Интегрированный урок русского языка и литературы.
статья по русскому языку по теме

Статья опубликована в "Учитель Узбекистана" за 16.10.2015. В статье изложены требования к проведению интегрированных уроков разных типов, обобщен опыт проведения интегрированных уроков литературы и биологии, физкультуры, истории, узбекской литературы, бинарных уроков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov_urok.docx35.24 КБ
Файл prezentatsiya_integrir_urok_-_kopiya.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок.

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения разрозненных частей в единое целое. Обычно говорят о политической, системной, социальной, экономической интеграции. Интеграция в педагогике – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. 

Именно благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении. Становится актуальным формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. Традиционная модель образования уже не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на монологичность, механистичность, разделение по дисциплинам, линейность, между школьными предметами нарушена естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира. В любом уроке присутствуют элементы интеграции знаний. Проблема в том, что сам учитель не всегда придает этому должное значение. Внутрипредметная интеграция четко прослеживается, например, при изучении сложноподчиненного предложения. На уроке необходимо активизировать знание морфологии (формы глагола, союзы, относительные и указательные местоименияи т. д.) и лексики. Более высокий уровень – межпредметная интеграция.

Проведение интегрированных уроков считается одной из новинок современной методики. Эта педагогическая технология смело вторгается в школьные программы и связывает, казалось бы, несовместимые предметы. Но сами предметы русский язык и литература являются интегрированными. Они пронизаны межпредметными связями и предлагают учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, реальной повседневной жизни. Особенно широко поле интеграции в преподавании русского языка в школе с родным языком обучения. Интегрируются русский и родной язык, родная и русская литература, при этом формируется толерантная личность.

Например, очень интересным для учеников 5 класса будет урок обобщения и повторения «Русский язык +». Цели: Познакомить с творчеством детского писателя Г.Остера. Тренировать в употреблении количественных числительных и конструкций с родительным падежом существительных. Закрепить знание пословиц и поговорок. Развивать навыки получения информации по различным отраслям знания на русском языке. Воспитывать культуру поведения, чувство юмора.

Этапы урока:

1.Русский язык + юмор. Диалоги – инсценировки.

2. Русский язык + математика. Решение сказочных задач.

3. Русский язык + информатика. Частушки о компьютерной зависимости. Пословицы для хакеров.

4. Русский язык + биология. Игра со словами (названия животных). Викторина.

5. Русский язык + Г.Остер. Воспитательные минутки по книге «Вредные советы».

6. Русский язык + пение (песни из мультфильмов по сценариям Г.Остера).

Закрепляя навык употребления существительных в родительном падеже ед. и мн. числа, ребята читали и решали вслух «вредные» задачи Григория Остера.

Василиса Премудрая и Змей Горыныч играли в шашки. Сначала Василиса съела у Горыныча 3 шашки, а он у нее – 5 шашек. Потом Василиса съела у Горыныча 6 шашек, а он у Василисы – 2 шашки. После следующего хода Василиса съела у Горыныча 3 шашки, а Горыныч съел саму Василису. Можно ли считать, что Змей Горыныч выиграл у Василисы Премудрой партию в шашки?

Занимательная викторина по анатомии включала вопросы с отрицанием, в которых назывались части тела. В ответе использовалась конструкция с родительным падежом.

У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени) У кого есть зубы, но нет языка рта? (У пилы, у расчёски, у шестерёнки) У кого есть ушко, но нет головы?  (У иголки) У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда) У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана) У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана)

Интегрированный урок – это цельный технологический процесс, который учитель и ученики совместно реализуют в микро - и макроинформационном пространстве. Нужно помнить, что интеграция – это взаимосвязь не только знаний по предметам, но и технологий, методов, и форм обучения. Очень важно правильно сочетать всё разнообразие современных приёмов учебной деятельности, от которых будет зависеть результат обучения.

Чем же отличается структура интегрированных уроков? Во-первых, предельной четкостью, компактностью и сжатостью учебного материала. Во-вторых, логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока. В-третьих, большой информативной ёмкостью учебного материала.

Типы и формы интегрированных уроков могут быть самыми различными. Интегрированным может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Уроки формирования новых знаний проводят в форме лекции, путешествия, экспедиции, экскурсии, исследования, инсценировки, конференции, проблемного урока или мультимедиа-урока. Урок обучения умениям и навыкам предполагает такие формы, как урок-практикум, сочинение, урок-диалог, деловая или ролевая игра, комбинированный урок. Защита проектов, ролевые и деловые игры, экскурсии, практикумы проводятся на уроках применения знаний на практике. Самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей дают уроки повторения, обобщения и систематизации знаний. Формы данного типа урока: повторительно-обобщающий урок, диспут, игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина), театрализованный урок (инсценировка, суд), заключительная конференция, обзорная лекция или конференция. На уроках контроля и проверки знаний и умений можно провести зачет, викторину, смотр знаний, защиту творческих работ, проектов, творческий отчет, собеседование.

