Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Рабочая  программа  по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_6_klass.docx79.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Урусовская средняя общеобразовательная школа

Ртищевского района   Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель ТГ

                  /Панченко Л.В./

                              ФИО

Протокол №         от  

« 9     »сентября 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

                             /   Липатова Н.Г./

                                          ФИО  

«    11  » сентября 2015 г.

«Утверждено»

Руководитель

                          /Шуршина Н.И./

                                            ФИО

Приказ №         

от  «  15    »  сентября 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Родькиной Надежды Николаевны,

учителя русского языка и литературы,

I квалификационная категория

Ф.И.О., должность, категория

по  русскому языку , 6 класс

предмет, класс и т.п.

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____    от

 «__» сентября  2015  г.

2015 – 2016   учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика учебного предмета

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость обучающихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности обучающихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей обучающихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития обучающихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Учебно – тематический план по предмету

русский язык

Класс  6

Учитель: Родькина Н.Н.

Всего часов – 210, в неделю – 6

Контрольных словарных диктантов - 4

Контрольных  диктантов -12

Изложений - 4

Сочинений - 9

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).

Учебник Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –  М.: Просвещение, 2014.


№ п/п

Наименование раздела и тема урока

Количество часов

УУД

Применение ИКТ

Календарные сроки

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

план

факт

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3 ч.)

1

Р/р Русский язык – один из развитых языков мира.

1ч.

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста

Слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

1.09

2

Р.Р. Язык, речь, общение.  

1ч.

3.09

3

Ситуация общения.

1

3.09

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ  (13 ч.)

4-5

Фонетика. Орфоэпия.

2

презентация

4.09-7.09

6

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1ч.

Выразительное чтение прозаических текстов.

Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

презентация

7.09

7

Части речи.

1ч.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений)

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

презентация

8.09

8

Проверочная работа по теме "Части речи"

1

10.09

9

 Орфограммы в окончаниях слов.

1ч.

Выразительное чтение прозаических текстов.

Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста

Формировать навыки речевых действий: использования адекватных речевых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний

презентация

10.09

10

Р/р Орфограммы в окончаниях слов

1ч.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности

презентация

11.09

11

Словосочетание.

1ч.

Выразительное чтение прозаических текстов.

презентация

14.09

12

Простое предложение. Знаки препинания.

1ч.

Выразительное чтение прозаических текстов.

презентация

14.09

13

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1ч.

Выразительное чтение поэтических текстов.

презентация

15.09

14

Прямая речь. Диалог.

1ч.

Выразительное чтение поэтических текстов;  стремление к речевому самосовершенствованию.

презентация

17.09

15-16

Входной контроль (контрольный диктант). Анализ контрольного диктанта

2 ч.

Способность к самооценке

17.09

18.09

ТЕКСТ (7ч.)

17

Р/Р Текст, его особенности.

1ч.

Осознавать красоту и выразительность речи;  стремление к речевому самосовершенствованию.

Формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Представлять конкретное содержание

презентация

21.09

18

Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1ч.

презентация

21.09

19

Р/Р Начальные и конечные предложения текста.

1ч.

Научиться определять тип речи текста на основе его языковых и композиционных признаков; выделять ключевые слова в тексте разных типов речи

Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

презентация

22.09

20

Р/Р Ключевые слова.

1ч.

презентация

24.09

21

Р/Р Основные признаки текста.

1ч.

презентация

24.09

22

Текст и стили речи.

1ч.

Научиться составлять текст на основе композиционных и языковых признаков типа и стиля речи

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении  

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

презентация

25.09

23

Официально-деловой стиль речи.

1ч.

презентация

28.09

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (16 ч.)

24-25

Слово и его лексическое значение.

2ч.

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к  самосовершенствованию

Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

презентация

28.09

29.09

26

Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

1ч.

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста

Представлять конкретное содержание и передавать его в письменной и устной форме

1.10

27

Общеупотребительные слова.

1ч.

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения его лексического состава

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

презентация

1.10

28

Профессионализмы.

1ч.

презентация

2.10

29-30

Р/Р Сжатое изложение

2ч.

Применять методы информационного поиска

Формировать навыки работы в группе

5.10

31

Диалектизмы. Контрольный словарный диктант.

1ч.

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме

Соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

презентация

6.10

32-33

Исконно русские и заимствованные слова.

2ч.

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка

презентация

8.10

34

Новые слова (неологизмы)

1ч.

презентация

9.10

35

Устаревшие слова.

1ч.

презентация

12.10

36

Р/Р Словари.

1ч.

презентация

12.10

37

Обобщающий урок по теме «Лексика»

1ч.

13.10

38

Контрольный диктант по теме «Лексика»

1ч.

15.10

39

Анализ контрольной работы

1ч.

15.10

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4 ч.)

40-41

Фразеологизмы.

