Урок на тему: «Буквы О_А в корнях КОС-КАС» с применением технологии дифференцированного обучения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материал представляет собой разработку урока с применением технологии дифференцированного обучения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Буквы О_А в корнях КОС-КАС»  с применением  технологии дифференцированного обучения

План урока

1.Организационный момент

2.Повторение ранее изученного «Чередование гласных в корне»

Ученик из 1 группы заполняет таблицу собственными примерами

От

посл.согласной

От суффикса

От ударения

Лож-лаг:предложить-предлагать

Рос-раст(ращ):выросли,растение,выращен.

Бер-бир,тер-тир,стел-стил:собирать,соберу,вытирать-стереть,застилать-застелю.

Гор-гар:выгорел-загар,

Зар-зор: зарево-зори.

Остальные учащиеся 1 и 2 группы работают с текстом

Задание:

1.Вставить пропущенные буквы,графически объяснить орфограммы

2.Сгруппировать слова по правилам

3.Составить схемы предложений

Текст. 

Как чудес-но в лесу ран-им осен-им утром! Везде ж-лтый цвет. Деревья горят (...) огнем. Я заб-раюсь в лесную глушь. Вот на (...) березу садится дятел и тихонько к-сается ствола клювом. С дерева падают и медленно л-жатся на землю (...) листья.

Затем проверяется работа 1 и 2 групп.

Прослушивается ответ ученицы у доски, по составленной таблице дает связный рассказ о правописании корней с чередованием.

2.Изучение нового материала

А) Разрешение проблемной ситуации: в тексте встретилось слово на неизвестное правило - к-сается.

Учитель спрашивает, как написали и почему. Затем на доске открывается запись:


  • касательная - прикоснуться

  • касаюсь - прикосновение

  • прикасаться – соприкоснулись


Графического объяснения нет. Ученики (все) наблюдают и делают правильный вывод, сами дают графический комментарий. Вывод повторяют ученики 2 группы.

Б) Вопросы классу(лексическое значение корней с чередованием КОС-КАС):


  • Какое значение у слова «касаться»?


Предлагается два  (устно) предложения для анализа:

Чайки, опускаясь к воде, едва касались ее. В беседе он коснулся последних событий. Дело касается всех нас.

Ученики раскрывают 3 различных значения слов, отмечают, что это слово многозначное.

В).1 группа - упр. 101. Выписать предложения, расположив их группами в соответствии со значением слова «касаться», указать прямое и переносное значение слова, графически объяснить написанное.

2 группа: найти среди 4-х слов каждого столбика одно лишнее, списать, вставить пропущенную букву и графически объяснить.

Затем ответить на вопросы:


  • Что общего в словах 1 столбика?

  • Какое лишнее и почему?

  • В какой следует включить?


Лошади             зажигала          растение

рядами               добираемся      росток

показались         старается         вырасти

прикоснулись    предложения  сращение

Ученикам, закончившим задание 1 группы, предлагается дополнительное: дать словообразовательную цепочку слова «преподавательница», а затем разобрать его по составу.

Ученики 2 группы следят по учебнику, принимают участие в объяснении того, что сделано 1 группой.
4.Подведение итогов урока


Оценивается работа нескольких учащихся, в том числе за ответ у доски и еще 4-х учеников, за работой которых наблюдал учитель.

5.Домашнее задание: 


  1. Общее - знать правило правописания КОС - КАС

  2. По вариантам: 1 группа упр.104, 2 группа – упр.100.

В ходе урока, наряду с общими заданиями, включаются  дифференцированные, позволяющие каждой группе учащихся выполнять работу, соответствующую их возможностям, направленную в то же время на решение общих познавательных задач.

В начале урока, как мы видим, сильная ученица (1 группы) составляет обобщающую таблицу по теме «Чередование гласных в корне слова» и дает связный ответ по таблице. Остальные учащиеся (1 группы) выполняют самостоятельную работу по тексту на основе логических внутрипредметных связей: орфография - с группировкой орфограмм; синтаксис и пунктуация - с составлением схем и лексических заданий творческого характера (подбор подходящих по смыслу определений и обстоятельств).

Ученики 2 варианта, работающие под моим руководством решают, главным образом, задачи орфографического характера: наряду с только что изученными чередующимися гласными повторяются безударные гласные, проверяемые ударением, непроверяемые гласные, гласные после шипящих в корне, сомнительные согласные, гласные в окончаниях существительных. Под руководством учителя также группируют орфограммы, рассуждают, доказывая правильность написания, что способствует развитию связной речи.

Во 2 части урока весь класс решает проблемную ситуацию, связанную с правописанием КОС-КАС, а затем при закреплении задания снова дифференцирую. Закрепляя изученную орфограмму, 2 группа наряду с этим повторяет ранее изученное чередование гласных (сначала слушали ответ сильной ученицы). А задание найти в каждом столбике лишнее слове формирует умение анализировать, сравнивать явления, устанавливать общее и различие между ними, способствует развитию самостоятельности, логического мышления.

Учащиеся 1 и 2 групп, выполняя орфографическую задачу, одновременно дифференцируют слова по лексическому значению, отмечают прямое и переносное значения слов.

В проверке работ принимает участие весь класс, и ответы по заданиям сильных учеников готовят к подобной работе учащихся 2 группы. Все 6-тиклассники активно работали весь урок, испытывали чувство удовлетворения от результатов собственного труда.



При разработке  урока мной был взят за основу диференцированный подход.,который помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем задачу развивающего обучения.

Основным принципом комплектования подвижных групп  1 и 2 и дифференциации заданий для них на уроках русского языка был принцип учёта различной степени обученности, подготовленности учащихся. Ведь не секрет, что в каждом классе есть и «сильные»  и «слабые»  учащиеся, и учителю постоянно приходится «разрываться» при планировании урока. Тут на помощь и приходит принцип дифференциации: учитель дает одинаковый по объему материал всем учащимся, но предъявляет разные требования у к уровню его усвоения.


Применяя данную технологию на уроках, я пришла к выводу, что у ребят появился интерес к таким формам учебной деятельности как индивидуальная, парная, групповая. Применяя элементы разноуровневой технологии в учебной деятельности, учащиеся стараются преодолевать трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения. Работая в парах, группах, учащиеся ставят цель к выполняемой работе, делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Урок по теме "Буквы Ы-И в корне слова после приставок".

При разработке урока русского языка в 6 классе по теме " Буквы Ы-И в корне слова после приставок" учитывалась специфика учебника под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой. В структуре урока представл...

Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"

Технологическая карта урока с презентацией....

Презентация к уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ"

Презентация к открытому уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ" в 5 классе....

Технологическая карта урока по теме:"Буквы О-А в корне -лаг- -лож-"

Технологическая карта урока по теме: "Буквы О-А в корне -лаг- -лож-"...

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием" 5 класс

Классический урок по русскому языку, направленный на усвоение учащимися темы "Буквы Е-И в корнях с чередованием". Урок построен таким образом, что в начале урока ученики вспоминают, какие чередования ...