Для успешного проведения интегрированных уроков важна атмосфера заинтересованности и творчества. Изучение интересной проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. Например, все присутствующие на уроке «путешественники», «научные работники», «эксперты» создают прямо на уроке главу учебника, творческая группа снимает кинофильм, готовит спектакль.

Это можно делать и в необычной ситуации бинарного урока: два учителя одновременно ведут урок. В этом случае происходит соединение индивидуальностей при нестандартном подходе. Такой подход заинтересовывает учащихся, развивает их творческий потенциал, расширяет и укрепляет знания, полученные на отдельных уроках. Это применимо к конференциям, викторинам, играм с двумя ведущими. Очень важны взаимопонимание преподавателей с полуслова, с помощью мимики, жестов, точнейшая координация работы. Если нет единомышленника, интегрированный урок просто не получится.

Интересный вариант бинарного урока – литература и физкультура. Учитель литературы выступает в роли сказителя, барда, напоминая эпизоды сказок, былин и дастанов и предлагает повторить подвиги персонажей. Учитель физкультуры проводит соревнования «богатырей». Присутствие второго преподавателя закономерно и необходимо, он же помогает подсчитывать баллы.

Но не обязательно интегрированный урок проводить вдвоём. В начальной школе учитель обычно ведет несколько предметов сам. Словесник имеет достаточно знаний по истории, искусству, с которыми тесно интегрированы язык и литература, и наоборот. Если школа хочет дать целостный взгляд на мир ученику, то логично, чтобы учитель уже обладал таким целостным взглядом на мир и познаниями в различных областях науки.

Интегрированный урок - это обычно межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Но подготовка к такому занятию - очень сложная работа, она предъявляет особые требования к преподавателю. При планировании бинарных уроков важно:

- определить цель урока и ведущий предмет;

- выбрать средства, которые помогут реализовать цель;

- найти оптимальную форму урока;

- разработать систему заданий для учащихся, список используемой литературы, информационных ресурсов, продумать домашнее задание.

Столь же важно учитывать затруднения, которые могут возникнуть, когда урок ведут двое. Следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться регламента, поскольку время каждого учителя может сократиться вдвое. Надо продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Интегрированные уроки больше похожи на театральную постановку, поэтому потребуют от учителей умения импровизировать.

Самый ожидаемый вариант интегрированного урока – интеграция русской литературы и узбекской. Обычно литература Востока и в русской, и в узбекской школе изучается отстранённо от русской. Но именно здесь полный простор для учителя. Обязательным условием такого урока будет точное знание, какой материал по «второму» предмету уже известен. Пример - урок-мушоира «Они жрецы единых муз» по творчеству Навои и русских поэтов. Цель урока - провести сравнительный анализ жизненного пути и творчества поэтов, показать сходство взглядов, сходные мотивы в лирике, развивать самостоятельное мышление, умение анализировать литературные произведения в мировом контексте, учить любви к Родине, стремлению оставить хороший след в жизни.

Сегодня на уроке мы поведем необычную беседу. Есть такой термин восточной поэзии – мушоира, соревнование поэтов. Мне хотелось бы, чтобы вы стали радушными хозяевами и пригласили на дружескую беседу своих любимых авторов. Кто вам больше по душе? Кого особенно любите? (Называются имена русских поэтов). Вот и получилось, что с нами незримо будут вести разговор Пушкин и Лермонтов, Есенин и Некрасов и еще многие, чья душа «в заветной лире» прах пережила и тленья убежала. Они живут в душах наших и откликнутся на первый зов. Как говорил святой Августин, «не блуждай вовне, но войди вовнутрь себя». Ведь «есть целый мир в душе твоей». Закройте глаза. Вы находитесь в литературной гостиной. Откройте, чтобы увидеть новичка.

 Нашего последнего гостя я вам представлю сам. Не думаю, что кто-нибудь из вас может назвать себя близким другом мавлоно Алишера. Вот поэтому  и познакомимся с ним поближе.

Далее ученики заполняли «Анкету гостя», восстанавливая факты его биографии, искали для Навои в «социальных сетях русских поэтов» друзей по сходству интересов, создавая новые сообщества.

