конспект урока по русскому языку "Переходные и непереходные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кравец Наталья Владимировна

Данный конспект подходит для изучения темы "Переходные и непереходные глаголы" как в 5, так и 6 классе (в зависимости от программы). Урок содержит проблемно-диалоговую структуру, соответстсвует новым стандартам ФГОС. 

Конспект представляет деятельность учителя и ученика на уроке. Сам урок предусматривает разные виды гупповой, парной или индивидуадьной работы.

В конспекте есть ссылки на ЭОР и слайды презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

Учитель: Кравец Наталья Владимировна.

Класс: 5 г

Тема:         Глаголы переходные и непереходные

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников:

Метапредметные познавательные: использовать умения аудирования; извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, алгоритм, таблицу), анализировать, сравнивать, делать выводы.

 Задачи:

- обучающие                                               Обеспечить знание особенностей смыслового значения переходных и непереходных глаголов;

- развивающие                                          Развивать умение находить в тексте переходные/непереходные глаголы;

- воспитательные                                Создавать условия для формирования настойчивости и терпения, стремлением выполнить дело до конца;

УУД, формируемые на уроке:      

  • Личностные: 1) формируем мотивацию и к обучению через работу с ЭОР; 2) Формируем умение оценивать свои поступки в соответствии с определенной ситуацией;
  • Познавательные: 1) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 3) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  • Коммуникативные: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение работать в паре;
  • Регулятивные: 1) формируем  умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока                                                         урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся                             фронтальная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование  Интерактивная доска, проектор

Линия развития: знания о языке как основа речевой деятельности - распознавать переходные и непереходные глаголы, устанавливать различия между ними; овладение умениями различных видов устной и письменной речи- составлять рассказ на лингвистическую тему.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Устный рассказ на лингвистическую тему.

Проводится по домашнему упр. 543 – развитие устной учебно­научной речи.

Учащиеся выступают с сообщениями по теме «Способы словообразования глаголов».

Самооценивание или взаимооценивание по алгоритму самооценки.

2. Взаимодиктант: один ученик диктует подготовленные дома примеры глаголов, образованных разными способами, остальные записывают их в столбики в зависимости от способа словообразования. Работу проводят 3–4 ученика. Проверка коллективная.

Работа с презентацией: См.слайд

ЭОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/32bcf400-440b-4151-9342-5bdbe828892f/view/

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

2. Выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

ТОУУ

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным, детальным).

2. Анализировать, подводить объекты (языковые факты) под модели, группировать.

III. Введение в тему с постановкой проблемы урока.

1. – Назовите среди признаков глагола новые для вас: спряжение, время, переходность, число, лицо, непереходность, род.

– Запишите эти слова. Сформулируйте тему.

– Какие возникают вопросы?

2. Актуализация изученного.

Работа по вопросам после названия § 67.

3. Проблемный вопрос урока.

Формулируется учениками после выполнения заданий рубрики «Определяем проблему урока»: подчёркивают сказуемые, выписывают только словосочетания с дополнениями, устанавливают, что не при всех глаголах есть дополнения, среди словосочетаний есть словосочетание  с предлогом и без предлога.

Проблемный вопрос: «Какие это глаголы: переходные или непереходные, как это определить?»

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему (цель, задачи) урока.

IV. Открытие новых знаний.

1. Образование форм глагола видеть в сочетании с дополнением в В.п. без предлога.

– Как называется такое дополнение? (Прямым.) 

2. Работа над определением в рамке. (учебник)

а) Чтение определения.

– Какую новую информацию вы получили?

– Из скольких частей состоит это определение?

– Сколько признаков обязательно должно быть у дополнения, чтобы глагол был переходным?

– Только ли в винительном падеже может быть дополнение при переходном глаголе?

– Какое место в таблице «Глагол как часть речи» займёт новый морфологический признак глагола? Дополните таблицу  изученным признаком..

б) Проверка понимания: ответы на вопросы после текста в рамке.

ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/13401/perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-p.html

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Выделять главное, преобразовывать информацию, представлять информацию в разных формах (таблица).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

1. Упр. 545 – развивается умение отличать переходные и непереходные глаголы, устно и графически объяснять свой выбор.

