"Человек и природа"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

мультимедиа материалы о заповедниках, презентации детей, запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрации картин.

Ход урока

I Организационный момент

II Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний

Учитель русского языка. Здравствуйте. Ребята, прослушайте отрывки из произведений, обратите ваше внимание на оформление доски, посмотрите слайды и постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.

Показ слайдов «Природа нашего края» ( слайд 1-5)

Созвучье полное в природе,-                                           

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

Ф.И. Тютчев

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Вопрос: о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как будет звучать тема нашего урока?

Давайте  сформулируем цели нашего урока?

Сообщение целей урока.

         Ребята! Сегодня на интегрированном уроке русского языка, биологии, химии и экологии, целью является подготовка к домашнему сочинению на тему «Человек и природа», мы соберем материал к сочинению, т.е. углубим наши знания о природе, ее значении для человека, отрицательном воздействии человека на природу, а также о необходимости охранять природу. В этом нам помогут страницы устного журнала. Наш журнал как настоящий. Только его не читают, а смотрят и слушают. Страницы нашего журнала откроются перед вами одна за другой. Смотрите и слушайте устный журнал: "Человек и Природа"  (Слайд 6. На доске календарь с перекидными страницами  "Человек и Природа" издательство СОШ № 2, г .Нижнекамска. 10 апреля 2014 г.) Редакция журнала приветствует гостей. Экскурсию по страницам журнала вам помогут провести наши экскурсоводы:

Звучит музыка.

Страница №1 "Сколько лет тебе отпущено природой?" (Слайд 7)

Учитель биологии.  "Два мира есть у человека один,

 Который нас творил, другой,

 Который мы от века творим по мере наших сил."

Перед тобой тест, составленный американскими медиками. (Бумажный экземпляр на столах участников) Попробуй посчитать, сколько лет тебе отпущено природой. Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Но каждого интересует его шанс на долголетие. Отвечай на вопросы искренне. Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни.

Возраст не имеет значения. (Слайд 8-9. Тест)

Итак, возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

·        Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3.

·        Если женщина надо добавить к 72 цифру 4 (они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины). Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни-69 лет, у женщин - 76.

·        Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года. Если живешь в городе с населением от 10 тыс. до100 тыс. человек добавь 2 года.

·        Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим прибавь 3.

·        Если занимаешься спортом пять раз в неделю, хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если два-три раза - прибавь 2 года

·        Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостяцкой жизни (начиная с 25-летнего возраста до 65 лет)

·        Если ты постоянно спишь больше10 часов, вычти 4 года, если 7-8 ч. ничего не вычитай.

·        Если плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон,- признак плохого кровообращения.

·        Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный - добавь3 года.

·        Если ты счастливый, добавь 1 год, если несчастный - отними 2 года.

·        Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта:), вычти 4 года.

·        Если кто-то из твоих родственников, не дожил до 50, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычти 3 года.

·        Если ты выкуриваешь более трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку - 6 лет, если менее пачки - 3 года.

·        Если каждый день ты выпиваешь, хоть каплю спиртного, вычти 1 год.

·        Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20 кг, вычти 8 лет, если на 15-20 кг, то- 4 года, если на 5-15 кг. -2 года.

      Число, которое ты получил в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить.

- Как видишь, на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место занимает наследственность. Но многое зависит и от тебя лично: курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и др. вредные привычки сокращают продолжительность жизни. Влияет и окружающая среда. Отрицательно влияют: промышленные предприятия, заводы, городской и автомобильный транспорт, недостаточное количество зеленых насаждений, напряженный ритм жизни и большое количество стрессовых ситуаций, отсутствие полноценной природной среды как фактора умиротворяющего и духовного влияния на человека.

Задание. Вместе с участниками своей команды выдели факты, которые, по твоему мнению, способствуют уменьшению продолжительности твоей жизни "-", запиши на листочке красного цвета, факторы способствующие увеличению продолжительности жизни "+" - запиши на листочке желтого цвета. Время на выполнение задания -  30 секунд. Номера 1 берут красный листок, а 3 – желтый, находят себе пару и обмениваются факторами, если каких-то факторов у вас не хватает, дописываем по ходу обмена, у вас 1 минута (Слайд 10. Результат).

 

"-"

"+"

курение

физический труд

алкоголь   

занятие спортом

агрессивное поведение

жизнь с мин. количеством стресса

пассивный образ жизни

режим дня

город с населением 1 мил.

уравновешенность, счастье

стрессовые ситуации

удовлетворенность

плохая наследственность

хорошая наследственность

промышленные предприятия

хорошая экология

напряженный ритм жизни

много газонов и парков

Транспорт и мало зелени    

 

                                              

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 2. «Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна.» (Слайд 11)

Учитель русского языка. Перед вами репродукции картин известных художников: И. Шишкина, И. Левитана. (слайд 6-9) Посмотрите на картины. Понравились они вам? Что изображено на картинах?

- Природа – пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении (слайд 12). (Термин записывается в тетрадь).

- Какое настроение вызвали у вас эти картины?

- С помощью чего художник сумел передать свое настроение?

При помощи красок художник передал всю красоту природы.

А  теперь послушаем музыку.

- Соответствует ли эта мелодия тому, что изображено на картине?

- Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину?

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года») (слайд 13)

- Что вы представили, слушая музыку? Какие образы возникли у вас?

Вывод: музыка способна разбудить наше воображение. Но описать природу при помощи красок и звуков может не только художник или композитор, но и поэт, писатель при помощи слов.  К. Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе … есть великое множество слов» (слайд 14).

Работа с текстом. Какая часть речи помогает увидеть картину наиболее ярко, образно, в богатой гамме цветов? (Прилагательные)

Вставьте прилагательные, чтобы получилось описание осеннего леса (слайд 15).   

За  Доном в лесу прижались __________ и _____________осень. С шелестом падали с тополей _______листья. Моросит ______ дождь. Птицы улетают в __________страны. Но вот _________ветерок разгоняет тучи, и выглядывает солнце. Оно заиграет на последних ___________ листьях, _________зайчиками отразится в речке.

