Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по учебнику Баранова, Ладыженской, 3 часа внеделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_rus._yaz.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

             

                                                                                                    Пояснительная записка

     Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

     Федеральные:

1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089.

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312».

4.Примерные программы по учебным предметам. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.

5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской

Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 253.

6.Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 164-р).

7.Программа по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.-3-е изд., перераб.-М.: «Просвещение», 2008г.

    Региональные:

1. Закон РТ «Об образовании» от 22.07.2013 № 68-ЗРТ;

2.Приказ МО и Н РТ от 09.07.2012 г. № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования».

3. Приказ МО и Н РТ от 10.07.2012 г. №4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования».

   Районные:

1. Муниципальная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков РТ в Алькеевском муниципальном районе РТ на 2014-2020 г.г.»

   Школьные:

1. Учебный план МБОУ «Чувашско-Бурнаевская средняя общеобразовательная школа»   Алькеевского  муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016учебный год.

2.Положение о рабочей программе учителей МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района РТ. 

    Методические рекомендации: 1. МО и Н РТ ГАОУ ДПО «ИРО» «Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» (Методические рекомендации) К., 2014г.

 Рабочая  программа ориентирована на использование учебника Русский язык: Т.А. Ладыженская, М.П. Баранов, Л. А. Тростенцова  (учебник для  6 класса общеобразовательных учреждений) /Рекомендовано МО и Н РФ 30-е издание /М.: Просвещение, 2009   г, включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год.  

Согласно примерной программе на изучение курса русского языка в 6 классе отводится 210 часов. Общеобразовательное учреждение  работает по региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего  общего образования, где на изучение учебного предмета «Русский язык» предусмотрено 105 часов. Преподавание  предмета «Русский язык» в 6 классе осуществляется в соответствии учебным планом МБОУ «Чувашско –Бурнаевская СОШ» на 2015-2016 учебный год, согласно которому  на изучение данного предмета отводится 3 часа в неделю (105 часов) и дополнительно 1 час (35 часов)  выделен из  школьного компонента на расширение программного курса с целью формирования умений опознавать , анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом. Следовательно, в  рабочей программе общее количество часов 140, в неделю -4 часа

                                                                                   Дополнительные часы из школьного компонента.

1. Анализ контрольной работы. Повторение изученного по разделу «Лексикология» в 5 классе.

2. Р.р.Сочинение – описание помещения.(по упражнению 176)

3 Правописание корней  слов с чередованием

4. Объяснительный диктант по теме «Правописание корней слов  с чередованием».

5.Тестирование по теме: Словообразование

6. Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного об имени существительном.

7. Публичное выступление  на тему «Происхождение имён».

8.Способы сжатия текста. Сжатое изложение

9. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

10.Описание природы. Работа по текстам И.Бунина, В.Тендрякова, М.Пришвина.

11.Р\р. Выборочное изложение     по повести А.С. Пушкина «Дубровский»

12. Тестирование по теме: «Имя прилагательное»

13. Анализ  контрольной работы. Работа над ошибками.

14. Деловые бумаги. Расписка, заявление, доверенность.

15.Сочинение-рассказ по рисункам на тему «Как я однажды помогал маме».

16. Контрольное сочинение - рассуждение по тексту (упр.436)

17. Тестирование по теме  «Местоимение»

18. Анализ контрольного сочинения-рассуждения.. Работа над ошибками        

19. Сочинение по репродукции картины Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

20. Контрольное изложение  с элементами сочинения по тексту «Витькина гайка».(упр.484) Работа над текстом.

21. Контрольное изложение по тексту упражнения 484 «Витькина гайка»  Написание изложения.

22. Тестирование по теме «Глагол»

23. Практическое занятие. Наклонение глагола.

24.Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

25. Итоговый тест по изученным темам

26. Итоговой тест по изученным темам.

27. Анализ тестов.

28.Выборочное изложение по первой части повести М.Пришвина «Кладовая солнца»

29. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

30.Сочинение повествовательного характера «Рассказ старого учебника» и т.д.

31. Обобщение изученного по теме «Глагол»

32. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

33 Сочинение описание натюрморта Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

34. Обобщение изученного по курсу 6 класса

35Викторина по курсу русского языка 6 класса

  В 6 классе планируются следующие формы текущего контроля: диктанты, тестирование , сочинения, изложения ; промежуточная аттестация: контрольный диктант с грамматическими заданиями

Структура документа

   Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

   Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку в 6 классе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в данном классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

     Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

     Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

     Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

   Курс русского языка для 6 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

     Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

    Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой  компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

    Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

    Курс  русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

    Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

    Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 6  класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

    Общепредметными задачами работы по русскому языку  в 6 классе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.;

- речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

- сведения о графике, об орфографии и пунктуации;

- перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1-4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить  интенсивность и плотность процесса обучения позволяет  использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание  коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

    Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе в разделе "Повторение пройденного в 1-4 классах" определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

   Разделы учебника "Русский язык. 6 класс" содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

   В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 6 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

III. Формы контроля

-Диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный,   терминологический);

-Комплексный анализ текста;

-Осложненное списывание;

-Тест;

-Составление сложного и простого плана к тексту;

-Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

-Составление диалога на заданную тему;

-Составление текста определенного стиля и типа речи;

-Сочинение (описание пейзажа, помещения);

-Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

-Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

-Работа с деформированным текстом.

Перечень учебно-методического обеспечения

Печатные пособия.

Таблицы  по русскому языку для 6 класса.

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение,2011.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков: Кирилл и Мефодий.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,  Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,

   перераб.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.  М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского  языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е  изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка.  Под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского  языка. П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред.  В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М.: Русский язык, 1997.