1) Коллективно составляется алгоритм.

а) Найти глагол в предложении.

б) Установить, возможно ли дополнение при нём.

                да                               нет

                                непереходный глагол

в)        Определить падеж (поставить вопрос кого? что?).

   В.п. (Р.=В.)                любой другой, кроме В.п.

                                непереходный глагол

г) Установить, есть ли предлог.

                нет                               есть

        переходный                        непереходный

                глагол                               глагол

По алгоритму разбираются 2–3 примера под руководством учителя, затем выполняется упражнение самостоятельно.

2) Словарная работа (слово ракета).

– Отгадайте загадку:

Закручу, зажурчу,

В космос улечу.

                (Ракета.)

– Найдите это слово в рамке упр. 546.

– Как вы объясните значение слова ракета? Один­два ученика работают с «Толковым словарём» С.И. Ожегова, проверяют предположения учащихся. (1) Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, который после выстрела ярко светится в воздухе. Сигнальная ракета.
2) Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем.
Боевая р. Космическая р. Крылатая р. 3) Быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях. Плыть на ракете.)

– Сколько значений имеет это слово? Как называется такое слово? (Многозначным.)

– Подберите однокоренные слова разных частей речи. (Ракетный (прил.), ракетница (сущ.), ракетоносец (сущ.), ракетчик (сущ.).)

– Составьте предложение с любым из однокоренных слов. (На космодроме состоялся запуск ракеты.)

2. Записать под диктовку предложения, обозначить графически переходность глаголов и падеж зависимых слов.

1) Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех кладёт кирпич. 2) Он выкладывает стенку, строит дом для москвичей. 3) Грузовик подвозит доски, ходит кошка вся в извёстке. 4) Вот маляр идёт с ведром. Мы идём за маляром, мы подходим к штукатуру. 5) Все бригадиры знают Юру – Юра въедет в этот дом. (А. Барто)

3. Творческий диктант. 

а) Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте переходные глаголы буквой п, непереходные –  буквой н.

Строить (что?); поднимать (что?); не размешал (чего?); подавать (что?); помогать (кому?); стоять (на чём?); руководить (кем?); не чувствовать (чего?);

б) Составьте и запишите словосочетания с глаголами белеть – белить, чернеть – чернить, синеть – синить. Укажите переходность глаголов.

– Какую закономерность вы заметили? (У переходных глаголов – суффикс ­и­, у непереходных – суффикс ­е­.)

Взаимопроверка задания.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм).

4. Владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

ТОУУ

VI. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова урока. Дайте толкование каждого из них.

– Найдите ошибки в определении переходности глаголов (представлены на слайде):

1) Постучались в дверь (непереходный).

2) Открыл дверь (переходный).

3) Спросил их (непереходный).

4) Открыл им (переходный).

5) Отвечают мне (непереходный).

Ошибки в п. 3 и 4.

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.        

1. Составить схему­опору для определения переходных и непереходных глаголов.

2. Н. Придумать предложение, в котором встречаются 2–3 глагола, определить, переходными или непереходными являются глаголы.

П. Подобрать из учебников по другим предметам предложения, в которых встречаются переходные и непереходные глаголы.

Приложение к плану-конспекту урока
Переходные и непереходные глаголы

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Глаголы переходные и непереходные

Урок в виртуальном классе, информационный

видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/32bcf400-440b-4151-9342-5bdbe828892f/view/

2

ОМС модуль по теме: «Переходные и непереходные глаголы».

ОМС модуль, упражнение, практический

текст

http://fcior.edu.ru/card/13401/perehodnye-i-neperehodnye-glagoly-p.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Переходные и непереходные глаголы"

Конспект урока русского языка в 6 классе о правилах использования переходных и непереходных глаголов в устной и письменной речи....

Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"

Конспект урока по русскому языку "Виды глагола"...

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола."

Конспект урока по русскому языку "Времена глагола." 5 класс...

Конспект урока по русскому языку Спряжение глаголов

Спряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, а в редких случаях еще по временам и родам....

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов 2 лица единственного числа».

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 8 класса с интеллектуальными нарушениями «Правописание глаголов 2 лица единственного числа»  направлен на закрепление знания о пр...