·        В каком стиле вы бы написали о лесе? (Художественном - главная цель стиля – воздействовать на читателя, для этого мы рисуем словами конкретные картины и образы.)

·        А какой тип речи, по - вашему,  уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание. В описании изображаются животные, предметы, природа. Основа описания – перечень одновременных или постоянных признаков явления, предмета).

Учитель русского языка.

         В русской литературе, особенно в поэзии, можно найти немало живописных зарисовок. Природа является и источником вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и лирическим фоном. Писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях красоту родной природы. Давайте и мы на минуту войдем в лес или выйдем в поле …

Учащиеся читают стихи русских поэтов. (слайд 16 – 18)

1) Я пришел   к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…  

                                               А.А. Фет

2) Лес, точно терем расписной-

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляною.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

                                            И. Бунин

 

Три клада у Природы есть: вода,

Земля и воздух - три ее основы.

Какая бы ни грянула беда-

Целы они – все возродится снова.

                                                  С. Викулов

Страница 3. «Экология - ключ к судьбам человечества» (слайд 19)

Учитель биологии. В прозвучавшем сейчас четверостишье Сергея Викулова вы услышали, что вода, земля и воздух - три основы природы. В чем заключается значение природы? Для человека вода, земля, воздух, растения, животные - это клад. Огромно их значение в нашей жизни.

(слайд 20)Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, реки, озера, подземные воды и вода, заключенная в ледниках. Вода – самое удивительное вещество на Земле. Нет такого вещества во вселенной, которое могло бы заменить этот удивительное вещество.   Большая часть всей воды нашей планеты (98%) находится в океанах и морях. (слайд 21) На воды суши приходится не менее 2% воды. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. Именно этим объясняется острота проблемы обеспечения человечества пресной водой. Ее не только мало, она еще легко загрязняется и становится непригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве или промышленности.

         (слайд 22)Атмосфера - воздушная оболочка Земли, обеспечивает нас кислородом, защищает от вредных космических излучений, регулирует температурный режим планеты. Особую роль выполняют и отдельные газы. Озон поглощает губительную для всех живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца. (слайд 23) В конце XX в. Обнаружено опасное сокращение озонового слоя – озоновые дыры - над отдельными территориями Земли. Ученые изучают причины этого тревожного явления. Без воздушной оболочки на Земле царила бы тишина, и небо было бы не голубым или синим, а черным. Наконец, жизнь на Земле была бы невозможна.

(слайд 24) Литосфера – внутренняя твердая оболочка Земли, эта  твердая оболочка, дает нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно, верхний плодородный слой- почва – необходим для выращивания сельскохозяйственных растений.

(слайд 25)Растения – это уникальные организмы, которые способны улавливать энергию солнца, при помощи фотосинтеза, образовывая органические вещества и пополняя запасы кислорода в воздухе. Растения выделяют особенные вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, влияют на климат. Аромат и яркие краски цветов снижают нервное напряжение. Создают хорошее настроение, приносят радость. От животных человек получает продукты питания, сырье для промышленности, лекарства. (слайд 26) Человек – сам часть природы, поэтому, живя среди животных, растений, воды и воздуха, почвы он на нее оказывает воздействие, как положительное, так и отрицательное. Наш бурный век индустриализации, когда человек поднялся в космос, опустился на дно океана, он стал выступать как сила, которая может изменить природу. Изменение природы в таком глобальном масштабе привело к экологическим проблемам, которые срочно надо решать.

Какая наука изучает взаимоотношение человека с окружающей средой? (Экология.) (слайд 27)

Что такое экология? (Экология (по- гречески «экос»-дом, родина, «логос» - наука)- взаимоотношения организмов с окружающей средой. (запись в тетрадь).(слайд 28)

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 4. «АККУМУЛЯЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ» (Слайд № 29)

Учитель химии. Современная эпоха XXI в. Имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня ее называют эпохой глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всего человечества. Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могут покорять и подчинять природу во благо себе. (слайд 30)

·        Что же такое загрязняющее вещество? (Загрязняющее вещество-это любое вещество, не свойственное естественному природному состоянию.)( слайд 31)

Давайте выясним влияние организаций и предприятий, расположенных в нашей местности, на экологическую обстановку.

НА ЗАВОДЕ.( слайд 32)

Директор: Добрый день, Татьяна.

Секретарь: Добрый день, Елена Юрьевна.

Директор: Таня, дайте мне, пожалуйста, распорядок на сегодняшний день.

 (Секретарь берёт лист и протягивает его Директору. Раздаётся телефонный звонок. Секретарь снимает трубку аппарата).

Секретарь: Да, это приёмная директора. Сейчас спрошу. (Обращается к директору). Елена Юрьевна, к вам гости из леса. Они очень просят, чтобы вы приняли их сейчас.

Директор: Гости из леса!? Конечно, приму. Пригласите, пожалуйста.

 (Секретарь выходит за кулисы. Слышатся слова: “Проходите”.

Входят гонцы леса).

Директор: Добрый день, Присаживайтесь. Я вас слушаю

Зверь 1: Здравствуйте. Помогите нам, пока ещё не поздно!

Зверь 2: Злые мальчишки собираются завтра прийти в лес и погубить многих насекомых, но юннаты обещали нам помочь.

Директор: А что вы хотите от меня?

Зверь 3: Мы просим помощи от имени всего растительного и животного мира.

Зверь 1: Если люди не будут беречь природу, то на планете постепенно погибнут все живые организмы.

 (Директор внимательно слушает и что-то записывает).

Зверь 2: Заводские трубы загрязняют воздух и водоёмы, от выхлопных газов городского транспорта трудно дышать, пластиковые бутылки заполнили все городские свалки. Вредные вещества накапливаются в воздухе, а потом выпадают кислотные дожди.