9. Русский язык. 6 класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской  Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.

10.Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка. А.А.Семенюк, М.А.Матюшина.- 3-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Для учителя:

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

2. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.: АСТ: Астрель, 2003.

3. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскомй языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ,

   2002.

4. Обучение русскому языку в 6 классе: Метод. рекомендации к учеб. для   6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,

   Л.А.Тростенцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2003.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-  М.: Русский язык, 2003.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы: Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.

7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:   Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка  /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

9. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 6 кл./Под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

10.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 6 класс/М.: изд. Экзамен, 2004

Образовательная  программа ориентирована на  использование пособий для учителя:

Русский язык Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская М.: Просвещение, 2009г.

 Г.А.Богданова Уроки русского языка в 6 классе, М., Просвещение, 2006г.

Н.О.Крамаренко Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой , М, Просвещение, 2008г.

Л.Н.Ситникова Диктанты и изложения для учащихся 5 – 8 классов

М.Е.Кривоплясова Цифровые диктанты на уроках русского языка в 5-7 классах

Т.В.Губернская Тестовые задания  2008г.

Образовательная  программа ориентирована на  использование пособий для ученика:

Русский язык Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская М.: Просвещение, 2009г.

Л.Н.Ситникова Диктанты и изложения для учащихся 5 – 8 классов

Т.В.Губернская Тестовые задания  Издательство «Экзамен», М., 2007г.

Календарно – тематическое планирование 

Тема  урока

Тип урока

 Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности.

Планируемые результаты.

Виды контроля

 

Дом.работа

Дата прове-

дения

Дата проведения

по плану

фактич

План

Факт

1.

Русский язык – один из развитых языков мира

Урок усвоения новых знаний

Лекция с элементами беседы, работа с учебником, словарная работа. Выразительное чтение.

Понимать, что язык явление развивающееся.

Фронтальная беседа.

Упр.3, подготовиться к

 зрительному диктанту

 

 

 

                                                                                              Повторение изученного в 5 классе-14 + 4 ч.

2.

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография.

Повторительно – обобщающие уроки.

Беседа по вопросам, работа с учебником, отработка приёмов фонетического разбора.

Знать особенности образования гласных и согласных звуков. Уметь делать фонетический разбор. Соблюдать основные правила литературного произношения.

Устный диктант.

Фонетический

разбор слов

 

 

3.

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова.

Беседа по вопросам, отработка приёмов морфемного разбора, работа с учебником, заполнение таблицы.

Систематизировать знания о морфемах и морфемном составе слов.

Мини – диктант с грамматическим заданием.

Морфемный разбор слов

 

 

4.

Орфограммы в приставках и корнях слов.

Работа с текстом, словарная работа.

Закрепить теоретические основы правописания орфограмм в корнях и приставках слов.

Словарный диктант.

Упр.13,

 повторить

орфограммы

 

 

5.

Части речи. Морфологический разбор слова.

Беседа. Работа с текстом. Отработка приёмов морфологического разбора.

Знать определения частей речи. Уметь их находить.

Комплексная работа с текстом.

Упр.20,

 работа с текстом

 

 

6.

Орфограммы в окончаниях слов.

Работа с учебником. Беседа по вопросам.  Различные виды разбора.

Знать условия выбора окончания  у существительных, прилагательных, глаголов.

Тест.

Творческая работа упр.25

 

 

7

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое и сложное предложения. Знаки препинания в конце и внутри предложения.

 Обобщающе-повторяющие уроки

Беседа, работа по учебнику, составление таблицы, анализ предложений, конструирование сложных предложений.

Знать определение простых и сложных предложений. Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами.

Проверочный диктант.

П.5-7 упр.36

 

 

8

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Анализ предложений.

Уметь производить разборы предложений.

Синтаксический разбор.

П.8, упр.39

 

 

9.

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Беседа по вопросам, словарная работа, работа с учебником.

Знать правила постановки знаков препинания при прямой речи.

Составление предложений по данной схеме.

П.9, составить

предложения

с прямой речью

 

 

10

Текст.

Урок развития речи. Урок развития речи.

Анализ текстов учебника.

Сформировать понятия о тексте, его структуре и типах.

Решение кроссворда.

П.10, упр.49

 

 

11

Официально – деловой стиль.

 

Знать особенности стилей речи, сферу употребления.

Написание заявления.

Написать заявление

 о приеме в школу

 

 

12.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».

Урок контроля

Орфографические и пунктуационные правила.

Знать орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5 классе, уметь применять их на практике.

Диктант.

Повторить орфограммы

на изученные темы

 

 

13.

Анализ контрольной работы. Повторение изученного по разделу «Лексикология» в 5 классе.

Повторительно – обобщающий урок

Беседа, чтение и анализ стихотворения, работа с «Толковым словарём». Решение кроссворда.

Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слов. Уметь пользоваться толковыми словарями.

Проверка самостоятельно выполненного упр.58.

Подготовить презентацию, слайды на изученные орфограммы

 

 

14

Р\р. Собирание  материалов к сочинению по  картине А.М.Герасимова «После дождя».

Сочинение «Вид из окна». (п.13)

Урок развития речи.

Собирание материала к сочинению, словарная работа, составление плана.

Уметь отбирать материал для сочинения.

Сочинение.

Индивидуальные задания.

 

 

15

Р\р.Работа по картине А.М.Герасимова «После дождя». Написание сочинения по репродукции картины А.М.Герасимова.

Урок развития речи, словарная работа.

