Урок обобщения по теме " Местоимение как часть речи" в 10 классе.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок содержит материалы для подготовки написания сочинения части С на ЕГЭ. Материалы для повторения разрядов местоимения , употребления их в речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Местоимение как часть речи. Халяпина Н.Д. Учитель МБОУ СОШ с Новодмитриевка Липецкого района.

Слайд 2

Известный ученый лингвист Александр Реформатский писал: «По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения эти слова выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.»

Слайд 3

Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют? Чем богаты, тем и рады. Сам не научишься, никто не научит. Тот не ошибается, кто ничего не делает. Сын у меня мой, а ум у него свой. Худо тому, кто добра не делает никому. Храни себя от бед, пока их нет. На каждый роток не накинешь платок. Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты. От иной похвалы хоть в землю уйти. Моя хата с краю, ничего не знаю. Все хорошо, что хорошо кончается. Всякому овощу свое время. Не тот живет больше, чей век дольше. Правда прямо идет, с нею не разминешься. За чем пойдешь, то и найдешь. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Слайд 4

1 группа. Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. А. Фет 2 группа. Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Шел теплый дождь – его струи По листьям весело стучали. Ф. Тютчев 3 группа. Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа хотела б ей молиться, А сердце рвется обожать…

Слайд 5

ЗАПОМНИ: Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения: Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало . Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением. Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».

Слайд 6

Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них). Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы). Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас). Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории). Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок). Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы). Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему). Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия). Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).

Слайд 7

ЗАПОМНИ: После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас. Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!

Слайд 8

Доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой ; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех : небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

Слайд 9

Из рассыпанных предложений составьте текст. Определите тему и сформулируйте проблему текста. 1Ранней весной я уехал за границу и провел там месяца четыре. 4 Вспомнил Натали - и подумал: да, та любовь "до гроба", которую насмешливо предрекала мне Соня, существует; только я уже привык к ней, как привыкает кто-нибудь с годами к тому, что у него отрезали, например, руку или ногу... 6 Она встретила меня на крыльце, - сзади нее светила лампой горничная, - и с полуулыбкой протянула мне обе руки: - Я страшно рада! 2 Возвращаясь в конце июня через Москву домой, думал так: проживу осень в деревне, а на зиму опять куда-нибудь уеду. 5 И, сидя на вокзале в Туле в ожидании пересадки, вдруг послал телеграмму: "Еду из Москвы мимо вас, буду на вашей станции в девять вечера, позвольте заехать, узнать, как вы поживаете". 3 По дороге из Москвы в Тулу спокойно грустил: вот опять я дома, а зачем?

Слайд 10

ЗАПОМНИ Начальное н в местоимениях 3-его лица в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, около них. Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): вслед ему неслась телеграмма; благодаря ей, ему. Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги: наподобие его, со стороны его. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-его лица употребляются без начального н: моложе ее, лучше его, выше их.

Слайд 11

Задание на дом : Написать концептуальный комментарий к отрывку из романа М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» « Дневник Печорина» запись от 3-го июня. Читать учебник И.Г.Гольцова «Русский язык»стр.163-169. Вопрос№4 стр.169

Слайд 13

Рефлексия • На уроке я работал • Своей работой на уроке я • Урок для меня показался • Мое настроение



Предварительный просмотр:

Тема урока: Местоимение как часть речи.

Оборудование: презентация

Эпиграф на доске:

По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.
А. Реформатский

Образовательные цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ.
    а) совершенствовать умение находить местоимения в речи; производить их морфологический разбор; классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.
    Развивать умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.
     

Воспитательные цели урока:

  1. Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, развивать и обогащать свою речь.
  2. Показать учащимся красоту, богатство, выразительность русского языка, разнообразие его ресурсов.

Развивающие цели урока:

  1. Развивать творческие способности учащихся: ассоциативность мышления, быстроту реакции, зрительную, слуховую, моторную память, внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.

Ход  урока

Известный ученый лингвист Александр Реформатский писал:

 «По совокупности признаков своего грамматического и общеязыкового поведения  эти слова выделяются в особый класс слов-заместителей, которые, как «запасные игроки» на футболе или дублеры в театре, выходят на поле или сцену, когда нужно «освободить от игры» знаменательное слово.»

О словах какой части речи говорил Реформатский? (Местоимение)

Вот вы и назвали тему  нашего занятия. Местоимение как часть речи.

Попытаемся определить цели  и задачи  нашего занятия

Что называется местоимением?

Верно! Термин  мест. Говорит об основной функции этой части речи- функции  замещения (вместо имени).