Зверь 3: После этих дождей деревья полностью теряют листья, гниёт трава и цветы, погибают насекомые, грибы, рыбы, птицы. Умирают звери.

Зверь 1: Человек сам губит природу, окружая себя машинами, продуктами химической промышленности. А о сохранении живой природы он забывает.

Зверь 2: Сделайте что-нибудь!

Зверь 3: Вспомните, что мы все живём на одной планете, и её надо беречь!

Директор: Вы правильно сделали, что зашли к нам. Я полностью согласна с вами и постараюсь сделать всё, что в моих силах. (Вызывает секретаря): Таня, зайдите ко мне, пожалуйста!

 (Входит Таня, в руках у неё поднос с чаем).

Директор (Обращаясь к гостям): У вас была долгая дорога. Отдохните, угощайтесь, а я пока приготовлю документы.

Гости: Спасибо. (Пьют чай).

Секретарь: Никогда не думала, что жизнь животных и насекомых может зависеть от людей. Тем более, спасение жизни целого леса!

Гости: Мы все – дети матери Природы. Мы все – единый организм.

 (Директор встаёт и читает текст).

Директор: На совещании у Главы администрации области я попрошу вынести на обсуждение вопрос об очистных сооружениях на заводах нашего города и о сохранности природы.

– Отходы производства, не прошедшие очистку, не следует сливать в водоёмы близ города.

– Установить фильтры на заводские трубы, чтобы уменьшить выброс вредных газов в воздух.

– Обратиться к директорам школ с просьбой помочь в озеленении заводских территорий и во время проведения городских субботников попросить учащихся высадить деревья, кустарники и цветы.

– Работникам коммунального хозяйства необходимо чаще производить влажную уборку городских улиц в летний период.

– Обратиться к мэру города с просьбой о расширении парка троллейбусов и трамваев, как экологически чистых видов транспорта.

В решении этих проблем я смогу вам помочь. Потом наметим дальнейшие действия. У вас есть вопросы ко мне?

Зверь 1: Нет. Большое спасибо вам!

Зверь 2: Приезжайте отдыхать к нам в лес!

Зверь 3: До свидания!

Директор (встаёт): До свидания. Успехов вам!

Секретарь: Счастливого пути!

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 5.  "СВАЛКА ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ" (Слайд 33)

Учитель биологии. Главным источником жизни на Земле является вода (Слайд 34). Без нее невозможно существование ни растений, ни животных, ни человека. Но бесконтрольное сбрасывание промышленных отходов превращает реки и моря в сточные канавы. (Слайд 35)

Тест. «Что вам известно об атмосфере и проблемах, связанных с качеством воздуха» (слайд 36)

Если вы согласны с данным утверждением ставите (+), если не согласны – (-).

Можно прожить около месяца без еды, несколько дней без воды, но без воздуха не проживешь и несколько минут.

Объем данного образца воздуха (или любого другого газа) за­висит от давления и температуры.

Воздух, как и газы вообще, невесом.

Состав атмосферы может сильно различаться в разных точ­ках Земли.

Атмосфера действует как фильтр, который не дает опасной для здоровья радиации достичь поверхности Земли.

В нижних слоях атмосферы температура поднимается с рос­том высоты.

7. Такие вещества, как вода и диоксид углерода, которых в воздухе мало, оказывают, тем не менее большое влияние на свойства  атмосферы.

8. Два из десятка главных продуктов химической промышлен­ности «добыты» из атмосферы.

9. Озон загрязняет нижние слои атмосферы, но необходим в верхних слоях.

10. Чистый, незагрязненный воздух - чистое вещество.

Промышленность - главный виновник загрязнения воздуха.

В последние годы дожди в индустриально развитых странах стали менее кислыми.

Загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью че­ловека, связанной со сжиганием горючих материалов.

Контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха.

Пасмурной холодной ночью температура падает медленнее, чем холодной безоблачной ночью.

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 6. «ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ» (слайд 37)

Учитель химии. Существование атмосферы на Земле - одно из важнейших условий жизни на ней. (Слайд 38) Без пищи человек может прожить месяц, без воды - неделю, а без воздуха не проживет и нескольких минут. На Земле практически не осталось чистого воздуха, а в некоторых промышленных центрах состояние атмосферы просто угрожающее для здоровья. (Слайд 39) Основным источником загрязнения является автотранспорт. Значительная роль в загрязнении атмосферы принадлежит промышленности, в особенности таким отраслям, (Слайд 40) как черная и цветная металлургия, (слайд 41) нефтяная и химическая.

Опыт 1. Получение хлорида аммония (смог).

В колбу капнуть несколько капель нашатырного спирта и добавить столько же соляной кислоты. Закрыть колбу пробкой и встряхнуть.

Опыт 2.Получение оксида азота (IV) (лисий хвост).

В колбу налить концентрированной азотной кислоты и опустить железный гвоздь. Колбу закрыть пробкой.

Опыт 3. Получение углекислого газа.

В пробирку с газоотводной трубкой положить кусочек мрамора и добавить в 2 раза больше соляной кислоты. Свободный конец газоотводной трубки поместить в стакан с известковой водой. А как вы можете получить углекислый газ? Для этого у вас все есть на партах.(надуть воздушные шарики или выдыхать через соломинку в известковое молоко)

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 7. «ЧТО МЫ ВЫБРАСЫВАЕМ ИЛИ ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ПОМОЕК» (слайд 42)

Реклама

Менеджер. Предлагаем вашему вниманию новейшую разработку нашего предприятия – кукла Барби. Она демонстрирует одежду современного силуэта из натуральных материалов. Это любимая игрушка детей трех поколений, она выдержала испытание временем и безопасна для человека и окружающей среды.

Покупатель. Из чего изготовлено туловище куклы?

Менеджер. Конечно, из безопасных материалов. К кукле прилагается сертификат качества.

