Элективный курс по русскому языку в 11 классе.
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Иванникова Елена Геннадьевна

Тема элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров". Предназначена  для подготовки  учащихся 11 класса к ЕГЭ.С этой программой могут работать  гуманитарный класс,  физико-математический и и класс базисного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_10_kl.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение с углублённым изучение отдельных преметов школа № 32

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ

                                                        Учитель русского языка и

                                                        литература Иванникова

                                                        Елена Геннадьевна.

                               Саранск 2013-2014 г.

Программа элективного курса

«Обучение  сочинениям разных жанров».

34 часа.

Пояснительная записка.

  Элективный курс « Обучение  сочинениям разных жанров» предложена для профильной подготовки как гуманитарного, так и физико-математического, базисного направления. Программа курса разработана в соответствии с концепцией профильного обучения, нацелена на индивидуализацию обучения.

  Программа вооружает участников курса умением правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

  Особенность содержания элективного курса состоит в том, что этот курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Он опирается на данные таких филологических дисциплин как синтаксис, стилистика, литературное редактирование, культура речи и некоторые другие. Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. Реформирование школьного образования имеет тенденцию к постепенному отказу от сочинений как традиционной формы выпускного экзамена по литературе. Даже если так случится, элементы сочинения, особенно связанные с разбором художественного произведения, обязательно будут сохранены в той или иной форме.

  Существует более сорока видов письменных работ, среди них : реферат, изложение, анализ поэтических текстов, эпизода, другие жанры сочинений, рецензии, эссе. Ученик сможет проявить свою личность, индивидуальность, если не будет стеснен в содержании, выборе жанра изложения, характера языка, лексике своей работы. Да и процесс развития письменной речи учащегося в этом случае станет более эффективным.

  Выявление «жанровой индивидуальности» того или иного текста (типичных для каждого жанра стилевых свойств и компонентов) позволяет учащимся овладеть различными способами изложения мысли. Подготовка к сочинению – в широком смысле этого слова – строится как работа над отдельными видами письменных работ.  

Цель программы – повторить, обобщить и углубить знания по вопросам теории, в частности к сведениям, относящимся к построению речевых произведений различных жанров. Научить передавать в слове свои мысли, чувства, настроения, переживания, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. Развить навыки самоорганизации и совершенствования. Готовить к осознанному выбору профессии.

  Для реализации этих целей необходимо решить следующие задачи:

- формирование  навыка анализа текстов разных стилей и жанров;

- обогащение словарного запаса обучающихся;

- развитие творческих способностей ученика;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся через использование групповых и коллективных форм обучения;

- формирование навыков исследовательской работы.

  Исходя из задач преподавания курса «Теория и практика сочинений разных жанров», программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков:

- углубление работы по закреплению умений раскрывать тему и основную мысль высказывания на всех этапах обучения сочинениям разных жанров;

- составление плана, тезиса, конспекта художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;

-написание сочинения разных жанров (очерк, эссе, рецензия и др.) и иметь основные сведения о них;

производить анализ текста.

 

Кроме того, изучая курс, обучающиеся имеют возможность овладеть знаниями и умениями, необходимыми для выполнения заданий ЕГЭ.

  Элективный курс состоит из 8 частей и рассчитан на 34 часа, предполагает различные виды уроков: урок-лекция, урок-практикум, лабораторная работа, урок-исследование, урок-зачет, групповой практикум.

Учебно-тематический план.

Название

Всего

Часов

Лек

ции

Прак

тика

Форма

проведения.

Образов.

продукт

1

Тема и основная мысль сочинения

3

1

2

Лекция,

исследование

Темы сочинений

2

Собирание и система-тизация материала

9

4

5

Лекция

Практикум

Оформление

плана,

тезисов

3

Совершенст-вование

Написанного

2

1

1

Работа в

Группах

Составление

аннотаций.

4

Отзыв и

Рецензия

8

2

6

Самостоят.

Работа в группах

Алгоритм, анализ учен.

отзывов.

5

Описание

2

1

1

Практикум

Сочинение о

родном крае

6

Очерк

2

1

1

Практикум

Написание

Очерка

7

Рассуждение

4

1

3

Самостоят.

работа в

группах

Алгоритм работы над рассуждением

8

Рассказ

4

1

3

Исследо-

вание,

зачет

Алгоритм.

Конкурс.

Портфолио.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Значение элективного курса, его задачи. Повторение изученного о теме и основной мысли высказывания.

  Основная цель курса – научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Умение убедительно, ярко говорить и писать необходимо всем. Уметь определять тему и основную мысль текста, находить языковые средства, с помощью которых автор раскрывает основную мысль.

Тема 2. Сочинение на основе летних впечатлений учащихся.

Сознательный выбор темы сочинения или «нахождение» ее, осознание и раскрытие в сочинении основной мысли, подготовка интересных, содержательных работ для стенгазеты или специального бюллетеня.

Тема 3. Школьный бюллетень.

Анализ образца редакторской правки, ученического сочинения, отбор сочинений для бюллетеня (или стенда).   

Тема 4. Тезисы и конспект, их отличие от плана.

Знакомство с тезисами и конспектами, раскрытие особенности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения.

Тема 5. Доклад.

Особенности доклада как одного из видов устного монологического высказывания.

Тема 6. Цитирование.

  Цитирование как особая форма передачи чужой речи, умение грамотно в пунктуационном отношении формировать цитату.

Тема 7. Сочинение на литературную тему.

  Отбор материала из текста художественного произведения в соответствии с темой и основной мыслью сочинения и систематизация собранного материала, составление плана, раскрывающего тему и основную мысль высказывания.

Тема 8. Записные книжки писателя.

  Записные книжки, дневники в значении предварительных «заготовок» материала для будущих творческих работ.

Тема 9-10. Репортаж.

  Заметка, особенности репортажа как газетного жанра.

Тема 11. Интервью.

  Интервью – газетный жанр, изложение материала в форме беседы.

Тема 12. Сочинение на свободную тему.

  Выражение своих мыслей по самостоятельно избранной теме высказывания.

Тема 13. Совершенствование написанного.

  Работа писателей над совершенствованием произведений, приемы редактирования и техника правки рукописи.

Тема 14. Библиография. Аннотация.

  Элементы справочного аппарата книги – ее выходные данные и аннотация. Аннотация на книгу.

Тема 15-22. Отзыв как разновидность ученического сочинения.

  Повторение и закрепление полученных ранее сведений об отзыве как виде ученического сочинения. Отзыв – заметка в ученическую стенгазету. Закрепление понятия об особенностях отзыва, написание самостоятельного отзыва с элементами рецензии.

Тема 23-24. Путевые заметки.

  Понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра, особенности и структура.

Тема 25-26. Портретный очерк.

  Газетные жанры, особенности портретного очерка.

Тема 27. Сравнительная характеристика.

  Особенности сочинений типа сравнительной характеристики.

Тема 28-29. Рассуждения проблемного характера.

  Особенности сочинений-рассуждений, рассуждения на проблемную тему.

Тема 30. Статья в газету.

  Написание статьи в газету.

Тема 31. Рассказ с необычным построение.

  Построение рассказа.

Тема 32. Юмористический рассказ.

  Особенности юмористического рассказа.

Тема 33. Фельетон. Устный рассказ.

  Особенности фельетона как сатирического жанра. Особенности устного рассказа. Создание самостоятельного устного рассказа и исполнение.

Тема 34. Итоговое занятие.

   Презентация собранного и наработанного материала.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: «Просвещение», 2001г.

2. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. Р.Я.Ш. 2001 №2.

3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе.9-11 кл. М.: «Дрофа», 2002г.

4. Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия. Р.Я.Ш. 1998 №1.

5. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М.: «Просвещение», 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Элективный курс по русскому языку 10 класс "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Рабочая программа предназначена  для проведения элективного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация»  С.И. Львовой, В.В. Львова в 10- классе и рассчитана на 35часов...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Элективный курс по русскому языку, 10 класс «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ». Для подготовки к ЕГЭ...