Слайд 1


ЗАДАНИЕ 1 Прочитайте пословицы. Найдите и подчеркните в данных пословицах местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль в предложении.

1. Запишите номера пословиц, ориентируясь на количество местоимений в каждой из них. Принцип записи: от большего количества местоимений в предложении к меньшему.

2. Местоимения каких разрядов в этих пословицах отсутствуют?

  1. Чем богаты, тем и рады.
  2. Сам не научишься, никто не научит.
  3. Тот не ошибается, кто ничего не делает.
  4. Сын у меня мой, а ум у него свой.
  5. Худо тому, кто добра не делает никому.
  6. Храни себя от бед, пока их нет.
  7. На каждый роток не накинешь платок.
  8. Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
  9. От иной похвалы хоть в землю уйти.
  10. Моя хата с краю, ничего не знаю.
  11. Все хорошо, что хорошо кончается.
  12. Всякому овощу свое время.
  13. Не тот живет больше, чей век дольше.
  14. Правда прямо идет, с нею не разминешься.
  15. За чем пойдешь, то и найдешь.
  16. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

КЛЮЧ:

1. В 8-ом предложении шесть местоимений; в 4-ом – четыре; в 3-ем и в 5-ом по три; в 1-ом, 2-ом, 6-ом, 10-ом, 11-ом, 12-ом, 13-ом, 15-ом – по два местоимения; в 7-ом, 9-ом, 14-ом, 16-ом - по одному. Ответ должен выглядеть следующим образом: 8, 4, 3, 5, 1, 2, 6, 10, 11, 12, 13, 15, 7, 9, 14, 16.

2. В этих пословицах не встретилось ни одного неопределенного местоимения.

Я попрошу помочь мне в оценивании ваших знаний. В листах самоконтроля вам необходимо отмечать результаты вашей деятельности на уроке.

Какими членами предложения  являются местоимения?

По значению и грамматическим особенностям выделяется несколько разрядов местоимений.

Назовите их.

Слайд 2

А теперь посмотрите на карточки с заданием для групп.

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 2. Каждой из трех групп предлагается, исследовав отрывок из поэтических текстов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета, выписать оттуда все личные местоимения и определить грамматические признаки каждого из них.

1 группа.

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. Фет

2 группа.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Шел теплый дождь – его струи
По листьям весело стучали.
Ф. Тютчев

3 группа.

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…    
Ф. Тютчев

Личные местоимения, которые нужно было выписать: я, тебе, я, тебя, я, она, ее, в ней, ей.

Вопрос 1 группе: Почему в строфе из стихотворения А. Фета, состоящей всего из четырех строк, три раза встречается личное местоимение «я»?

– Личное местоимение «я» очень часто употребляется в поэтической речи. В лирических произведениях поэт обычно рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.

Вопрос 2 группе:  

–  Почему, выполняя задание, вы не выписали местоимение «его»? (его струи).

–  Это не личное, а притяжательное местоимение. Струи (чьи?) его.

Комментарий учителя: Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения:

Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало.

Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением.

Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».

Вопросы 3 группе:  Какие местоимения  вы выписали?

– Вы правильно выписали два личных местоимения «в ней» и «ей». Скажите, в какой форме они употреблены в данном поэтическом тексте?

Начальная форма этих личных местоимений «она»; оба - личные местоимение 3-его лица единственного числа женского рода; в тексте местоимение «в ней» употреблено в форме предложного падежа, а местоимение «ей» в форме дательного.

– А что вы можете сказать о начальной н в местоимениях 3 лица? Когда она появляется? 

Ответы учеников. 1. Начальное н в местоимениях 3-его лица в современном русском языке добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, около них. Не добавляется начальное н при сочетании этих местоимений с наречными предлогами, требующими дательного падежа (благодаря, согласно, наперекор, вслед, навстречу, соответственно, подобно): вслед ему неслась телеграмма; благодаря ей, ему.

Не требуют после себя вставки н и отыменные предлоги: наподобие его, со стороны его. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-его лица употребляются без начального н: моложе ее, лучше его, выше их.

Скажите , можно ли обойтись в нашей речи без местоимения?

Ведь «"Местоимения удобны и прагматичны, но у них нет "перелива красок настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета".А.Реформатский.

Примерные ответы: (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в

предложении, н-р, одного и того же имени существительного.) 

Нет, нельзя обойтись без местоимений, и частое повторение их тоже неизбежно, потому что постоянно возникает необходимость указывать на события, предметы, явления, количество, качества, о которых уже ранее говорилось. Если бы не было местоимений, мы были бы вынуждены повторять существительные, прилагательные, числительные, глаголы и даже целые фразы, а это слишком нудно и длинно. 