Эколог. Позвольте уточнить. Голова, ноги, волосы куклы на 70% изготовлены из поливинилхлорида, каждая Барби содержит в среднем 100 г. поливинилхлорида. ПВХ является вторым по распространенности полимеров после полиэтилена и долгое время считается безвредным. На его основе изготовляют кожзаменители для одежды, обуви, галантереи, линолеум, моющие обои.

Менеджер. Можно ли, сравнивать?! Да кукле Барби капли этих вредных веществ по сравнению с морем других изделий из ПВХ.

Эколог. Из капли складывается море. Использование ПВХ создает острую проблему, актуальную не только на сегодняшний день – увеличение раковых заболеваний, но и долгосрочную – утилизация отходов. Дело в том, что изделия поливинилхлоридные изделия нельзя сжигать. При высоких температурах происходит деполимеризация с образованием наиболее токсичных диоксиновых веществ. Они сохраняются в природе до полного разложения более 20 лет, в живых организмах 10 лет.

Учитель химии.    Верхняя часть литосферы, которая непосредственно выступает как минеральная основа биосферы, в настоящее время подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию. Уже сегодня воздействие человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры. (Слайд 40)  Гора мусора изделий из ПВХ растет, сжечь ее планета нельзя. Существуют, правда, природные бактерии разлагающие ПВХ за 50 лет. Но за это время покроется слоем мусора высотой 10 метров. Что делать? Может быть, не производить изделия из этого полимера? Нельзя, ведь на них очень большой спрос. Для покупателей недорогие кожзаменители весьма привлекательны. И вам друзья удастся сейчас исключить из своего обихода обложки для книг, пеналы, портфели.

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница №8. «         СПАСЕМ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ» (слайд 43)

Учитель биологии. Вот мы и перевернули последнюю страницу нашего журнала. И вместо прощания хочется процитировать Р. Эдберга " Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого целого: Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле:" (слайд 44)

 (слайд 45) Мероприятия по охране природы:

         Не допускать самовольную вырубку леса;

Контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту;

Бороться с лесными пожарами;

Для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории;

Вносить редкие виды в Красную книгу;

Разводить животных, восстанавливать погибшие леса.

(слайд 46) Правила поведения в природе:

Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.

На лоне природы веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.

Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.

Будь другом всех живых существ. Не мучай и не убивай животных.

Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Учитель биологии. У вас на партах лежа листочки с вопросами, каждый возьмите себе по вопрос. Ответьте и передайте ответ товарищу,  в течении 1 минуты вы должны ответить на все вопросы.  (слайд 47)

·        Какие формы охраны природы вы знаете?

·        Что такое заповедник, заказник, национальный парк?

·        Что такое Красная Книга?

·        Как мы должны вести себя в лесу?

·        Почему нельзя брат в руки птенцов, зверей?

·        Почему нужно соблюдать чистоту и тишину?

·        Почему нельзя обламывать ветви, снимать кору с деревьев?

·        Чем еще мы можем помочь природе?

Физкультминутка(слайд 48)

Составление плана сочинения(слайд 49)

Учитель русского языка. И ТАК МЫ СВАМИ ПОСМОТРЕЛИ ЖУРНАЛ «Человек и природа», который поможет нам написать домашнее сочинение в публицистическом стиле.        

·        Составление плана сочинения.

1.      Красота природы и ее значение в жизни человека.

2.      Отрицательное воздействие человека на природу.

3.      Норма жизни каждого человека – бережное отношение к природе.

Переходим к лексической работе: поработаем с лексикой, которую вы можете употребить в своем сочинении. (слайд 50)

Экология, охрана природы, окружающая среда, заповедник, национальный парк, природные ресурсы, беречь природу. ( словарь терминов).

- Объясните значение слов (работа со словарями).

- Составьте предложение о природе, используя данную лексику.

- Запишите предложение и разберите его.

·        Анализ эпиграфов (слайд 51)

1.       Охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин

2.       Думы о зелени – думы о будущем. Л. Леонов

3.       Чернобыль – последнее предупреждение человечеству. Р. Гейл.

Учитель русского языка. Почитайте высказывания известных людей о природе и ее охране. Как вы понимаете эти слова? Запишите понравившиеся вам высказывания в качестве эпиграфа для своего сочинения.

Итог урока

Сегодня мы с вами подготовились к домашнему сочинению о природе, поговорили о красоте природы, о значении ее в жизни человека, о воздействии человека на природу, о необходимости охраны природы.

Домашнее задание (слайд 52)

Написать сочинение - описание на темы «Моя природа», «Береги родную природу», «Люби и охраняй природу».

Литература.

1.Предметная неделя химии в школе под редакцией К.Н. Задорожного, ИГ "Основа", 2006г.

2.Окружающая среда и её охрана И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков, М. "Просвещение", 1985г

3.День естествознания в школе Н.Ю. Анашина, Ярославль "Академия развития", 2007г

4.Сохраним наш мир А.А. Артамонов, Волгоград, 1994г

5.Современные проблемы утилизации мусора Д.М. Жилин, Химия в школе №1, 1998г.

6.Журнал "Биология для школьников", № 1 2003г, № 11 2007г.

7.Экологический бумеранг В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Москва, 1995г

8.Экология, окружающая среда и человек Ю.В. Новиков, Москва, 1998г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_temu_chelovek_i_priroda.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Человек и природа»

 

Цели урока:

Образовательнаяактуализировать и обобщить, углубить знания учащихся о значении природы для человека, воздействии на окружающую среду, раскрыть сущность экологических проблем, помочь учащимся в творческом поиске предложений по их решению.

Развивающая: развивать способность применять уже имеющиеся умения, знания в подготовке к домашнему сочинению по данной теме, развивать географическое мышление, умение самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, умения анализировать и делать выводы, выработать умение оценивать экологическую обстановку наших дней.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к природе, повысить интерес к изучению окружающего мира, экологическое воспитание, воспитывать чувство гордости за природу России, родного края.

Оборудованиесловари, учебник, магнитофон, слайды природы, мультимедиа материалы о заповедниках, презентации детей, запись музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года», иллюстрации картин.

