Дополнительные тексты для развития связной письменной речи у учащихся школ 8 вида
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Мальцева Екатерина Владимировна

Данные текстовые подборки помогут учителям в работе по развитию связной речи  у учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozheniya_teksty_.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

      Дополнительные  тексты  для    изложений.

               

                             Лесной   великан.

В  лесной  тишине  послышался  хруст  снега.  Из   чащи  березняка  показался  лось.  Он  вышел  на  полянку   и  оглянулся.

Как  хорош  был  этот  лесной  великан.  У  него  была  длинная, горбоносая  морда, огромная  рога.  Сам  он  тяжёлый,  грузный,  а  ноги  высокие,  стройные.  А  какая  красивая  окраска  шерсти!  На  ногах  белые  чулки.

Лось  чутко  прислушивался  и  зашагал  к  краю  полянки.  Он  странно  поматывал  головой.  Впереди  росли  толстые  берёзки.  Лось  полез  между  стволами.  Один  рог  у  него  отломился  и  застрял  в  ветвях  берёзок.  Так  лесной  великан  сбрасывал  свой  головной  убор.      

Примерный   план.  

  1. Нарушитель  тишины.
  2. Как  хорош  этот  лесной  великан!
  3. Лось  сбрасывает  головной  убор.  

Лексико – орфографическая  подготовка.

  1. Выяснить  значение  слов:  грузный, горбоносая (морда), странно ( поматывал  головой).
  2. Выделить  имена  прилагательные,  используемые  автором  для  описания  лесного  великана.
  3. Записать  на  доске  слова  с  безударной  гласной:  березняк,  показался, огляделся,  тяжёлый,  отломился.

Слова  для  справок:  послышался, странно, поматывал.

                                   Чудесная   песня.

Весной  синица  переселилась  в  лесной  овраг.  Всюду  журчала  вода.  Блестели  на  солнце  лужи.  Расцвели  подснежники.  По  вечерам  синица  вспоминала  своего  старого  друга  соловья.

Однажды  тёплым, весенним  вечером  над  ручьём  послышалась  песня.  Далеко  разносился  по  лесу  чудесный  голос  крылатого  певца.

Синичка по  голосу  узнала  старого  друга.  Соловей  пел  о  зелёных  рощах  в  южной  стране, о  счастье  вернуться  в  родные  края.  Песня  передавала  радость встречи  с  другом.

Эту  песню  слушали  птицы,  притихший  лес.  Особенно  радовалась  синица.  Теперь  они  с  соловьём  вновь  будут  петь  вместе.

Слова  для  справок:    вернуться,  особенно, радовалась. 

Примерный  план.

  1. Весна.
  2. Чудесный  голос.
  3. Песня  соловья.
  4. Вновь  вместе.

             Ромашки  в  январе.

Щенок  Тявка  и  утёнок  Крячик  сидели  у  окна  и  ёжились  от  мороза. На  дворе  падали  снежинки.

Щенок  достал  листок  бумаги  и  цветные  карандаши.  На  листке  зазеленела  трава, расцвели  ромашки.  Щенок  и  утёнок  смотрели  на  цветы,  и  им  стало  тепло.

Вопросы:     1.  Какое  было  время  года ?

                      2.  Какая  погода  стояла  на  дворе ?

                      3.  Что  делали  Крячик  и  Тявка ?

                      4.   Что  их  согрело ?

                      Ель – кормилица.

К осени  на  старой  ели  висели  тяжёлые  шишки. В  них  созрели  семяна.  Ель  готовилась  накормить  птиц  и  зверей.  

Голодно стало  зимой  в  лесу.  Вот  на  полянку  выскочила белка.  Она  принялась за  еду.  Пёстрый  дятел  спешил  к  ели.  Он  сорвал  шишку  и  улетел  в  лес.  Стайки  клестов  опустились  на  ель.  Клесты  засунули  под  чешуйки  шишек  кривые  носы  и  достают  семечки.

Много  шишек  осталось  на  ели  до  весны.  Пригрело солнышко.  Из  шишек  вылетели  лёгкие  семена.  Попадёт  семечко  во  влажную  землю, прорастёт.  Оно  даст  жизнь  новому  деревцу.

Примерный  план.         1)   Ель  осенью.

                                          2)   Зимние  гости.

                                          3)   Ель  даёт  жизнь  новому  дереву.

Лексико – орфографическая  подготовка.

  1.  Выяснить  значение  слов  и  выражений:  клесты ( показать  картинку),  чешуйки,  принялась  за  еду,  даст  жизнь  деревцу,  кормилица.
  2. Записать  на  доске  слова  с  безударной  гласной:  висели, накормить,  взяла,  деревце,  принялась,  спешил,  улетел,  попадёт, забралась,  тяжёлые,  достают.
  3. Записать  на  доске:   к  осени,  на  ели,  к  ели.  Обозначить  падеж,  выделить  окончания.

Слова  для  справок:        выскочила,   семечко,  семена, чешейки,  прорастёт,   в  них.

                     Глоток  молока.

                     ( Текст изложения  записан  на  доске)

Лада  заболела.  Чашка  молока  стояла  возле её  носа.  Она  не  пила.

Я  присел.  Собака  подняла  голову  и  завиляла  хвостом.  Я  погладил  её.  От  ласки  жизнь  заиграла  в  её  глазах.  

Я  подвинул  чашку.  Она стала  пить  молоко.  Моя  ласка  прибавила  ей  силы.  Эти  несколько  глотков  молока  спасли  ей  жизнь.  (  М. Пришвин )

Примерный  план.  

  1. Что  случилось  с  Ладой ?
  2. Как  она  встретила  хозяина ?
  3. Что  спасло  жизнь  собаке ?

1 этап.    Пересказ  текста  по  плану.

2 этап.    Орфографическая  подготовка.

  1. Учащиеся  тихо  прочитывают, обращается  внимание на  орфограммы.
  2. Текст  стирается.
  3.  Столбиком  записываются  слова  с  безударной  гласной. Они  четко  проговариваются  по  слогам, безударные  гласные  выделяются. Во  второй  столбик  записываются  слова  для  справок:  возле, несколько,  прибавилось,   не  пила.

Карточки  для  слабых  учеников.

  1. Что  случилось  с  Ладой ? (Заболела, молоко, стояла, не  пила. )
  2. Как она  встретила  хозяина ? ( Пришел, подняла  голову, завиляла, погладил, заиграла  в  её  глазах. )
  3. Что спасло жизнь  собаке ? ( Подвинул,  ласка  прибавила  ей  силы,  несколько  глотков, спасли  её. )

Ответ  на  каждый  вопрос  должен  содержать  2-3 предложения.

                    Белянка.

                      (  Текст  читает  учитель )

Ребята  в  колхозе  помогали  взрослым. Паша  и  Лёнька  пасои  лошадей.  Вася  помогал  трактористу.  

Раз  на  скотный  двор  прибежал  Витя.   Тётя  Глаша  из  бутылки  поила  маленькую  белую  овечку.  Бедняжка  осталась  без  матери.

Витя  полюбил  сиротку.  Её  назвали  Белянкой.  Утром  мальчик  бежал  к  Белянке.  Он  поил  её  молоком  и  водил  гулять.  Белянка  привыкла  к  мальчику.

Примерный  план:   1.  Кто  помогал  взрослым  в  колхозе ?

                                    2.  Кто  пас  лошадей ?

                                    3.  Что  делал  Вася ?

                                    4.  Куда  однажды  забежал  Витя ?

                                    5.  Кого  поила  молоком  тётя  Глаша ?

                                    6.  Как  назвали  сиротку ?

                                    7.  Куда  ходил  Витя  каждое  утро ?

                                    8.  Почему  Белянка  привязалась  к  мальчику ?

1  этап.   Пересказ  текса  по   плану.

2  этап.   Работа  над  построением  предложений и  активизацией  словаря:  каким  словами  можно  заменить  слово  « овечка » ? – бедняжка, малышка, сиротка,  Белянка, она;  « мальчик » - Витя, он.

3 этап.     Орфографическая  подготовка.

  1.  Обратить  внимание  школьников, что часть  слов, необходимых  для  построения  предложений, можно  взять  из  вопросов.
  2. Записать  стобликом  слова:  бедняжка. Белянка,  сиротка.
  3. Перечитать  слова  в  вопросах  с  безударной  гласной  по  слогам. Безударные  гласные  выделить  цветным  мелком.

Слова  для  справок:    без  матери,  колхоз,  тракторист,  молоко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.

В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...

Использование ИКТ на уроках английского языка для развития навыков письменной речи у учащихся

Данная статья содержит материал из опыта работы по применению в преподавании английского языка ИКТ для развития у учащихся навыков письменной речи...

Логопедическое занятие по исправлению письменной речи у учащихся VIII вида.

Дифференциация звуков п-т по оптическому сходству в слогах, в словах и предложениях....

Использование ИКТ для развития навыков письменной речи у учащихся

Статья содержит материалы об использовании средст ИКТ для совершенствования и развития навыков письменной речи на английском языке у учащихся...

Развитие связной письменной речи учащихся начальных классов с ОВЗ на основе коммуникативного подхода.

Коммуникативная компетенция в современной модели образования названа одной из базовых компетентностей современного.  Степень сформированности речевых и коммуникативных умений определяет успешност...