Работа по плану

Уметь создавать текст – описание на основе составленного плана.

Сочинение

Дописать работу

 

 

 

 

Лексика.

Фразеология.

Культура речи - 12ч. +1ч.

 

 2ч.)

 

16.

Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

Урок усвоения новых знаний.

Беседа, работа с учебником, работа со словарём, работа нд отрывком из текста  М.Фоминой «Летопись нашего двора»

Знать определение профессиональных слов, их сферу употребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, в толковых словарях

Осложнённое списывание

П.14-15 упр.70 письмен.; упр.71 устно

 

 

17.

Диалектизмы.

Урок усвоения новых знаний

Беседа, работа с учебником, работа с «Толковым словарём»

Знать различие слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления диалектной лексики. Уметь пользоваться толковыми словарями.

Анализ текста. Решение кроссворда.

П.16  упр.72

 

 

18.

Р.р. Сжатое изложение по тексту упражнению 75

Урок развития речи.

Понятие текста; тема, основная мысль текста.

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, пересказывать основное содержание.

Сжатое изложение

Упр.33-работа с текстом

 (сжатие текста)-устно

 

 

19.

Жаргонизмы.

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, словарная работа.

Знать определение жаргонизмов, сферу их употребления.

Редактирование текста.

Упр.80 стр.36

 

 

20

Стилистически  (эмоционально) окрашенные слова

Урок усвоения новых знаний

Анализ художественного текста, словарная работа.

Знать определение понятия «эмоционально окрашенные слова», уметь делать вывод.

Комплексная работа с текстом.

П.18 упр.83;

 составить 3 предложения

 

 

21

Устаревшие слова.

Урок усвоения новых знаний

Беседа, работа с учебником, со словарём, анализ текстов.

Знать причины выхода из активного употребления одних слов и появления других.

Привести примеры устаревших слов из учебника истории.

П.19 упр.86

 

 

22.

Новые слова (неологизмы).

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, анализ текстов художественной литературы.

Сформировать понятия о неологизмах; объяснить причины появления этих слов в языке.

Устный распределительный диктант.

П.20  упр.89,индивид.задания

:проихожд.слов(

школа, шпаргалка)

 

 

23

Исконно русские и заимствованные слова.

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, анализ текстов, словарная работа.

Знать определения заимствованных  и исконно русских слов. Способы заимствования.

Редактирование текста.

П.21 упр.95

 (подготовиться

к зрительному диктанту)

 

 

24

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Урок усвоения знаний.

Словарная работа, лексическая игра, работа с тестом.

Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять их в речи.

Словарный диктант.

П.22-23 упр.102

 

 

25

Систематизация и обобщение по теме «Лексикология и фразеология»

Повторительно – обобщающий урок

Словарный диктант, лексические игры, работа с учебником, компьютерная презентация.

Знать определение всех групп слов. Уметь определять лексическое значение слов.

Лексический диктант.

Контрольные вопросы  на стр.50.Повторить раздел

 "Лексика", повторить

 орфограммы

 

 

26.

Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».

Урок контроля

Запись под диктовку. Выполнение грамматического задания.

Уметь употреблять слова и фразеологические обороты в речи.

Контрольная работа.

Фразеологический словарик

 

 

27

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Повторительно – обобщающие урок

Работа с учебником, работа с таблицей, беседа,

Знать определение морфем. Уметь делать морфемный разбор слова, различать разные типы морфем

Диктант «Проверяю себя»

Представить правило написания орфограммы в сказочной форме

 

 

 

Словообразование- 21 ч. + 4ч.

28

Повторение изученного  в 5 классе по теме «Словообразование»

Повторительно – обобщающие урок

Словарная работа, работа по составлению таблицы, выполнение упражнений.

 Уметь делать морфемный разбор слова, различать разные типы морфем.

Словообразовательные модели

П.24 упр.119

 

 

29

Р.р. Описание помещения. 

Урок развития речи

Чтение художественного текста, словарная работа, выполнение упражнений.

Уметь  излагать выборочный материал- текст.

Изложение

П.25 Опишите свою комнату (устно)

 

 

30

Р.р. Выборочное изложение по отрывку из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» упр.122, 166

Урок развития речи

Составление плана

определять и формулировать  основную мысль текста

Выборочное изложение

Составить 5 предложений: с однород.чл.; обращением; сложное предл.; с прямой речью

 

 

31 

Основные способы образования слов в русском языке.

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, словарная работа, работа с таблицей, компьютерная презентация

Знать основные способы образования слов в русском языке.

Словарный диктант.

П.26 упр.129

 

 

32

Способы словообразования  в русском языке

Урок усвоения новых знаний

 построение словообразовательных цепочек.

Уметь производить словообразовательный разбор слова.

Словообразовательный разбор

П.26 упр. Задания из сборника ЕГЭ

 

 

33

Этимология слов.

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, словарями, словарная работа.

Знать об исторических изменениях в структуре слова, особенностях построения словарных статей. Уметь пользоваться  словарями.

Словарно - орфографическая работа.

П.27 упр.131 устно

 

 

34

Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Урок развития речи.

Составление сложного плана

Знать структурные особенности описания, особенности сложного плана.

Сложный план

П.28  упр.135

 

 

35

Р.р.Сочинение – описание помещения.(поможет упр.176)

Урок развития речи.

подбор материала к сочинению.

Уметь создавать текст в соответствии с темой и типом речи.

Сочинение - описание помещения.

Подготовить словарный диктант на правописание орфограмм (индив.задания)

 

 

36

Буквы О-А в корнях КОС - КАС

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником,  игра «Кто быстрее?»