Ход урока

I Организационный момент

II Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний

Учитель русского языка. Здравствуйте. Ребята, прослушайте отрывки из произведений, обратите ваше внимание на оформление доски, посмотрите слайды и постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.

Показ слайдов «Природа нашего края» ( слайд 1-5)

Созвучье полное в природе,-        

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

Ф.И. Тютчев

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Вопрос: о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как будет звучать тема нашего урока?

Давайте  сформулируем цели нашего урока?

Сообщение целей урока.

         Ребята! Сегодня на интегрированном уроке русского языка, биологии, химии и экологии, целью является подготовка к домашнему сочинению на тему «Человек и природа», мы соберем материал к сочинению, т.е. углубим наши знания о природе, ее значении для человека, отрицательном воздействии человека на природу, а также о необходимости охранять природу. В этом нам помогут страницы устного журнала. Наш журнал как настоящий. Только его не читают, а смотрят и слушают. Страницы нашего журнала откроются перед вами одна за другой. Смотрите и слушайте устный журнал: "Человек и Природа"  (Слайд 6. На доске календарь с перекидными страницами  "Человек и Природа" издательство СОШ № 2, г .Нижнекамска. 10 апреля 2014 г.) Редакция журнала приветствует гостей. Экскурсию по страницам журнала вам помогут провести наши экскурсоводы:

Звучит музыка.

Страница №1 "Сколько лет тебе отпущено природой?" (Слайд 7)

Учитель биологии.  "Два мира есть у человека один,

 Который нас творил, другой,

 Который мы от века творим по мере наших сил."

Перед тобой тест, составленный американскими медиками. (Бумажный экземпляр на столах участников) Попробуй посчитать, сколько лет тебе отпущено природой. Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Но каждого интересует его шанс на долголетие. Отвечай на вопросы искренне. Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни.

Возраст не имеет значения. (Слайд 8-9. Тест)

Итак, возьмем число 72. Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

  • Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3.
  • Если женщина надо добавить к 72 цифру 4 (они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины). Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни-69 лет, у женщин - 76.
  • Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года. Если живешь в городе с населением от 10 тыс. до100 тыс. человек добавь 2 года.
  • Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим прибавь 3.
  • Если занимаешься спортом пять раз в неделю, хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если два-три раза - прибавь 2 года
  • Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостяцкой жизни (начиная с 25-летнего возраста до 65 лет)
  • Если ты постоянно спишь больше10 часов, вычти 4 года, если 7-8 ч. ничего не вычитай.
  • Если плохо спишь, отними 3 года. Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон,- признак плохого кровообращения.
  • Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный - добавь3 года.
  • Если ты счастливый, добавь 1 год, если несчастный - отними 2 года.
  • Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь 2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта:), вычти 4 года.
  • Если кто-то из твоих родственников, не дожил до 50, скончался от рака, инфаркта и т.д., вычти 3 года.
  • Если ты выкуриваешь более трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку - 6 лет, если менее пачки - 3 года.
  • Если каждый день ты выпиваешь, хоть каплю спиртного, вычти 1 год.
  • Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20 кг, вычти 8 лет, если на 15-20 кг, то- 4 года, если на 5-15 кг. -2 года.

      Число, которое ты получил в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить.

- Как видишь, на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место занимает наследственность. Но многое зависит и от тебя лично: курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и др. вредные привычки сокращают продолжительность жизни. Влияет и окружающая среда. Отрицательно влияют: промышленные предприятия, заводы, городской и автомобильный транспорт, недостаточное количество зеленых насаждений, напряженный ритм жизни и большое количество стрессовых ситуаций, отсутствие полноценной природной среды как фактора умиротворяющего и духовного влияния на человека.

Задание. Вместе с участниками своей команды выдели факты, которые, по твоему мнению, способствуют уменьшению продолжительности твоей жизни "-", запиши на листочке красного цвета, факторы способствующие увеличению продолжительности жизни "+" - запиши на листочке желтого цвета. Время на выполнение задания -  30 секунд. Номера 1 берут красный листок, а 3 – желтый, находят себе пару и обмениваются факторами, если каких-то факторов у вас не хватает, дописываем по ходу обмена, у вас 1 минута (Слайд 10. Результат).

"-"

"+"

курение

физический труд

алкоголь         

занятие спортом

агрессивное поведение

жизнь с мин. количеством стресса

пассивный образ жизни

режим дня

город с населением 1 мил.

уравновешенность, счастье

стрессовые ситуации

удовлетворенность

плохая наследственность

хорошая наследственность

промышленные предприятия

хорошая экология

напряженный ритм жизни

много газонов и парков

Транспорт и мало зелени        

                                        

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 2. «Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна.» (Слайд 11)

Учитель русского языка. Перед вами репродукции картин известных художников: И. Шишкина, И. Левитана. (слайд 6-9) Посмотрите на картины. Понравились они вам? Что изображено на картинах?

- Природа – пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении (слайд 12). (Термин записывается в тетрадь).

- Какое настроение вызвали у вас эти картины?

- С помощью чего художник сумел передать свое настроение?

При помощи красок художник передал всю красоту природы.

А  теперь послушаем музыку.

- Соответствует ли эта мелодия тому, что изображено на картине?

- Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину?

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года») (слайд 13)

- Что вы представили, слушая музыку? Какие образы возникли у вас?

Вывод: музыка способна разбудить наше воображение. Но описать природу при помощи красок и звуков может не только художник или композитор, но и поэт, писатель при помощи слов.  К. Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе … есть великое множество слов» (слайд 14).

Работа с текстом. Какая часть речи помогает увидеть картину наиболее ярко, образно, в богатой гамме цветов? (Прилагательные)

Вставьте прилагательные, чтобы получилось описание осеннего леса (слайд 15).   

За  Доном в лесу прижались __________ и _____________осень. С шелестом падали с тополей _______листья. Моросит ______ дождь. Птицы улетают в __________страны. Но вот _________ветерок разгоняет тучи, и выглядывает солнце. Оно заиграет на последних ___________ листьях, _________зайчиками отразится в речке.