Согласна с вами  Язык же, как и большинство людей, довольно ленив, поэтому и нужны местоимения – для экономии места, времени и пространства.

Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма

Слайд 4

ЗАДАНИЕ 3 Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Работа по цепочке.

  1. У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
  2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
  3. Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
  4. Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
  5. Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
  6. Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
  7. Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
  8. Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
  9. Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).

Запомните:

  1. После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
  2. Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!

Как связаны морфологические свойства и синтаксические особенности местоимений с общим грамматическим значением – не называть, а лишь указывать на предмет, признак (предмета или действия), количество?

Местоимения приобретают некоторые морфологические признаки и тип синтаксической связи, характерные для той части речи, которую они замещают, поэтому можно говорить о местоимениях-существительных, местоимениях-прилагательных, местоимениях-наречиях и местоимениях-числительных

Как изменяются  местоимения?

Местоимения  бывают изменяемые и неизменяемые.

Какие местоимения не имеют формы Им п.?(Себя, некого, нечего)

Какие не изменяются по падежам? (некто, нечто)

Слайд 5

Заполните таблицу. Найдите в тексте местоимения, распределите их по группам по соотношению с другими частями речи (мест. – сущ., мест. – прил., мест. – нареч.), в скобках укажите начальную форму. Определите разряды местоимений.
Приведите примеры местоимений-числительных. 
(Столько, сколько, много, мало, сколько-нибудь и др.)

Мест-сущ

Мест- прил

Мест-нар

Доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.

 (Общее число местоимений ограниченно, по сравнению с другими самостоятельными частями речи их несоизмеримо мало, но встречаются они едва ли не чаще, так как одно и то же местоимение может заменять разные слова.( Чтение доклада)

 Основная функция местоимений в речи – текстообразующая. Местоимения являются одним из важнейших грамматических средств связи предложений.)

Какова роль местоимений в этом тексте?

Обилие местоимений придает содержанию обобщенный смысл.

Слайд 6.

 Из рассыпанных предложений составьте текст. Определите   тему и сформулируйте проблему текста.

  • 1Ранней весной я уехал за границу и провел там месяца четыре.
  • 4 Вспомнил Натали - и подумал: да, та любовь "до гроба", которую насмешливо предрекала мне Соня, существует; только я уже привык к ней, как привыкает кто-нибудь с годами к тому, что у него отрезали, например, руку или ногу...
  • 6 Она встретила меня на крыльце, - сзади нее светила лампой горничная, - и с полуулыбкой протянула мне обе руки:
  • - Я страшно рада!
  • 2  Возвращаясь в конце июня через Москву домой, думал так: проживу осень в деревне, а на зиму опять куда-нибудь уеду.
  • 5 И, сидя на вокзале в Туле в ожидании пересадки, вдруг послал телеграмму: "Еду из Москвы мимо вас, буду на вашей станции в девять вечера, позвольте заехать, узнать, как вы поживаете".

3 По дороге из Москвы в Тулу спокойно грустил: вот опять я дома, а зачем?

Тема как найти свой путь в жизни, чтобы быть счастливым

Проблема текста: В центре внимания автора  проблема правильности выбора  жизненного пути

Подведение итога урока.

Итак ,мы  на уроке вспомнили, что местоимения не называют, а указывают на предмет, признак предмета, количество .Бывают изменяемые и неизменяемые.  Местоимения служат для составления текста. И обойтись в нашей речи без них мы не можем.

Выставление оценок. С помощью светофора.

Задание на дом: Написать   концептуальный  комментарий к отрывку из романа М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» « Дневник Печорина» запись от 3-го июня.

Последний слайд

Читать учебник И.Г.Гольцова  «Русский язык»стр.163-169.

Вопрос№4 стр.169

Не забывай на праведном пути то, 
Что старик Марк Твен сказал когда-то: 
Ведь очень важно слово нужное найти, 
А не его троюродного брата!

Игровой момент

 Шутке – минутка: делаем рекламную паузу, отвечаем на вопросы-шутки.

1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

2. Какое местоимение, если его прочитать наоборот станет союзом? (Он – но.)

3. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.)

4. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)

5. Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.)

6. Какой газ отрицает личное местоимение? (Не-он.)

7. К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)

Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений». Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Цель:  Познакомить учащихся с новой частью речи и её ролью при общении.Задачи:1.Закрепить знания учащихся о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.2. Развивать орфограф...

Урок-обобщение по теме «Предлог как часть речи»

Систематизация знаний о предлоге.Формирование навыков правильного написания производных предлогов.3.  Указать на многозначность предлога, способность его в разных словосочетаниях выра­жать разные...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...