Выработка навыков самостоятельности на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Главной задачей коррекционной школы является подготовка учащихся к жизни, общественно-полезному труду. От оканчивающего школу требуется умение самостоятельно пользоваться устной и письменной речью: написать или рассказать увиденное, услышанное. А это значит, что приобретённые в процессе учебных занятий знания должны быть превращены в прочные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение          для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №5

Центрального района Санкт-Петербурга

Выработка навыков самостоятельности

на уроках русского языка.

                      Неклюкова Елена Ивановна

                                      учитель русского языка и литературы.

Санкт-Петербург

2013 год

Главной задачей коррекционной школы является подготовка учащихся к жизни, общественно-полезному труду. От оканчивающего школу требуется умение самостоятельно  пользоваться устной и письменной речью: написать или рассказать увиденное, услышанное. А это значит, что приобретённые в процессе учебных занятий знания должны быть превращены в прочные навыки.

Качество приобретения учащимися навыков самостоятельной работы определяются характером её организации.                                

Приобретение знаний, умений и навыков предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, коррекцию их внимания и воли, привлечения накопленного учащимися опыта и уже имеющихся знаний.                        Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения учащимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности учащихся в работе.                                                

Ещё К.Д.Ушинский говорил, что перед школой стоит  задача «пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить им привычку к ней, направлять деятельность ребёнка, помогая ей, где необходимо, и оставляя ей действовать там, где она может действовать сама».                        

Уроки русского языка заключают в себе богатые возможности для развития самостоятельности.                                                                        

Под самостоятельной работой при изучении русского языка понимается такая познавательная мыслительная деятельность учащихся, которая направлена на приобретение ими знаний, умений и навыков в процессе которой ученики учатся: анализировать, обобщать, делать выводы.                                                Для этой цели применяются различные упражнения. Они не должны быть однообразными, т.к. требуют от учеников слишком мало самостоятельности, становятся для них скучными, рассеивают внимание, теряется интерес. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка с ЗПР.                

Самостоятельная работа предполагает и развитие у учащихся познавательной активности: наблюдательности, мышления, памяти, воображения.        Привитие навыков самостоятельной работы и самостоятельного мышления – процесс длительный и сложный. Учащиеся овладевают этими навыками постепенно.

При проведении различных работ по русскому языку степень самостоятельности различна.                                                                        

При выполнении устных или письменных работ по грамматическому материалу деятельность учащихся обычно направляется учителем, который руководит работой, помогает в случаях затруднений, ставит дополнительные вопросы. Направляющая и руководящая роль принадлежит учителю. Постепенно учащиеся включаются в самостоятельное выполнение заданий. Затем задания усложняются, требуют полной самостоятельности. Учитель даёт задания и контролирует. Формирование самостоятельности в коррекционной школе осложнено теми трудностями, которые испытывают учащиеся с ЗПР вследствие имеющихся у них индивидуальных и психологических особенностей. Но это вовсе не значит, что в коррекционной школе следует отказаться от самостоятельной работы учащихся, в частности, на уроках русского языка.        

Самостоятельная работа может служить средством развития и коррекции психических процессов учащихся с ЗПР. Освоение навыков самостоятельности способствует сознательному усвоению знаний, коррекции анализа и синтеза.

Нарушение общего и речевого развития учащихся коррекционной школы требует своеобразия в организации самостоятельной работы.                                        В организации самостоятельной работы на уроках русского языка необходимо руководствоваться следующими принципиальными положениями.                                 

I. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся неразрывно связана с развитием их мышления.                                                                 

Формы мыслительной деятельности разнообразны. Одной из основных форм мышления является обобщение. В процессе организации самостоятельной работы над теоретическим материалом или упражнением в учебнике необходимо исходить из того, что очень важно научить школьника не только обобщать факты, но подтверждать сделанные выводы примерами.                                        

Необходимо требовать от учащихся обоснованных полных ответов, приведение доказательств их правильности, т.е. приведение примеров. Вопросы: почему? зачем? для чего? должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности учащихся при изучении русского языка.                                        Наблюдения за работой учащихся с ЗПР показывают, что в большинстве своём они не задумываются над тем, для чего выполняется та или иная работа. Между тем, без понимания цели труда невозможно осознание его результатов.        Умение определить цель работы приобретается постепенно в процессе выполнения заданий по русскому языку.                                                        Определение цели работы оказывается наиболее трудным для учащихся. Для чего это делается? Учитель добивается более глубокого понимания учащимися данного задания. Неизменно требуя от учащихся определения цели выполнения работы, помогая в случае затруднения дополнительными вопросами, учитель добивается осознанного отношения к выполнению заданий. Работа учащихся становится более целенаправленной и более результативной.                        II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ставит перед учащимися определённые интеллектуальные задачи, решение которых требует проявления известных волевых усилий.        Отсюда в организации самостоятельной работы требуется учёт волевых особенностей каждого ребёнка с ЗПР, т.к. не соответствие задания возможностями учащихся – серьёзное препятствие в развитии навыков самостоятельности. Слишком трудные задания парализуют волю, порождает неуверенность, нежелание работать. Не менее опасны и лёгкие задания, т.к. они исключают преодоление трудностей: они не требуют мобилизации умственных усилий, выполняются без особых размышлений и не способствуют выработке навыка самостоятельности.                                                                                Так, например, упражнение с использованием классной доски часто выполняется учащимися механически. Работа становится более эффективной, если учащиеся сами придумывают задания к упражнению. Самостоятельно придуманные задания побуждают у учащихся интерес к самому процессу труда, как преодоление трудностей на пути к знаниям, т.е. развивают волевые качества.        В этом смысле важна чёткая проверка выполнения учащимися заданий. Ученик должен видеть результаты своего труда и получить их оценку со стороны учителя и своих товарищей.                                                                        Преодоление трудностей в работе развивает волю учащихся – необходимое качество для самостоятельной работы.                                                III. ВАЖНЫЙ ПРИНЦИП – постоянное наращивание трудностей, составляет одну из основ самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. ОТ ПРОСТОГО – К СЛОЖНОМУ.        

Первая часть задания, предложенная учащимся, не вызывает трудностей, а последующая представляет новую ступень трудности, на преодоление которой и направлено усилие учащихся.                                                                                Надо стараться дать такую совокупность заданий, которая обеспечила бы прочное усвоение умения и навыка. Внесение в ряд следующих друг за другом упражнений некоторой новизны, повышение степени трудности, самостоятельность ученика приводит к тому, что он научается свободно владеть изученными правилами.                                        

IV. НЕ МЕНЕЕ ВАЖЕН ПРИНЦИП  разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение учащимися задач.                                Виды работ должны быть разнообразны, основываться на различных типах восприятия.                                                                                                         В системе самостоятельной работы должны быть упражнения, основанные на зрительном, слуховом и моторно-двигательном восприятии. Поэтому надо использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды диктантов, упражнения творческого характера        

V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при закреплении, в процессе выполнения  разнообразных упражнений, при повторении и, наконец, в процессе выполнения контрольных работ.                                                                VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся в процессе изучения грамматики русского языка должна опираться на связь преподавания предмета с жизнью, с предметами, изучаемыми в школе.                                                Учащиеся, оканчивающие школу, должны  уметь правильно и последовательно выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. должны овладеть языком, как средством общения.                                        VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА        должна быть организована, как индивидуальная работа с каждым учащимся. Ребёнок с ЗПР по-своему, в зависимости от интеллектуальных качеств, воспринимает окружающую действительность, запоминает, мыслит, говорит, следовательно, и в организации самостоятельной работы необходим индивидуальный подход.                                        Задача Учителя коррекционной школы – организовать контроль за работой каждого из учащихся класса, помочь ему. Сильные учащиеся могут получить дополнительные задания. Ученик с неустойчивым вниманием требует особого подхода к себе со стороны учителя в процессе самостоятельной работы: их необходимо держать в поле зрения, предупреждать возможные ошибки. Ученики, имеющие пробелы в знаниях требуют дополнительных занятий.                                Без учёта этих принципов не возможна правильная организация и формирование навыков самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе на уроках русского языка.                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Все диагностические материалы связаны с определенной темой. Задания рекомендуется применять на уроке как в качестве промежуточного контроля, так и в виде индиаидуальной самостоятельной работы. Тесты с...

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе....

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка       при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах

Статья посвящена формированию  орфографического навыка у обучающихся 5-6 классов...