Знать условия выбора букв О- А в корнях КОС – КАС, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием.

Словарный диктант.

П.29 упр.139

 

 

37.

Буквы О- А в корнях -ГОР – ГАР-, -ЗОР – ЗАР-

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, комментированное письмо, игра «Кто быстрее?»

Знать условия выбора букв О- А в корнях ГАР – ГОР, ЗАР – ЗОР, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием.

Объяснительный диктант

П.30 упр.146

 

 

38.

Правописание корней  слов с чередованием гласных в корне слова.

Комбинированный

Работа с учебником, работа с перфокартами, компьютерная программа «Страна Лингвиния».

Знать перечень корней с чередованием гласных, уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять правописание.

Диктант по памяти, осложнённое списывание, перфокарты.

Задания из сборника ЕГЭ

 

 

39

Объяснительный диктант по теме «Правописание корней слов  с чередованием».

Урок контроля.

Индивидуальная работа

Проверить знания учащихся по изученному материалу.

Диктант

Подготовить словарный диктант по теме: Чередующие гласные в корне слова"

 

 

40

Буквы И- Ы после приставок.

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, словарная работа.

Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на согласные. Уметь применять правило на практике.

Объяснительный диктант.

П.31 упр.153

 

 

41

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Комбинированные

Работа с учебником, компьютерная презентация, конструирование словосочетаний, словарная работа

Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения , уметь правильно определять значение приставок.

 Распределительный диктант, перфокарты, тест, выборочный диктант.

П.32 упр.165, устно составить словосочетания со словами на стр.71

 

 

42.

Соединительные О и Е в сложных словах.

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, конструирование сложных слов.

Знать об образовании сложных слов с помощью соединительных гласных. Уметь правильно выбирать соединительную гласную.

Словарный диктант, подбор антонимов, замена словосочетаний  сложным словом.

П.33 упр.169 и словарный диктант по теме пре-при.

 

 

43.

Сложносокращённые слова.

Урок усвоения новых знаний

Словарная работа, работа с учебником.

Знать аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращённых слов. Уметь употреблять их с именами прилагательными , глаголами прошедшего времени.

Осложнённое списывание.

П.34 упр.173

 

 

44 .

Тестирование по теме: Словообразование

Урок контроля

Индивидуальная работа

Работа с тестом

Тест

Подготовить друг другу тест

 

 

45

Р\р. Сочинение по репродукцию картины Т.Н. Яблонской «Утор»

Урок контроля

Индивидуальная работа

Работа с тестом

Тест

Закончить работу над сочинением.

 

 

46.

Морфемный и словообразовательный разборы.

Повторительно – обобщающий урок

Разбор морфемный и словообразовательный, работа с учебником.

Знать различие словообразовательного разбора от морфемного, уметь определять значение морфем, группировать слова по общности словообразовательных признаков. Производить эти виды разборов.

Словообразовательный и морфемный разборы. Составление слов по схемам.

П.35 упр.182

 

 

47.

Повторение и обобщение по теме «Словообразование и орфография»

Повторительно -обобщающий урок

Словарный диктант, работа с учебником.

Закрепить знания полученные в разделе «Словообразование»

Комплексный анализ текста, морфемный и словообразовательный разборы.

Контр.вопросы на стр.80, упр. 191

 

 

48.

Контрольный диктант по теме «Словообразование»

Урок контроля

Запись под диктовку, выполнении грамматических заданий.

Уметь использовать полученные знания на практике.

Диктант.

Подготовить карточки "Орфографический бой"

 

 

 

Морфология и орфография.  Культура речи

 

Имя существительное-17ч. +3ч.

49

Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного  в 5 классе об имени существительном.

Повторительно – обобщающие уроки.

Беседа, работа с учебником, запись под диктовку.

Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний, синтаксическую роль имён существительных в речи.Уметь распознавать существительные на основе общего значения.

Сочинение – рассуждение. Доказать справедливость утверждения Л.В.Успенского «имя существительное – хлеб языка»

Контрольное списывание упр.190

 

 

50.

Р.р. Письмо

Урок развития речи

Создание текста письма.

Уметь создавать связный текст, использовать обращения.

Работа с упр.195

Написать письмо другу

 

 

51

Разносклоняемые существительные.

Урок усвоения новых знаний.

Беседа, работа с учебником

Знать, что существительные на МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений

Объяснительный диктант

П.37 упр.209

 

 

52

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ.

Урок усвоения новых знаний.

 словарная работа.

 правило склонения существительных на МЯ.

Объяснительный диктант

Составить 5 словосочетаний, разобрать их, 5 предложений, выполнить синтаксический разбор

 

 

53

Несклоняемые имена существительные

Урок усвоения нового материала

Работа с учебником,  словарная работа

Знать, что большинство несклоняемых существительных-заимствованные слова, их невозможно разобрать по составу.

Составить словарные статьи к 2 – 3 несклоняемым существительным.

П.39 упр.223-1 гр. упр.222-2 гр.

 

 

54.

Публичное выступление  на тему «Происхождение имён».

Урок развития речи.

Создание докладов, сообщения учеников.

Уметь выступать перед аудиторией.

Публичный доклад.

Творческая работа: Роль имени в жизни человека

 

 

55

Род несклоняемых имён существительных

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, составление таблицы, конструирование предложений.

Знать способы определения рода несклоняемых существительных. Уметь употреблять в речи.

Редактирование текста.

П.40. упр.228

 

 

56.

Имена существительные общего рода

Урок усвоения новых знаний.

Работа с учебником, анализ предложений.

Знать об имени сущ. общего рода. Уметь опознавать их, согласовывать подлежащее и сказуемое.