-Знатный род. Близость к престолу…Часто ли это встречается в нашей поэтической семье? Чей предок «мышцей бранной святому Невскому служил»? Чей дед был царевичем и крестником Петра? Кто был потомком шотландского барда и познакомился с царицей эльфов? Назовите графскую фамилию, давшую трех писателей. А ведь есть еще потомок хана Темира, сын сподвижника Петра - Кантемир!

-Занимали когда-нибудь в истории правительственные посты литераторы, поэты? Кто был при Екатерине личным секретарем, затем недолго министром юстиции? (Державин) Кто создал университет? (Ломоносов) Кто воспитал наследника престола, будущего реформатора Александра II ? (Жуковский) Кто долгие годы был министром в Веймаре? (Гете) Кто руководил журналом? Союзом писателей?

После «знакомства» проводится традиционное состязание поэтов. Цитируются строки о Родине, о дружбе, о любви. Ученики приходят к выводу, что «в разных странах, на разных языках одинаковые думы думают».

В заключение урока попробуйте ответить строками Пушкина Алишеру Навои:

Смертный вечен, если имя

Будет жить из века в век.

(Цитируется «Памятник» Пушкина.)

Неожиданным оказалось сочетание литературы и биологии в 9 классе. Урок обобщения знаний по анатомии и гигиене проходил как врачебный приём. Пациентами были литературные персонажи и писатели. Учитель литературы «приводил» к специалистам Моцарта, Печорина, Петрушу Гринёва, Хлестакова, просил проконсультировать раненого Пушкина. Персонажи рассказывали о своём самочувствии близко к тексту произведения и получали советы.

Урок-защита проектов «Школьная киностудия» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» проводился в 9 классе одним учителем, поскольку интегрировались литература, трудовое обучение, изобразительное искусство, история. Целью урока было обобщить изученное, развивать устную и письменную речь в научном стиле, связать изучение литературного произведения с возможным выбором профессии. Эпиграфом к уроку стали слова Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас найдет».

Подготовка к проекту включала задания творческим группам. 

1. Группа сценаристов. Какой сценарий будет избран: по-лермонтовски или в хронологической последовательности. Найти аргументы у Белинского, привести свои.

2. Группа костюмеров. Подготовить сообщения о прическах и одежде будущих героев фильма, аргументировать выбор текстом. Подготовить рисунки, модели причесок.

3. Группа ассистентов. Найти возможные места съемок по картинам Лермонтова и тексту.

4. Редактор. По материалам Интернета рассказать об экранизациях романа. Высказать свою точку зрения.

5. Всему классу. Найти среди одноклассников «исполнителей главных ролей». Аргументировать выбор внешними данными, манерой поведения, текстом.

В классе с узбекским языком обучения будут интересны подобные уроки по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», рассказу Ю.Яковлева «Письмо Петрарке» и другим произведениям.

Интегрированный урок по литературе и истории «Священная книга Коран» проводится в 9 классе.

- На уроках литературы вы прикасаетесь к важнейшим памятникам духовной культуры. Назовите самые знаменитые произведения древней литературы, известные вам. Они представлены на стенде. (Называют Книгу мертвых, поэмы Гомера, «Махабхарату», «Авесту», Библию).

Произведения древности – не просто холодные памятники. Они живут вечно не как седые старцы. У книг вечно молодая душа. И это только потому, что их читают. Их прочитывают каждый раз заново, вот в чем секрет вечной молодости! Вспомните, кто и когда использовал сюжеты «Повести временных лет»? Сколько раз возвращались к античным образцам? (ответы о классицизме и Возрождении)

Чаще всего в европейской литературе использовались сюжеты из Библии и Евангелия. Назовите картины на выставке (Богоматерь Владимирская, Сикстинская мадонна, Мадонна Конестабиле). В какой повести использован сюжет Рождества Христова? («Ночь перед рождеством» Гоголя) Вспомните рассказ Диккенса «Рождественская история». Вы видели этот мультфильм.

Вы убедились, что древняя мудрость книги служит века. Для Востока такой книгой на века стал Коран. Но не только для Востока.

 Далее ученики делают доклады о жизни Пророка Мухаммада, о создании великой книги, используя знание истории средних веков, в творческой лаборатории вместе с учителем они выясняют особенности арабского языка и стихосложения, знакомятся с пушкинскими «Подражаниями Корану», находят афоризмы из Корана и выясняют, какую роль играет произведение в истории и современности.

Интегрированный урок в русской школе «Пушкин и экономика» в 9 классе можно провести как семинар. Преподаватель основ экономических знаний помогает в подготовке и может участвовать как гость.