  • В каком стиле вы бы написали о лесе? (Художественном - главная цель стиля – воздействовать на читателя, для этого мы рисуем словами конкретные картины и образы.)
  • А какой тип речи, по - вашему,  уместен здесь? Аргументируйте свои мысли. (Описание. В описании изображаются животные, предметы, природа. Основа описания – перечень одновременных или постоянных признаков явления, предмета).

Учитель русского языка.

         В русской литературе, особенно в поэзии, можно найти немало живописных зарисовок. Природа является и источником вдохновения, и непосредственным участником событий, и местом действия, и лирическим фоном. Писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях красоту родной природы. Давайте и мы на минуту войдем в лес или выйдем в поле …

Учащиеся читают стихи русских поэтов. (слайд 16 – 18)

1) Я пришел   к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…  

                                               А.А. Фет

2) Лес, точно терем расписной-

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляною.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

                                            И. Бунин

 

Три клада у Природы есть: вода,

Земля и воздух - три ее основы.

Какая бы ни грянула беда-

Целы они – все возродится снова.

                                                  С. Викулов

Страница 3. «Экология - ключ к судьбам человечества» (слайд 19)

Учитель биологии. В прозвучавшем сейчас четверостишье Сергея Викулова вы услышали, что вода, земля и воздух - три основы природы. В чем заключается значение природы? Для человека вода, земля, воздух, растения, животные - это клад. Огромно их значение в нашей жизни.

(слайд 20)Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая океаны, моря, реки, озера, подземные воды и вода, заключенная в ледниках. Вода – самое удивительное вещество на Земле. Нет такого вещества во вселенной, которое могло бы заменить этот удивительное вещество.   Большая часть всей воды нашей планеты (98%) находится в океанах и морях. (слайд 21) На воды суши приходится не менее 2% воды. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. Именно этим объясняется острота проблемы обеспечения человечества пресной водой. Ее не только мало, она еще легко загрязняется и становится непригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве или промышленности.

         (слайд 22)Атмосфера - воздушная оболочка Земли, обеспечивает нас кислородом, защищает от вредных космических излучений, регулирует температурный режим планеты. Особую роль выполняют и отдельные газы. Озон поглощает губительную для всех живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца. (слайд 23) В конце XX в. Обнаружено опасное сокращение озонового слоя – озоновые дыры - над отдельными территориями Земли. Ученые изучают причины этого тревожного явления. Без воздушной оболочки на Земле царила бы тишина, и небо было бы не голубым или синим, а черным. Наконец, жизнь на Земле была бы невозможна.

(слайд 24) Литосфера – внутренняя твердая оболочка Земли, эта  твердая оболочка, дает нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно, верхний плодородный слой- почва – необходим для выращивания сельскохозяйственных растений.

(слайд 25)Растения – это уникальные организмы, которые способны улавливать энергию солнца, при помощи фотосинтеза, образовывая органические вещества и пополняя запасы кислорода в воздухе. Растения выделяют особенные вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, влияют на климат. Аромат и яркие краски цветов снижают нервное напряжение. Создают хорошее настроение, приносят радость. От животных человек получает продукты питания, сырье для промышленности, лекарства. (слайд 26) Человек – сам часть природы, поэтому, живя среди животных, растений, воды и воздуха, почвы он на нее оказывает воздействие, как положительное, так и отрицательное. Наш бурный век индустриализации, когда человек поднялся в космос, опустился на дно океана, он стал выступать как сила, которая может изменить природу. Изменение природы в таком глобальном масштабе привело к экологическим проблемам, которые срочно надо решать.

Какая наука изучает взаимоотношение человека с окружающей средой? (Экология.) (слайд 27)

Что такое экология? (Экология (по- гречески «экос»-дом, родина, «логос» - наука)- взаимоотношения организмов с окружающей средой. (запись в тетрадь).(слайд 28)

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 4. «АККУМУЛЯЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ» (Слайд № 29)

Учитель химии. Современная эпоха XXI в. Имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня ее называют эпохой глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всего человечества. Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могут покорять и подчинять природу во благо себе. (слайд 30)

  • Что же такое загрязняющее вещество? (Загрязняющее вещество-это любое вещество, не свойственное естественному природному состоянию.)( слайд 31)

Давайте выясним влияние организаций и предприятий, расположенных в нашей местности, на экологическую обстановку.

НА ЗАВОДЕ.( слайд 32)

Директор: Добрый день, Татьяна.

Секретарь: Добрый день, Елена Юрьевна.

Директор: Таня, дайте мне, пожалуйста, распорядок на сегодняшний день.

 (Секретарь берёт лист и протягивает его Директору. Раздаётся телефонный звонок. Секретарь снимает трубку аппарата).

Секретарь: Да, это приёмная директора. Сейчас спрошу. (Обращается к директору). Елена Юрьевна, к вам гости из леса. Они очень просят, чтобы вы приняли их сейчас.

Директор: Гости из леса!? Конечно, приму. Пригласите, пожалуйста.

 (Секретарь выходит за кулисы. Слышатся слова: “Проходите”.

Входят гонцы леса).

Директор: Добрый день, Присаживайтесь. Я вас слушаю

Зверь 1: Здравствуйте. Помогите нам, пока ещё не поздно!

Зверь 2: Злые мальчишки собираются завтра прийти в лес и погубить многих насекомых, но юннаты обещали нам помочь.

Директор: А что вы хотите от меня?

Зверь 3: Мы просим помощи от имени всего растительного и животного мира.

Зверь 1: Если люди не будут беречь природу, то на планете постепенно погибнут все живые организмы.

 (Директор внимательно слушает и что-то записывает).

Зверь 2: Заводские трубы загрязняют воздух и водоёмы, от выхлопных газов городского транспорта трудно дышать, пластиковые бутылки заполнили все городские свалки. Вредные вещества накапливаются в воздухе, а потом выпадают кислотные дожди.

