Конспект открытого урока по развитию речи «Улыбка ясная природы…»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Воробьёва Татьяна Владимировна

Экспериментальное занятие с разновозрастной аудиторией – 5-8 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по развитию речи
«Улыбка ясная природы…»

(Экспериментальное занятие с разновозрастной аудиторией – 5-8 кл.)


Оформление доски. Эпиграфы:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

(Ф. И. Тютчев)

«Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней»

(Л. Н. Толстой)

«Нет правды без любви к природе,

Любви к природе нет без чувства красоты…»

(Я. Полонский)

«…Человек идёт рядом с природой, с временами года, соучастник и собеседник всего, что совершается в творении»

(Н. В. Гоголь)

Оформление класса: иллюстрации с изображением пейзажей; фотоэтюды; работы учащихся (рисунки).

Цели и задачи урока:

1)Показать красоту и оживляющую силу природы в произведениях русских писателей и поэтов.

2)Поработать над выразит. чтением худож. текстов.

3)Дать возможность учащимся проявить свои способности.

I Орг. моменты: * разделились на 4 группы по «временам года» (по жребию) * о ходе урока (взаимопомощь).

II Вступит. слово учителя.

Мы любим природу, произведения о ней, но иногда не всё понимаем, спешим, пропуская Прекрасное, а от этого наша жизнь становится беднее, скучнее, хотя мы этого часто не замечаем, не осознаём. А ведь каждый человек в душе - Поэт. Давайте сегодня постараемся приблизиться к пониманию Души Природы и приоткрыть свою душу, попробуем увидеть, как зачастую воедино слиты Души Человека и Природы. Природа обогащает Душу человека, врачует её, успокаивает, помогает переживать грусть, тоску, скуку, боль, полнее ощущать радость и счастье.

Как вы думаете, когда человеку плохо «на душе», что ему рекомендуют врачи, кроме лекарств? (общение с природой и близкими по духу людьми).

Вот и у замечательного поэта Б. Окуджавы есть такие строки:

Если я заболею, к врачам обращаться не стану,

Обращусь я к друзьям,

Не сочтите, что это в бреду.

Постелите мне степь,

Занавесьте мне окна туманом,

В изголовье поставьте упавшую с неба звезду!

В наше сложное время мы мало общаемся с Природой, не подозревая, как много при этом теряем; попробуем сегодня хоть немного восполнить дефицит общения с Природой. В этом нам помогут замечательные поэты и писатели, а также репродукции картин и фотоэтюдов.

Наверное, у каждого из вас было такое: вслух или про себя вы восклицали: «Почему я не художник?!» - так хотелось изобразить закат, восход или какой-нибудь пейзаж. Почему? (красота + настроение). Но ведь сделать это можно и словами. И учиться этому нужно у художников слова – поэтов и писателей.

III Осн. часть.

  • Обратим внимание на эпиграфы к уроку. Где самые важные слова?
  • С самого раннего детства мы встречаемся с природой и произведениями о ней. Давайте вспомним поэтов и писателей-мастеров худ. слова о Природе.

Хорошо, что вы многих знаете, но, надеюсь, сегодня познакомитесь с новыми авторами.

  • О работе с листочком.
  • Подбираем ассоциативные понятия по временам года.
  • Чтение «визиток» времен года. Обсуждение.
  • Работа в группах с отрывками на карточках (выр. чтение, словесное рисование; средства худ. образности; подбор иллюстраций) [Во время работы в группах звучит музыка А. Вивальди «Времена года»].

IV Заключительное слово учителя.

Есть много разных представлений о счастье (~ эпиграф - слова Л. Толстого).

В литературе существует известный образ: «корзина счастья, памяти» - это наши воспоминания. Хотелось бы, чтобы в этой «корзине» были не только встречи с хорошими людьми, но и встречи с удивительной Природой. И вам бы удалось хоть чуть-чуть приблизиться к пониманию тайн души Природы, как герою повести «Ехал Грека» замечательной современной писательницы В. Токаревой, который с друзьями поднимался на вершину горы: «Всё кончается когда-нибудь. И наше восхождение закончилось. Мы ступили на вершину.

Я стоял на самой середине между небом и землёй. Отсюда было видно, что земля имеет форму шара.

Море было полосатое: полоса изумрудно-зелёная, полоса черно-синяя, полоса коричневая…

Подо мной и позади меня - горы. Заходящее солнце освещало вершины, и они горели, а подножия были тусклые…

…Я…

В горах совсем другое восприятие своего «я». Я человек. Часть природы. Часть всей этой красоты. Её совершенное выражение. И если Я имею ко всему этому прямое отношение, значит, мне не в чем сомневаться.

Я преодолел себя, чтобы поднять своё тело высоко над землёй. Я поднял себя для того, чтобы лучше увидеть вокруг и в себе.

…Моя душа наполнилась торжественностью и слёзы заволновались во мне.

…Сейчас я стоял и внутренне плакал, охваченный противоположными чувствами, которые я раньше в себе не соединял.

Значит, я шёл в гору так долго и так трудно ради этой минуты. И нет такой платы, которая была бы для неё высока.»

Желаю каждому найти свою «вершину», приблизиться к тайне жизни. И пусть вам в этом помогут близкие люди и «улыбка ясная Природы…».

V  Д/з: Итоговая творческая работа:

Опиши своё настроение; любую иллюстрацию; любое время года; создай словесное рисование по любому прозаическому или поэтическому отрывку (по выбору учащегося).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."

Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека». Тип урока:интегрированный.Образовательные технологии:ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  И...

Конспект открытого урока по развитие речи в 1 классе на тему: "Дикие и домашние животные".doc

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе. Тема: "Дикие и домашние животные"...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Конспект открытого урока по развитию речи с детьми категории «Особый ребенок» Тема: «Овощи. Знакомство с репой»

      Цель:·        формирование начальных представлении о репе, как об овоще.       Задачи:·...

Конспект открытого урока по литературе "Едем в Ясную поляну"

Конспект открытого урока по литературе "Едем в Ясную поляну"...

План-конспект открытого урока по английскому языку «Человек- дитя природы»

План-конспект открытого урока в 10 классе на тему: "Человек - дитя природы"...