь дана красят человека.

13.Этимологическая страничка

-Что изображено на этом слайде?

- О чём может рассказать вам это дерево? (О том, что у слов, как и у людей, есть родственники; о том, что у слов есть корень, который несет главный смысл слова, от которого рождаются другие слова)

-А о чём рассказали вам ваши наблюдения за этимологией этого слов?

      Далеко в земле корни нашего дерева, далека история славян, далеки наши предки. Но есть от наших предков самый могущественный вечный памятник. Это "слово". И мы, юные языковеды, изучаем этот памятник и открываем удивительную страну родного языка.

Приложение 4  «Фрагмент  урока-исследования  по русскому языку в 5  классе .Тема-«Позиционные чередования звуков»

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Слово учителя.

    Чтобы  познать тайны звуков, нам предстоит сделать еще несколько важных открытий. Мне хочется, чтобы на этом уроке вы представили себя в роли исследователей и узнали радость первооткрывателей. Не бойтесь ошибок, бывает, и ошибка приводит к открытию. Смело идите вперед - и Фонетика откроет вам свои секреты. Чтобы работа на уроке была плодотворной, мы поделимся на 2 группы  .1 вариант-1 группа учёных,2 вариант-2 группа учёных. А что делают учёные? Чем они занимаются?

3.Словарная работа: эксперимент

4.Экспериментальная работа

1. « Кто главнее?»

    Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем эксперимент «Кто главнее?».  Даны 2 слова « книга»  и  «карандаш». В тетради выпишите только гласные звуки этих слов. Что у нас получится? Книга - / иа/, карандаш /ааа/. Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет. А теперь выделим только согласные звуки / кнг/, /крндш/. По каким звукам легче определить слова? 

2.«Наблюдение за звуками».

     Итак, как вы заметили, согласные звуки более отчетливо подсказывают и полный звуковой состав слова. Также при произнесении звуков возникают различные впечатления и образы. Давайте понаблюдаем за звуками [г], [л] и [р] в хорошо известном стихотворении Ф.И.Тютчева ):

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

-Какое настроение создается у вас при чтении этого стихотворения?

-Какие звуки в этом помогают?

-Какое слово в этом отрывке поразило вас своей необычностью? Почему?

-С чем сравнивается гром?

-Как называется такой приём?

-Чьи свойства выполняет гром?

-Какое название носит этот приём?

-А теперь приведите примеры слов, которые начинаются  со  звуков [ч], [ж], [ш], [щ].Запишите их. Произнесите про себя.

-А теперь посмотрите внимательно на слова, которые я записала на доске. Чем они отличаются от слов, записанных вами? Какой звуковой образ они создают?

-Так что мы установили в ходе эксперимента?

5. Продолжаем наблюдение за звуками.

-Рассмотрите внимательно слова вода-воды. В чём их различие?

-А где стоят эти буквы?

-Сделайте вывод о сильной и слабой позиции  гласных звуков.

-Приведите примеры сильной и слабой позиции звуков.

-Рассмотрите следующий слайд. Что вы можете сказать о позиции  согласных звуков?

-Приведите свои примеры.

-Что же такое чередование? Как вы думаете?

-Сравните свои наблюдения с материалом учебника. Правильно ли вы сделали выводы?

6.Закрепление.

1.Найдите  слова  с позиционными  чередованиями  звуков. Выпишите их. Укажите позицию звуков.

Олень, снаряд,

экран, клещ, град, мель, смех.

2.Игра «Превращение».

  • Лён    в цифру
  • Лей    в дерево
  • Ток   в домашнее животное           
  • Шёл в неправду
  • Лоб   в название покрытия

7.Подведение итогов.

     Ребята! Мы сегодня вместе прошли интересный путь и открыли много нового о тайнах и красоте звуков.  Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, и вы с огромным интересом будете изучать звуки речи.

8.Д/з Привести 6 слов с позицией гласных(1 в),6 слов с позицией согласных(2 в).

Приложение 5

Фрагмент урока литературного чтения в 4а классе.

Тема- А.С.Пушкин «Няне»

Предметные результаты: , понимать содержание стихотворения, называть основные события, описываемые в нём.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: формулировать учебную задачу, исходя из целей, отражённых на шмуцтитуле; предлагать способы решения учебной задачи урока; осуществлять рефлексию своей деятельности, оценивать свои достижения;

– познавательные УУД: воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать её, передавать своими словами; извлекать информацию из текста стихотворения , необходимую для ответов на вопросы учителя;

– коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками;

Личностные результаты: проявлять заинтересованность к  поэзии, высказывать желание побольше узнать о жизни и творчестве А.С.Пушкина

Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» (4 класс) авторов Л. Ф. Климановой и др., портрет А.С.Пушкина, рабочая тетрадь.

Ход урока.

1.Целеполагание.

2.Проверка д/з -выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

3.Актуализация знаний учащихся

  • Ребята, как вы думаете, если предметом нашего изучения на уроке будет стихотворение А.С. Пушкина , то какой будет учебная задача урока? Выскажете свои предположения.
  • – Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, произведения которого вам знакомы с раннего детства. Кто этот человек, автор множества стихотворений, поэм, романов, повестей, сказок, вы догадаетесь сами, прослушав отрывки некоторых из них.
  • Под голубыми небесами
  • Великолепными коврами,
  • Блестя на солнце, снег лежит;
  • Прозрачный лес один чернеет,
  • И ель сквозь иней зеленеет,
  • И речка подо льдом блестит.
  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя:
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя.
  • Ветер по морю гуляет
  • И кораблик подгоняет;
  • Он бежит себе в волнах
  • На поднятых парусах…
  • Жил старик со своею старухой
  • У самого синего моря;
  • Они жили в ветхой землянке
  • Ровно тридцать лет и три года.
  • – Догадались, о ком пойдёт речь сегодня на уроке?
  • – Отрывки из каких произведений А. С. Пушкина услышали?
  • – Какое произведение поэта нравится вам больше других?
  • – Что вы знаете о самом поэте, его детстве, юности?

4.Формулирование учебной задачи.

-Будем учиться наблюдать за особенностями языка стихотворения, высказывать своё мнение о произведении, наблюдать за развитием основной мысли в этом произведении

5.Рассказ учителя об истории создания стихотворения и комментарии к тексту стихотворения.

6.Наблюдения по тексту стихотворения

– Каким настроением проникнуто это стихотворение?

– С каким чувством поэт пишет о своей няне?

– Какие слова подтверждают это?

– Прочитайте их.

– Какой вы представляете Арину Родионовну?

7.Подведение итогов урока, рефлексия, самооценка

  • Что сегодня особенно удивило в уроке? Какие сделали для себя открытия?
  • О чём ещё хотелось бы узнать по этой  теме ?
  • Оцените результаты своей работы на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания («+», « - », «?»):

8.Д/з Подготовить чтение наизусть стихотворения  «Унылая пора»

Приложение 6 «Творческие игры»

        Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя свободно, имеет возможность высказывать своё мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех-мечта любого учителя. К таким урокам я стремилась в течение многих лет работы в школе. Немаловажную роль в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло изучение и использование на практике богатых возможностей личностно - ориентированнного  подхода к обучению и воспитанию.Остановлюсь на такой эффективной форме организации личностно-ориентированного урока, как творческие работы, позволяющие добиться выполнения целей и задач урока, его результативности. Формы такой работы многообразны, значимость её велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые  и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической ,целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Приведу примеры:

1.Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». По дороге в школу понаблюдайте за окружающей вас средой. Какие изменения в ней вы заметили сегодня? Расскажите о них.

2.Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст(5-6 предложений) о зиме. Выразите своё отношение к этому времени года.

           3.Послушайте песню «С чего начинается Родина».Выделите основную мысль и запишите её для себя.

           4.Напишите письмо себе от имени природы.

 

            5.Составьте предложении с деепричастиями или деепричастными оборотами ,в котором вы выразите состояние ученика,  получившего  двойку. Вот начало предложения : Ученик идёт домой (как?)...

6.Конкурс на лучшего экскурсовода. Вы экскурсоводы, ведёте экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится .Кто лучше справится с этой задачей?

7.Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки. Исправьте их.

  1)Мы  спрашивали дорогу у местных аборигенов.

   2)Впереди лидирует команда наших спортсменов.

3)На площади он увидел огромную массу народа.

4)Художник подарил музею свой автопортрет.

 Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад учителя русского языка и литературы Е.Ф. Алексеевой 2010 - 2011 уч.год

В рамках экспериментальной площадки нашей школы «Образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков»  на уроках русского языка мною используется «...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Карповой Т.Н., учителя русского языка и литературы, мордовского языка и литературы.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по  пунктам:1.Актуальность и перспективность опыта.2.Концептуальность.3.Наличие теоретической базы.4. Ведущая педагогичес...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...