Индивидуальные задания.

П.41 упр.233

 

 

57.

Морфологический разбор имени существительного

Повторительно – обобщающий урок

Беседа, морфологический разбор.

Знать морфологические признаки существительного, порядок морфологического разбора., уметь его производить

Морфологический разбор существительного, лексико - стилистический анализ текста.

П.42, морфологический разбор

 

 

58.

Р.р. Способы сжатия текста.Сжатое изложение

Урок развития речи

Сжатое изложение описание пейзажа в художественном стиле с элементами сочинения (собственное отношение к описываемому).

Знать особенности написания сжатого изложения. Уметь выделить главную информацию, включать своё отношение к описываемому.

Изложение.

Работа с текстом упр.551 (устно)

 

 

59.

НЕ с существительными.

Уроки усвоения и закрепления нового материала

Работа с учебником, анализ предложений, игра «Кто быстрее?», словарная работа.

Знать условия выбора  слитного или раздельного написания существительных с НЕ.

Заполнение таблицы, осложнённое списывание, тест, словарный диктант.

П.43 упр.242-1 гр.; упр.243-2 гр.

 

 

60.

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных ЧИК и ЩИК

Комбинированный

Самостоятельная формулировка правила, игра «Кто больше?».

Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов ЧИК и ЩИК. Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов.

Выборочный диктант, тест

П.44 упр.250

 

 

61.

Гласные в суффиксах существительных - ЕК и -ИК

Урок усвоения новых знаний.

Диктант по учебнику, работа с учебником.

Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов ЕК и ИК. Уметь применять этот способ на практике.

Словарный диктант

П.45 упр.252

 

 

62

Гласные О – Е после шипящих в суффиксах существительных.

Комбинированный

Работа с учебником, беседа.

Знать условия выбора букв О – е после шипящих.

Заполнить таблицу своими примерами

П.46 Подготовиться к свободному диктанту

 

 

63.

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»

Урок обобщения

Беседа по вопросам, словарный диктант, заполнение таблицы

Знать условия выбора изученных орфограмм; уметь осуществлять правильный выбор

Осложнённое списывание, комплексная работа с текстом.

Подготовить тесты

 

 

64

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по разделу «Имя существительное»

Урок контроля

Запись под диктовку, выполнение грамматических заданий.

Знать изученный материал по разделу «Имя существительное»

Ответить на вопросы на странице 108, выразительное чтение отрывка из романа «Евгений Онегин»

 

 

65

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Урок работы над ошибками.

работа над ошибками.

Уметь исправлять ошибки, допущенные в диктанте.

 

Работа с текстом

 

 

 

Имя прилагательное – 16ч. +1ч.

66.

Обобщение и систематизация изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Урок повторения и обобщения

Беседа, распределительный диктант, сравнение текстов, синтаксический разбор, презентация.

Распознавать имена прилагательные на основе общего грамматического значения, общих признаков.

Комплексный анализ текста.

П.47 упр.273, 274

 

 

67

Р.р. Описание природы. Работа по текстам И.Бунина, В.Тендрякова, М.Пришвина.

Урок развития речи

Анализ текста - описания. Сочинение – описание.

Уметь распознавать стили речи и типы текста.

Анализ текстов.

Анализ текста

 

 

68.

Степени сравнения прилагательных

Комбинированный

Работа с лингвистическим текстом. Редактирование текста. Работа с учебником.

Знать способы образования сравнительной и превосходной степени, уметь образовывать степени сравнения. Правильно писать и уметь употреблять в речи.

Проверочный диктант, работа с индивидуальными карточками.

 Упражнение 289, сравнительные обороты в речи.

 

 

69

Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные.

Урок усвоения новых знаний.

Работа с учебником, составление таблицы.

Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных.

Работа с текстом.

п.50 упр.291-292 устно; записать 10 качественных прилагательных

 

 

70.

Относительные прилагательные.

Комбинированный

Наблюдение над новым материалом. Работа с учебником.

Уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.

Проверочный диктант с грамматическим заданием.

Выборочное изложение     по повести А.С. Пушкина «Дубровский»

 

 

71

Притяжательные прилагательные

Комбинированный

Наблюдение над новым материалом. Работа с учебником.

Уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия.

Проверочный диктант с грамматическим заданием.

П.52 упр.300

 

 

72

Морфологический разбор имени прилагательного

Повторительно – обобщающий урок

Заполнение таблицы. Морфологический разбор. Анализ предложений.

Знать морфологические признаки прилагательных, уметь различать постоянные признаки и непостоянные .

Морфологический разбор прилагательных. Комплексный анализ текста.

Выписать по 1 прилагательному каждого разряда и произвести морфологический разбор

 

 

73

Правописание НЕ с прилагательными

Комбинированный

Наблюдение над новым материалом, анализ примеров, самостоятельный вывод правила. Конструирование предложения. Работа по алгоритму.

Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Уметь применять правило на практике.

 Предупредительный диктант, тест

П.54 упр.310, 312

 

 

74

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Урок усвоения новых знаний

Диктант по учебнику, работа с учебником.

Знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц.

Распределительный диктант

П.55 упр.314

 

 

75

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Комбинированный

Работа по учебнику, составление таблицы, выборочный диктант.

Уметь применять правила на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова.

Интерактивный тест.

 Упражнение 320, выполнение грамматических заданий.

 

 

76

Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, заполнение таблицы.

Уметь различать на письме суффиксы К и СК.

Осложнённое списывание.

 Упражнение 329, работа со словарем.