2ч.

Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа

Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования фразеологизмов

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении

презентация

16.10

19.10

42

Р/Р Источники фразеологизмов.

1ч.

презентация

19.10

43

Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи».

1ч.

презентация

20.10

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (27ч .)

44-45

Морфемика и словообразование.

2ч.

Осознавать возможность русского языка для самовыражения и развития творческих способностей

Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова

Использовать адекватные речевые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки

Формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

презентация

22.10

46

Р/Р Описание помещения.

1ч.

презентация

23.10

47-48

Основные способы образования слов в русском языке.

2ч.

презентация

26.10

49

Практикум по словообразованию

1ч.

27.10

50

Р/Р Этимология слов.

1ч.

презентация

29.10

51

Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование»

1ч.

29.10

52

Анализ контрольного диктанта

1

30.10

53

Р/Р Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

1ч.

9.11

54

Буквы а и о в корнях -кос- -

- кас-.

1ч.

презентация

9.11

55

Буквы а и о в корнях -гор- -

- гар-.

1ч.

презентация

10.11

56

Буквы а и о в корнях -зор- -

- зар-.

1ч.

презентация

12.11

57

Буквы ы и и после приставок.

1ч.

презентация

12.11

58-60

Гласные в приставках пре- и при-.

3ч.

презентация

13.11

16.11

61

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

1ч.

презентация

17.11

62

Сложносокращённые слова.

1ч.

презентация

19.11

63

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1ч.

19.11

64-65

Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

 

2ч.

презентация

20.11

23.11

66-67

Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

2ч.

презентация

23.11

24.11

68

Контрольный диктант по теме «Словобразование» 

1 ч.

26.11

69

Анализ контрольного диктанта

1

26.11

70

Контрольный  тест

1 ч.

27.11

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (125 ч.)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (29ч.)

71-72

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

2ч.

Интерес к изучению языка,  способность к самооценке

Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка

презентация

30.11

73-74

Р/Р Изложение

2

1.12

3.12

75

Разносклоняемые имена существительные.

1ч.

презентация

3.12

76-77

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

1ч.

презентация

4.12

78

Несклоняемые имена существительные.

1ч.

презентация

7.12

79

Род несклоняемых имён существительных.

1ч.

презентация

7.12

80

Имена существительные общего рода.

1ч.

презентация

8.12

81-82

Р/Р Сочинение-описание впечатлений.

2

презентация

10.12

83

Морфологический разбор имени существительного.

1

11.12

84-85

Не с именами существительными. Контрольный словарный диктант.

2ч.

презентация

14.12

86-87

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

2ч.

презентация

15.12

17.12

88

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

1ч.

презентация

17.12

89

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1ч.

презентация

18.12

90-91

Повторение теме «Имя существительное»

2

презентация

21.12

92

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1 ч.

22.12

93

Анализ контрольной работы

1

24.12

94-97

Резервные уроки

4

24.12

25.12

28.12

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (30 ч.)

99

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

1ч.

Интерес к изучению языка. Способность к самооценке.

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательного

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действия, умение убеждать)

презентация

29.12

101102

Р/Р Описание природы.

2ч.

11.01

103-104

Степени сравнения имён прилагательных.

2ч.

презентация

12.01

14.01

105

Проверочная работа

1

14.01

106-107

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

2ч.

презентация

15.01

108-109

Р/РСочинение-описание местности

2ч.

18.01

110

Относительные прилагательные.

1ч.

презентация

19.01

111

Р.Р. Выборочное изложение 

1ч.

21.01

112

Притяжательные прилагательные.

1ч.

презентация

21.01

113

Морфологический разбор имени прилагательного.

1ч.

22.01

114-115

Не с прилагательными.

2ч.

презентация

25.01

116

Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное"

1ч.

26.01

117

Анализ диктанта

1

28.01

118

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

1ч.

презентация

28.01

119-120

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

2ч.

презентация

29.01

1.02

121

Р/Р Описание игрушки

1ч.

1.02

122

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

1ч.

презентация

2.02

123-124

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2ч.

презентация

4.02

125

Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных»

1ч.

5.02

126-127

Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное».

Контрольный тест

2ч.

презентация

8.02

128

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

.

1ч.

9.02

129

Анализ контрольной работы

1ч.

11.02

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (15 ч.)

130

Имя числительное как часть речи.

1ч.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке

Осознать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению  препятствий

Проектировать маршрут преодоление затруднений

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи

Объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования структуры слова

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы

презентация

11.02

131

Простые и составные числительные.

1ч.

презентация

12.02

132

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1ч.

презентация

15.02

133

Порядковые числительные.

1ч.

презентация

15.02

134-135

Выборочное изложение

2

18.02

136

Разряды количественных числительных.

1ч.

презентация

19.02

137-138

Числительные, обозначающие целые числа.

2ч.

презентация

22.02

139

Дробные числительные.

1ч.

презентация

25.02

140

Собирательные числительные.

1ч.

презентация

25.02

141

Морфологический разбор имени числительного.

1ч.

26.02

142

Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

1ч.

презентация

29.02

143

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

.

1ч.

29.02

144

Анализ контрольной работы

1ч.

МЕСТОИМЕНИЕ (25 ч.)

145

Местоимение как часть речи.

1ч.

Интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Использование норм речевого этикета в собственной речевой практике; способность к самооценке.

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с местоимениями

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

презентация

1.03

146-147

Личные местоимения.

2ч.

презентация

3.03

148

Возвратное местоимение себя.

1ч.

4.03

149

Р/Р Рассказ по рисункам

1ч.

7.03

150

Вопросительные местоимения.

1ч.

презентация

7.03

151

Относительные местоимения

1ч.

презентация

10.03

152-153

Неопределенные местоимения.

2ч.

презентация

10.03

154-155

Отрицательные местоимения.

2ч.

презентация

11.03

14.03

156-157

Притяжательные местоимения.

2ч.

презентация

14.03

15.03

158-159

Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

2ч.

17.03

160

Указательные местоимения.

1ч.

презентация

18.03

161

Определительные местоимения.

1ч.

презентация

21.03

162

Местоимения и другие части речи. Контрольный словарный диктант 

1ч.

21.03

163

Морфологический разбор местоимения.

1ч.

22.03

164-165

Обобщающие уроки по теме «Местоимение».

2ч.

презентация

24.03

166

Контрольный диктант по теме «Местоимение» 

1ч.

25.03

167

Анализ контрольной работы

4.04

168-169

Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

2ч.

4.04

5.04

ГЛАГОЛ (29 ч.)

170-171

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

2ч.

Интерес к изучению языка.

Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию

Способность к самооценке.

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста

Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний

Управлять своим поведением  (контроль, самокоррекция, оценка действия)

презентация

7.04

172

Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу

1ч.

8.04

173

Повторение: способы образования глаголов

1ч.

11.04

174

Разноспрягаемые глаголы.

1ч.

презентация

11.04

175-176

Глаголы переходные и непереходные

2ч.

презентация

12.04

14.04

177

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

1ч.

презентация

14.04

178-179

Р/Р Изложение.

2ч.

15.04

18.04

180-181

Условное наклонение.

2ч.

презентация

18.04

19.04

182-183

Повелительное наклонение.

2ч.

презентация

21.04

184-185

Р/Р Сочинение по рисункам.

2ч.

22.04

25.04

186

Употребление наклонений.

2ч.

25.04

26.04

187

Контрольный диктант по теме "Глагол"

1ч.

28.04

188

Анализ диктанта

1

29.04

189-190

Безличные глаголы.

2ч.

презентация

2.05

191

Морфологический разбор глагола.

1ч.

3.05

192

Р/Р Рассказ на основе услышанного.

1ч.

5.05

193-194

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

2ч.

презентация

5.05

6.05

195-196

Обобщающие уроки по теме «Глагол»

2ч.

10.05

12.05

197

Контрольная  работа по теме «Глагол»

1 ч.

12.05

198

Анализ диктанта

1

13.05

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ (12 ч.)

199-200

Разделы науки о языке.  Орфография.

2ч.

Способность к самооценке

Осознание роли пунктуации в письменной речи.

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и составления текста

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

презентация

16.05

201

Пунктуация

1

презентация

17.05

202-203

Лексика и фразеология.

2ч.

презентация

19.05

204

Словообразование. Контрольный словарный диктант.

1ч.

20.05

205

Морфология

1ч.

презентация

23.05

206

Синтаксис

1

презентация

23.05

207

Итоговый контрольный диктант

1ч.

24.05

208

Анализ контрольного диктанта

1

26.05

209-210

Резервные уроки

2ч.

26.05

27.05


Содержание курса

Содержание

Кол-во часов

1

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.

4

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Составление диалога.

 

12

2

ТЕКСТ

Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

Основные признаки текста.

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

7

3

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Словари русского языка.

16

4

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Фразеологический словарь.

4

5

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.

Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

 Морфемный и словообразовательный разбор слова.

27

6

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

29

7

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных  в 5 классе).

Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.

Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

30

8

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.

Морфологический разбор имени числительного.

15

9

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.

Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

25

10

ГЛАГОЛ

Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.

Морфологический разбор глагола.

29

11

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

12

ИТОГО

210

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русского языка обучающиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 6 класса обучающиеся должны  уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • соблюдать последовательность и связность изложения;
  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;
  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;
  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;
  • определять вид связи предложений в тексте;
  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
  • использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);
  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014

2. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  – М.: Просвещение, 2012г.

Интернет- ресурсы

Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://rus.1september.ru/rusarchive.php

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...