- «Пушкин – это какая-то странная вечность», - рассуждал великий мыслитель Розанов. В Пушкине есть все и для всех. А поскольку вначале было слово и самое совершенное на земле существо – человек, то мысль человека, выраженная словами и запечатленная  в книге – самое главное для вас, начинающих жить. Литература в таком случае – царица наук. Все остальные науки ей помогают.

На сегодняшнем уроке дежурная служанка – экономика, наука о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченных ресурсов. Ее представляет наш учебник экономических знаний. Особенно нас будет интересовать раздел микроэкономики, то есть науки о хозяйственной деятельности фирмы, предпринимателя. Напоминаю, что мы будем говорить о 19 веке, когда рынок был свободным, не регулировался монополиями или государством.

Ученики отвечают на вопросы викторины «Как государство богатеет» по тексту романа, делают сообщения о бизнесе персонажей – отца Онегина и самого Евгения, бизнес-вумен Прасковьи Лариной, оценивают в рекламе качества такого уникального товара, как невеста на московской ярмарке, оценивают итоги издательской деятельности Пушкина.

Интегрированный урок – игра по русскому языку в 6 классе школы с узбекским языком обучения «Сокровища Кук – тепы» призван был закрепить навыки использования прилагательных и конструкций, характеризующих внешний вид, материал, время, сравнительной степени прилагательных, формулы речевого этикета в необычном для ребят деловом общении, а также развивать интерес к истории и этнографии. При подготовке к уроку дети получили задание

- прочитать статью о находке «сакской принцессы» и пересказать её содержание по-русски;

 - представиться в качестве ученого – историка, использовав статьи книги Э.Ртвеладзе «Великий Шелковый путь» (книга была подарена школьному клубу «Книголинь» автором).

Урок включал представление команд и отчет о работе творческой экспедиции. Каждый участник заранее выбрал, какого ученого он будет представлять, и подготовил краткое сообщение с изменением лица (вместо 3-го лица нужно употребить – 1-ое лицо) о своем персонаже. «Журналисты» должны были взять интервью у археологов из команды соперников. «Антропологи» восстанавливали портрет малики по методу Герасимова (текст-описание с пропущенными прилагательными), описывали свои находки (замена несогласованных определений согласованными: кувшин из меди – медный кувшин), хвастались своими открытиями, употребляя прилагательные в сравнительной степени. В итоге урока группы поздравляли друг друга с достижениями, дарили сувениры.

В 8 классе с узбекским языком обучения был проведен интегрированный урок русского языка и музыки. Ученики слушали фрагмент балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», описывали впечатления от музыки, употребляя различные виды односоставных и двусоставные предложения. В результате приходили к пониманию стилистических особенностей безличных предложений.

Очень интересны билингварные уроки. Обычный вариант: учитель русского языка в классах с узбекским языком обучения помогает в подготовке докладов сообщений для урока физики, биологии, химии учащимся 8-9 классов либо помогает переводить на узбекский язык видеофрагмент. В этом случае дети находят информацию на русском языке в энциклопедиях, справочниках, в Интернете. На самом уроке можно присутствовать в качестве приглашенного гостя, отвечая на вопросы по теме. Подобные уроки дают возможность на собственном опыте оценить необходимость изучения русского языка как языка науки. Другой вариант: при изучении лермонтовских переводов английской или немецкой поэзии дать подлинники на уроке для сравнения.

В основе интегрированных уроков обязательно должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для каждого.

Мусурманова Юлия Юрьевна.

Учитель школы №5 города Янгиера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок русского языка и литературы. Методические рекомендации.

Слайд 2

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») процесс объединения разрозненных частей в единое целое. Внутрипредметная Межпредметная + целостное восприятие мира + деятельностный подход в обучении

Слайд 3

Традиционная модель образования монологичность , механистичность, разделение по дисциплинам, линейность, нарушение естественной связи между предметами и явлениями реального мира. Что актуально? Сформировать у учащихся единую научную картину мира, целостное представление о нём, гуманистическое мировоззрение и диалектическое мышление.

Слайд 4

Забавная анатомия. У кого? У брат а . У мам ы . У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени) У кого есть зубы, но нет языка рта? (У пилы, у расчёски, у шестерёнки)

Слайд 5

Особенности структуры интегрированных уроков Предельная четкость, компактность и сжатость учебного материала. Логическая взаимообусловленность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока. Большая информативная ёмкость учебного материала.

Слайд 6

Типы и формы интегрированных уроков Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям и навыкам Уроки применения знаний на практике Уроки повторения, обобщения и система- тизации знаний лекция путешествие экспедиция экскурсия исследование инсценировка конференция проблемный урок мультимедиа-урок практикум сочинение диалог деловая игра ролевая игра защита проектов ролевые игры деловые игры экскурсия практикум диспут КВН Счастливый случай Поле чудес конкурс, викторина театрализованный инсценировка, суд заключительная конференция обзорная лекция конференция Уроки контроля и проверки знаний и умений зачет викторина смотр знаний защита творческих работ или проектов творческий отчет собеседование

Слайд 7

Бинарный урок Союзники Соперники

Слайд 8

Интеграция в одиночку.

Слайд 9

Литература и физкультура Кто сумеет срубить все три головы Змею Горынычу? (3 попадания в кольцо)

Слайд 10

Подготовка к интегрированному уроку При планировании бинарных уроков важно: - определить цель урока и ведущий предмет ; - выбрать средства , которые помогут реализовать цель; - найти оптимальную форму урока; - разработать систему заданий для учащихся, список используемой литературы, информационных ресурсов, продумать домашнее задание .

Слайд 11

Урок-мушоира «Они жрецы единых муз» Цели урока Провести сравнительный анализ жизненного пути и творчества поэтов, показать сходство взглядов, сходные мотивы в лирике. Развивать самостоятельное мышление, умение анализировать литературные произведения в мировом контексте. Учить любви к Родине, стремлению оставить хороший след в жизни.

Слайд 12

Анкета гостя. Полное имя Псевдоним Дата и место рождения Предки поэта Друзья детства Годы учебы Любимые книги Государственная деятельность Произведения

Слайд 13

Урок-защита проектов «Школьная киностудия» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Цели урока: обобщить изученное, развивать устную и письменную речь в научном стиле, связать изучение литературного произведения с возможным выбором профессии.

Слайд 14

Подготовка к уроку 1. Группа сценаристов . Какой сценарий будет избран: по-лермонтовски или в хронологической последовательности? Найти аргументы у Белинского, привести свои. 2. Группа костюмеров. Подготовить сообщения о прическах и одежде будущих героев фильма, аргументировать выбор текстом. Подготовить рисунки, модели причесок. 3. Группа ассистентов . Найти возможные места съемок по картинам Лермонтова и тексту. 4. Редактор . По материалам Интернета рассказать об экранизациях романа. Высказать свою точку зрения. 5. Всему классу . Найти среди одноклассников «исполнителей главных ролей». Аргументировать выбор внешними данными, манерой поведения, текстом.

Слайд 15

Чем государство богатеет? Назовите, о ком идет речь. Объясните экономическое явление. 1. Читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет… 2. Хозяин превосходный, владелец нищих мужиков… 3. Думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать…отворил им житницы…злато рассыпал им… им сыскал работы… 4. Его червонцы будут пахнуть ядом, как сребреники пращура его… 5. Служив отлично-благородно, долгами жил… Давал три бала ежегодно и промотался наконец. 6. Счастливый день! Могу сегодня я в шестой сундук, в сундук еще неполный, горсть золота накопленного всыпать. 7. Ярем он барщины старинный оброком легким заменил… 8. Приготовлялся денег ради на вздохи, скуку и обман… 9. Деньги всегда, во всякий возраст нам пригодны, но юноша в них ищет слуг проворных и не жалея шлет туда, сюда. Старик же видит в них друзей надежных… 10. Она езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы…

Слайд 16

Рекламная пауза. Татьяна – своего рода товар на ярмарке невест. Уж если ее везут на ярмарку, определим характеристики данного товара. Товар длительного пользования, индивидуального потребления, высокой степени надежности, срок службы – век, дизайн – «комильфо», престижность высокая, приспосабливается к местным условиям без особых доработок, невысокая цена продажи, невысокая стоимость обслуживания (не модница), нет возможности выбора, представлен единственным экземпляром. Как видите, товар уникальный, но есть возможность подражать ей. Для такого товара потребителя можно и в Москве поискать, и в долги влезть. Но отдают его только за высокие качества души. Оттдают герою 12 года, другу Онегина.

Слайд 17

Вечер. Темный сад. Легкий ветерок. Таинственные звуки. Лунная дорожка. Серебряный ручей. Русский язык и музыка. « Безличные предложения »

Слайд 18

Двусоставные предложения. Наступил вечер. Темнеет сад. Дует лёгкий ветерок. Звенит музыка. Мы видим лунную дорожку. Журчит серебряный ручей.

Слайд 19

Безличные предложения Вечереет. Стемнело в саду. Подуло лёгким ветерком. Зазвенело, засеребрилось, зажурчало вокруг. Кто? Что?