Зверь 3: После этих дождей деревья полностью теряют листья, гниёт трава и цветы, погибают насекомые, грибы, рыбы, птицы. Умирают звери.

Зверь 1: Человек сам губит природу, окружая себя машинами, продуктами химической промышленности. А о сохранении живой природы он забывает.

Зверь 2: Сделайте что-нибудь!

Зверь 3: Вспомните, что мы все живём на одной планете, и её надо беречь!

Директор: Вы правильно сделали, что зашли к нам. Я полностью согласна с вами и постараюсь сделать всё, что в моих силах. (Вызывает секретаря): Таня, зайдите ко мне, пожалуйста!

 (Входит Таня, в руках у неё поднос с чаем).

Директор (Обращаясь к гостям): У вас была долгая дорога. Отдохните, угощайтесь, а я пока приготовлю документы.

Гости: Спасибо. (Пьют чай).

Секретарь: Никогда не думала, что жизнь животных и насекомых может зависеть от людей. Тем более, спасение жизни целого леса!

Гости: Мы все – дети матери Природы. Мы все – единый организм.

 (Директор встаёт и читает текст).

Директор: На совещании у Главы администрации области я попрошу вынести на обсуждение вопрос об очистных сооружениях на заводах нашего города и о сохранности природы.

– Отходы производства, не прошедшие очистку, не следует сливать в водоёмы близ города.

– Установить фильтры на заводские трубы, чтобы уменьшить выброс вредных газов в воздух.

– Обратиться к директорам школ с просьбой помочь в озеленении заводских территорий и во время проведения городских субботников попросить учащихся высадить деревья, кустарники и цветы.

– Работникам коммунального хозяйства необходимо чаще производить влажную уборку городских улиц в летний период.

– Обратиться к мэру города с просьбой о расширении парка троллейбусов и трамваев, как экологически чистых видов транспорта.

В решении этих проблем я смогу вам помочь. Потом наметим дальнейшие действия. У вас есть вопросы ко мне?

Зверь 1: Нет. Большое спасибо вам!

Зверь 2: Приезжайте отдыхать к нам в лес!

Зверь 3: До свидания!

Директор (встаёт): До свидания. Успехов вам!

Секретарь: Счастливого пути!

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 5.  "СВАЛКА ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ" (Слайд 33)

Учитель биологии. Главным источником жизни на Земле является вода (Слайд 34). Без нее невозможно существование ни растений, ни животных, ни человека. Но бесконтрольное сбрасывание промышленных отходов превращает реки и моря в сточные канавы. (Слайд 35) 

Тест. «Что вам известно об атмосфере и проблемах, связанных с качеством воздуха» (слайд 36)

Если вы согласны с данным утверждением ставите (+), если не согласны – (-).

Можно прожить около месяца без еды, несколько дней без воды, но без воздуха не проживешь и несколько минут.

Объем данного образца воздуха (или любого другого газа) зависит от давления и температуры.

Воздух, как и газы вообще, невесом.

Состав атмосферы может сильно различаться в разных точках Земли.

Атмосфера действует как фильтр, который не дает опасной для здоровья радиации достичь поверхности Земли.

В нижних слоях атмосферы температура поднимается с ростом высоты.

7. Такие вещества, как вода и диоксид углерода, которых в воздухе мало, оказывают, тем не менее большое влияние на свойства  атмосферы.

8. Два из десятка главных продуктов химической промышленности «добыты» из атмосферы.

9. Озон загрязняет нижние слои атмосферы, но необходим в верхних слоях.

10. Чистый, незагрязненный воздух - чистое вещество.

Промышленность - главный виновник загрязнения воздуха.

В последние годы дожди в индустриально развитых странах стали менее кислыми.

Загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов.

Контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха.

Пасмурной холодной ночью температура падает медленнее, чем холодной безоблачной ночью.

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 6. «ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ» (слайд 37)

Учитель химии. Существование атмосферы на Земле - одно из важнейших условий жизни на ней. (Слайд 38) Без пищи человек может прожить месяц, без воды - неделю, а без воздуха не проживет и нескольких минут. На Земле практически не осталось чистого воздуха, а в некоторых промышленных центрах состояние атмосферы просто угрожающее для здоровья. (Слайд 39) Основным источником загрязнения является автотранспорт. Значительная роль в загрязнении атмосферы принадлежит промышленности, в особенности таким отраслям, (Слайд 40) как черная и цветная металлургия, (слайд 41) нефтяная и химическая.

Опыт 1. Получение хлорида аммония (смог).

В колбу капнуть несколько капель нашатырного спирта и добавить столько же соляной кислоты. Закрыть колбу пробкой и встряхнуть.

Опыт 2.Получение оксида азота (IV) (лисий хвост).

В колбу налить концентрированной азотной кислоты и опустить железный гвоздь. Колбу закрыть пробкой.

Опыт 3. Получение углекислого газа.

В пробирку с газоотводной трубкой положить кусочек мрамора и добавить в 2 раза больше соляной кислоты. Свободный конец газоотводной трубки поместить в стакан с известковой водой. А как вы можете получить углекислый газ? Для этого у вас все есть на партах.(надуть воздушные шарики или выдыхать через соломинку в известковое молоко)

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 7. «ЧТО МЫ ВЫБРАСЫВАЕМ ИЛИ ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ ПОМОЕК» (слайд 42)

Реклама

Менеджер. Предлагаем вашему вниманию новейшую разработку нашего предприятия – кукла Барби. Она демонстрирует одежду современного силуэта из натуральных материалов. Это любимая игрушка детей трех поколений, она выдержала испытание временем и безопасна для человека и окружающей среды.

Покупатель. Из чего изготовлено туловище куклы?

Менеджер. Конечно, из безопасных материалов. К кукле прилагается сертификат качества.