 

 

77

Р\р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

Урок контроля

Индивидуальная работа

Работа с тестом

Тест

 Упражнение 332, выписать из рамки слова и составить с ними предложения.

 

 

78

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Комбинированный

Беседа, наблюдение над новым материалом, создание таблицы.

Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных. Уметь правильно писать сложные прилагательные.

Выборочный диктант. Тест.

 Упражнение341 и 342 (на выбор)

 

 

79

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»

Повторительно – обобщающие  уроки

Беседа по вопросам, работа с учебником,  лексические игры.

Знать орфограммы , изученные в данном разделе.

Распределительный диктант, перфокарты, работа с раздаточным материалом.

 Упражнение 343.

 

 

80

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Урок контроля

Запись под диктовку, грамматическое задание.

Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух

Диктант

 Подготовить сообщение по теме «Местоимение»

 

 

81

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Урок работы над ошибками

Словарная работа,  составление таблицы.

Уметь находить и исправлять ошибки в диктанте.

Работа над ошибками.

Выполнение упражнения 343, составить текст с данными предложениями.

 

 

 

Имя числительное-11 ч. +1ч.

82

 Имя числительное как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Работа над ошибками. Работа с учебником. Комментированное письмо.

Знать общее значение числительного, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении.

Осложнённое списывание.

 Упражнение 346, составить два предложения используя слова в рамках.

 

 

83

Простые и составные числительные

Урок усвоения новых знаний

Беседа, распределительный диктант, работа с учебником.

Знать признаки простых и составных числительных, уметь их различать.

 Составление таблицы, кроссворд.

 Упражнение 351, Ответить на вопросы.

 

 

84

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Урок усвоения новых знаний

Наблюдение над новым материалом, работа с учебником, анализ таблицы.

Знать условия употребления мягкого знака. Уметь применять правило при написании числительных.

Распределительный диктант, перфокарты.

 Упражнение 355, работа со словарями.

 

 

85

Разряды количественных числительных.

Урок усвоения нового материала

Беседа, работа с таблицей.

Знать признаки количественных числительных.

Выборочный диктант

 Упражнение357.

 

 

86

Числительные, обозначающие целые числа.

Комбинированный

Словарная работа, беседа, работа с учебником, выразительное чтение.

Знать особенности склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.

Интерактивный тест, перфокарты.

 Упражнения362 и 363 (на выбор)

 

 

87

Деловые бумаги. Расписка, заявление, доверенность.

Урок развития речи

Составление деловых бумаг

Уметь писать деловую бумагу (расписку)

Расписка

 Упражнение366.

 

 

88

Р\р. Выборочное изложение по первой части повести М.Пришвина «Кладовая солнца»

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, наблюдение за новым материалом.

Знать особенности дробных числительных

Осложнённое списывание.

 Закончить изложение дома.

 

 

89

Дробные числительные Собирательные числительные

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, индивидуальные карточки.

Знать особенности собирательных числительных, их сочетание с существительными.

Взаимопроверка.

 Упражнение 372, составить словосочетания»числительное + сущ».

 

 

90

Порядковые числительные

Комбинированный

Беседа, осложнённое списывание, работа по учебнику.

Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными.

Самостоятельная работа, творческое списывание.

 Упражнение 378, выполнить задания к упражнению.

 

 

91

Морфологический разбор имени числительного. Обобщение изученного по теме «Имя числительное»

Комбинированный

Морфологический разбор, составление предложений, беседа по вопросам, составление таблицы.

Знать морфологические признаки  и порядок морфологического разбора числительного.

Морфологический разбор, Тесты, составление таблицы.

 

Упражнение383.

 

 

92

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Урок контроля.

Запись под диктовку, грамматическое задание. Работа над ошибками.

Знать материал, изученный в разделе.

Диктант. Составление таблицы.

 Повторение изученного о числительном.

 

 

 

93

 Местоимение как часть речи.

Урок усвоения новых знаний

Комплексная работа с текстом, работа с таблицей, работа с учебником.

Знать особенности местоимения как части речи.

Редактирование текста.

 Упражнение392 и 3393 (на выбор)

 

 

94

Разряды местоимений. Личные местоимения.

Урок усвоения новых знаний

Беседа, работа с учебником, заполнение таблицы.

Знать признаки и особенности склонения личных местоимений.

Выборочный диктант, работа по карточкам.

 Индивидуальные задания.

 

 

95

Возвратное местоимение СЕБЯ.

Урок усвоения новых знаний

Синтаксический разбор, работа по учебнику.

Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ. Уметь правильно употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме.

Осложнённое списывание.

 Упражнение404, подготовка к сочинению по картинам.

 

 

96

Р\р.Сочинение - рассказ по рисункам на тему «Как я однажды помогал маме».стр.170

Урок развития речи.

Подбор материала, составление композиции сочинения.

Уметь составлять связный текст по сюжетным картинкам.

Сочинение.

 Ответить на вопросы, нарисовать рисунок «Моя мама»

 

 

97

Вопросительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Анализ сочинений, работа с таблицей, беседа по вопросам.

Знать особенности склонения вопросительных местоимений.

Словарно - морфологическая работа.

 Упражнение 409, Подчеркнуть все известные местоимения.

 

 

98

Относительные местоимения.

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником, заполнение таблицы.

Знать назначение относительных местоимений. Уметь различать относительные и вопросительные местоимения.

Анализ текста

 Упражнение413, Составить свой рассказ по теме упражнения.

 

 

99

Неопределённые местоимения

Комбинированный

Беседа по вопросам, работа с учебником, творческое списывание.

Знать признаки неопределённых местоимений.

Диктант «Проверь себя».

 Упражнения 416, 418.

 

 

100

Отрицательные местоимения

Комбинированный

Работа с учебником, составление таблицы, словарная работа

Знать, как образуются отрицательные местоимения. Уметь правильно писать приставки НЕ и НИ

Творческое списывание. Проверочный диктант.

 Упражнение423, работа по таблице.

 

 

101

Притяжательные местоимения.

Комбинированный

Заполнение таблицы, работа с учебником. 

Знать признаки притяжательных местоимений. Уметь отличать притяжательные местоимения от личных.

Объяснительный диктант.

 Индивидуальные задания по карточкам.

 

 

102

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Урок контроля

Запись под диктовку, грамматические задания.

Уметь использовать изученный материал на практике.

 

 

 

 

103

Указательные местоимения.

Комбинированный

Беседа по вопросам, работа с учебником, работа по вариантам. Корректировка текста.

Знать значение указательных местоимений. Уметь находить указательные местоимения в речи.

 Осложнённое списывание. Объяснительный диктант  с грамматическим заданием.

 Упражнение 439, сравнение писем М.Горького и А.Макаренко.

 

 

104

Определительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Работа с таблицей, работа с учебником, осложнённая работа.

Знать значение указательных местоимений. Уметь находить их в тексте, использовать их как средство связи.

Распределительный диктант.

 Выполнение упражнения 445, ответить на вопросы.

 

 

105

Морфологический разбор местоимений.

Урок усвоения новых знаний.

Индивидуальная работа

Работа с тестами.

Тест

 Подготовка к сочинению.

 

 

106

Р\р. Сочинение по репродукции картины Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Повторительно – обобщающий урок

Различные виды разбора, работа с учебником.

Знать морфологические признаки местоимений и порядок морфологического разбора.

Морфологический разбор, тест.

 Ответить на вопросы.

 

 

107

Систематизация и обобщение изученного о местоимении.

Повторительно – обобщающий урок

Словарная работа, беседа по вопросам, работа с учебником.

Повторить изученное о местоимении, подготовиться к контрольной работе.

Контрольный словарный диктант.

 Подготовка к сочинению –рассуждению.

 

 

108

Контрольное сочинение - рассуждение по тексту (упр.436)

Урок развития речи

Алгоритм сочинения – рассуждения, подбор аргументов.

Знать структуру сочинения – рассуждения. Уметь создавать сочинение - рассуждение.

Сочинение.

 Ответить на вопросы.

 

 

 

 

 

109

Анализ контрольного сочинения-рассуждения. Работа над ошибками

Повторительно – обобщающий урок

Работа над ошибками. Работа с учебником, работа с таблицей. Выразительное чтение.

Знать морфологические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении.

Анализ текста. Заполнение таблицы. Комплексная работа с текстом.

 Подготовить сообщение о глаголе.

 

 

 

 

 

Глагол- 20ч. + 3ч.Р.р.

 

 

 

 

110

 Повторение изученного о глаголе.

Повторительно – обобщающий урок

Словарная работа, беседа по вопросам, работа с учебником

Повторить изученное о глаголе,

Работа с тестами

 Упражнения 473 и 475.

 

 

111

Разноспрягаемые глаголы

Урок усвоения новых знаний

Работа с учебником. Распределительный диктант.

Знать определение, уметь отличать разноспрягаемые глаголы от  остальных.

Исправление ошибок в тексте, предупредительный диктант.

 Составить связный текст, используя разноспрягаемые глаголы.

 

 

120

Глаголы переходные и непереходные

Комбинированный

Синтаксический разбор предложений. Работа с учебником, Творческая работа.

Знать определения, уметь различать переходные глаголы от непереходных.

Диктант «Проверь себя», распределительный диктант.

 Упражнение 476, составить предложения со словами в рамках

 

 

112

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Урок усвоения новых знаний.

Беседа по вопросам, комплексная работа с текстом.

Различать наклонения глагола. Уметь определять время глагола.

Выборочной диктант.

 Упражнение 483, работа по толковому словарю.

 

 

113

Контрольное изложение  с элементами сочинения по тексту «Витькина гайка».(упр.484) Работа над текстом.

Урок развития речи.

Работа с текстом. Проговаривание текста,

Уметь пересказывать текст от 3 лица,.

Изложение.

 Упражнение485.

 

 

114

Контрольное изложение по тексту упражнения 484 «Витькина гайка»

Написание изложения.

Урок развития речи.

отбор нужного материала.

Уметь добавлять свои рассуждения

Изложение.

 Ответить на заданные вопросы.

 

 

115

Условное наклонение

Комбинированный

Анализ изложения. Выразительное чтение. Работа с учебником. Распределительный диктант.

Знать, что обозначают глаголы условного наклонения, уметь находить их в тексте. Знать, как образуются.

Осложнённое списывание. Индивидуальные карточки.

 Упражнение487, выразительное чтение стихотворения.

 

 

116

Повелительное наклонение

Комбинированный

Беседа по вопросам. Работа с текстом.  Работа по учебнику.

Знать, что обозначают глаголы в повелительном наклонении. Уметь различать повелительное наклонение от будущего времени.

Заполнение таблицы. Комплексная работа с текстом.

 Упражнение490. Составить текст «Если бы я был учителем»

 

 

117

Тестирование по теме «Глагол»

Урок контроля

Индивидуальная работа

Работа с тестами

Тест

 Упражнение  из дидактического материала.

 

 

118

Употребление наклонений.

Уроки закрепления изученного

Анализ предложений. Работа с таблицей.

Уметь употреблять разные формы глаголов в речи.

Анализ текста.

 Индивидуальные задания.

 

 

119

Практическое занятие. Наклонение глагола.

Урок - практикум.

Комплексная работа с текстом. Работа с учебником.

Закрепить знания о наклонениях глагола.

Проверочная работа с текстом.

 Упражнение502. Рассмотрите рисунки и составьте связный текст.

 

 

120

Безличные глаголы

Урок усвоения новых знаний

Беседа по вопросам. Наблюдение над новым материалом. Работа с учебником.

Знать понятие «безличные глаголы». Уметь отличать безличные глаголы от личных.

Заполнение таблицы.

 Упражнение 511, найти стихотворение С.Есенина о родном крае и выразительно прочитать.

 

 

121

Морфологический разбор глагола

Повторительно – обобщающий урок

Фронтальный опрос. Морфологический разбор.

Уметь определять глагол по его морфологическим признакам.

Проверочный диктант.

 Упражнение518.

 

 

122

Р\р. Рассказ на основе услышанного.

Урок развития речи

Анализ текстов учебника. Создание рассказа. Отбор нужного материала.

Уметь составлять связный текст.

Устное сочинение - рассказ.

 Упражнение520. Составление связного рассказа (художественный стиль)

 

 

123

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Комбинированный

Работа над правилом. Синтаксический разбор. Словообразовательная работа.

Знать способы действия при выборе гласных в суффиксах глаголов и владеть им.

Составление таблицы.

 Упражнение 522, Что обозначает выделенный фразеологический оборот?

 

 

124

Повторение по теме «Глагол»

Повторительно – обобщающие уроки

Словарная работа, беседа по вопросам. Распределительный диктант, конструирование предложений.

Уметь опознавать глаголы на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли

Интерактивные  тесты. Проверочный диктант.

 Упражнение529, выразительное чтение стихотворения «Люблю тебя, Петра творенье»

 

 

125

Промежуточная контрольная работа ( диктант с грамматическими заданиями)

Урок контроля

Запись под диктовку. Грамматические задания.

Уметь применять теоретический материал на практике.

Диктант с дополнительным заданием.

 Упражнение 532.

 

 

126

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Урок работы над ошибками.

Анализ ошибок диктанта. Составление таблицы.

Уметь находить и исправлять допущенные ошибки.

Работа над ошибками.

 Упражнение 535.

 

 

127

Итоговый тест по изученным темам.

Урок контроля

Тест.

Проконтролировать знания учащихся по пройденной теме.

Тест.

Написать минисочинение о родной деревеньке

 

 

128

Итоговой тест по изученным темам.

Обобщение ЗУН.

Выполнение грамматических заданий.

129

Анализ тестов.

Урок работы над ошибками.

Анализ выполненных тестов.

Уметь находить и исправлять допущенные ошибки.

Работа над ошибками.

Упражнение 533. Заполнить таблицу.

 

 

 

 

                                                                                     Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах-11ч.

 

130

Разделы науки о языке.

Повторительно – обобщающий урок

Работа с таблицей учебника.

Знать разделы языкознания, основные

Заполнение таблицы.

 Упражнение537

 

 

131

Орфография. Морфология. Морфологический разбор слова.

Повторительно – обобщающий урок

Беседа по вопросам. Наблюдение над повторительным материалом. Работа с учебником.

 единицы этих разделов.

Разборы, осложненное списывание.

Упражнения 539 и 541 (на выбор)

132

Лексика и фразеология.  Лексикология и фразеология.

Повторительно – обобщающий урок

Беседа по вопросам. Наблюдение над повторительным материалом. Работа с учебником.

Уметь применять теоретический материал на практике.

Работа со словарями, осложненное списывание.

Упражнение551. Работа над текстом.

133

Словообразование

Морфемный и словообразовательный разбор

Повторительно – обобщающий урок

Беседа по вопросам Работа с учебником.

Уметь применять теоретический материал на практике.

Работа по учебнику, выполнение грамматических заданий.

Упражнение554. Как образованы выделенные слова?

134

Морфология. Морфологический разбор слова.

Повторительно – обобщающий урок

Беседа по вопросам. Наблюдение над обобщающим материалом. Работа с учебником.

Уметь применять теоретический материал на практике.

Работа по учебнику, выполнение грамматических заданий.

Упражнение557.

Ответить на вопросы.

135

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Беседа по вопросам, работа с учебником, заполнение таблицы.

Уметь находить орфограммы.

Объяснительный диктант, тесты.

 Упражнение 556

 

 

136

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Повторительно – обобщающий урок

Беседа по вопросам. Наблюдение над  повторительным материалом. Работа с учебником.

Уметь применять теоретический материал на практике.

Работа по учебнику.

Упражнение 562.

137

Контрольная работа (диктант) с грамматическими заданиями

Контрольно-измерительный урок.

Запись под диктовку и выполнение грамматических заданий.

Уметь применять знания в контрольной работе.

Работа в контрольных тетрадях

Составить связный рассказ «Русский язык в 6 классе. Чему мы научились»

138

Работа над ошибками. Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками. Повторение изученного.

Наблюдение над обобщающим материалом. Работа с учебником.

Уметь применять теоретический материал на практике.

Работа по учебнику, выполнение грамматических заданий.

Ответить на впросы.

139

Обобщение изученного по курсу 6 класса.

Повторительно – обобщающий урок

Беседа по вопросам. Наблюдение над  повторительным материалом. Работа с учебником.

Уметь применять теоретический материал на практике

Работа по учебнику, выполнение грамматических заданий.

Ответить на вопросы.

140

Викторина по курсу русского языка в 6 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...