Эколог. Позвольте уточнить. Голова, ноги, волосы куклы на 70% изготовлены из поливинилхлорида, каждая Барби содержит в среднем 100 г. поливинилхлорида. ПВХ является вторым по распространенности полимеров после полиэтилена и долгое время считается безвредным. На его основе изготовляют кожзаменители для одежды, обуви, галантереи, линолеум, моющие обои.

Менеджер. Можно ли, сравнивать?! Да кукле Барби капли этих вредных веществ по сравнению с морем других изделий из ПВХ.

Эколог. Из капли складывается море. Использование ПВХ создает острую проблему, актуальную не только на сегодняшний день – увеличение раковых заболеваний, но и долгосрочную – утилизация отходов. Дело в том, что изделия поливинилхлоридные изделия нельзя сжигать. При высоких температурах происходит деполимеризация с образованием наиболее токсичных диоксиновых веществ. Они сохраняются в природе до полного разложения более 20 лет, в живых организмах 10 лет.

Учитель химии.    Верхняя часть литосферы, которая непосредственно выступает как минеральная основа биосферы, в настоящее время подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию. Уже сегодня воздействие человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры. (Слайд 40)  Гора мусора изделий из ПВХ растет, сжечь ее планета нельзя. Существуют, правда, природные бактерии разлагающие ПВХ за 50 лет. Но за это время покроется слоем мусора высотой 10 метров. Что делать? Может быть, не производить изделия из этого полимера? Нельзя, ведь на них очень большой спрос. Для покупателей недорогие кожзаменители весьма привлекательны. И вам друзья удастся сейчас исключить из своего обихода обложки для книг, пеналы, портфели.

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница №8. «        СПАСЕМ ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ» (слайд 43)

Учитель биологии. Вот мы и перевернули последнюю страницу нашего журнала. И вместо прощания хочется процитировать Р. Эдберга " Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого целого: Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле:" (слайд 44)

 (слайд 45) Мероприятия по охране природы:

        Не допускать самовольную вырубку леса;

Контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту;

Бороться с лесными пожарами;

Для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории;

Вносить редкие виды в Красную книгу;

Разводить животных, восстанавливать погибшие леса.

(слайд 46) Правила поведения в природе:

Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.

На лоне природы веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.

Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.

Будь другом всех живых существ. Не мучай и не убивай животных.

Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Учитель биологии. У вас на партах лежа листочки с вопросами, каждый возьмите себе по вопрос. Ответьте и передайте ответ товарищу,  в течении 1 минуты вы должны ответить на все вопросы.  (слайд 47)

  • Какие формы охраны природы вы знаете?
  • Что такое заповедник, заказник, национальный парк?
  • Что такое Красная Книга?
  • Как мы должны вести себя в лесу?
  • Почему нельзя брат в руки птенцов, зверей?
  • Почему нужно соблюдать чистоту и тишину?
  • Почему нельзя обламывать ветви, снимать кору с деревьев?
  • Чем еще мы можем помочь природе?

Физкультминутка(слайд 48)

Составление плана сочинения(слайд 49)

Учитель русского языка. И ТАК МЫ СВАМИ ПОСМОТРЕЛИ ЖУРНАЛ «Человек и природа», который поможет нам написать домашнее сочинение в публицистическом стиле.         

  • Составление плана сочинения.

1.        Красота природы и ее значение в жизни человека.

2.        Отрицательное воздействие человека на природу.

3.        Норма жизни каждого человека – бережное отношение к природе.

Переходим к лексической работе: поработаем с лексикой, которую вы можете употребить в своем сочинении. (слайд 50)

Экология, охрана природы, окружающая среда, заповедник, национальный парк, природные ресурсы, беречь природу. ( словарь терминов).

- Объясните значение слов (работа со словарями).

- Составьте предложение о природе, используя данную лексику.

- Запишите предложение и разберите его.

  • Анализ эпиграфов (слайд 51)
  1. Охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин
  2. Думы о зелени – думы о будущем. Л. Леонов
  3. Чернобыль – последнее предупреждение человечеству. Р. Гейл.

Учитель русского языка. Почитайте высказывания известных людей о природе и ее охране. Как вы понимаете эти слова? Запишите понравившиеся вам высказывания в качестве эпиграфа для своего сочинения.

Итог урока

Сегодня мы с вами подготовились к домашнему сочинению о природе, поговорили о красоте природы, о значении ее в жизни человека, о воздействии человека на природу, о необходимости охраны природы.

Домашнее задание (слайд 52)

Написать сочинение - описание на темы «Моя природа», «Береги родную природу», «Люби и охраняй природу».

Литература.

1.Предметная неделя химии в школе под редакцией К.Н. Задорожного, ИГ "Основа", 2006г.

2.Окружающая среда и её охрана И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков, М. "Просвещение", 1985г

3.День естествознания в школе Н.Ю. Анашина, Ярославль "Академия развития", 2007г

4.Сохраним наш мир А.А. Артамонов, Волгоград, 1994г

5.Современные проблемы утилизации мусора Д.М. Жилин, Химия в школе №1, 1998г.

6.Журнал "Биология для школьников", № 1 2003г, № 11 2007г.

7.Экологический бумеранг В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Москва, 1995г

8.Экология, окружающая среда и человек Ю.В. Новиков, Москва, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Человек и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.

Разработка урока: Человек  и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.В разработке даётся краткий обзор творчества писателя, ...

Человек и природа. Антропогенное воздействие на природу.

Влияние человека на окружающую среду....

Методическая разработка. Программа предметного элективного курса "Человек и природа" (Основы экологии человека) для 9 класса (17 часов)

Программа  элективного  курса  "Человек  и  природа"  (Основы  экологии  человека)"  дополняет  знания  учащ...

Человек, воспитанный природой: влияние природы на формирование и развитие личности

Педагоги во все времена заявляли и заявляют о решающем влиянии окружающей среды, быта, условий труда и отдыха, социального окружения на формирование мировоззрения и нравственности личности. Природа - ...

Проект по направлению "Природа урала" на тему "Человек и природа"

Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть ...