Открытый урок по теме "Категория состояния"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

 Вартанян Эллада Робертовна

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по Теме: «Слова категории состояния»

 Цель:   Организовать       деятельность учащихся по изучению и первичному

           закреплению нового лингвистического понятия – слова категории

            состояния                                                                                                

Задачи:

- образовательные:  формировать умение различать слова категории

                                     состояния и омонимичные слова других частей речи;

- развивающие: развивать познавательную активность учащихся;

                               развивать аналитические способности: сравнивать,

                              сопоставлять, делать вывод; 

- воспитательные:  воспитывать потребность правильно оценивать

                                   собственную деятельность   воспитывать внимательное

                                 отношение друг к другу;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kategoriyasostoyaniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:


                     ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

ТЕМА: «СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ»

Цель:   Организовать       деятельность учащихся по изучению и первичному

           закреплению нового лингвистического понятия – слова категории

            состояния                                                                                                

Задачи:

- образовательные:  формировать умение различать слова категории

                                     состояния и омонимичные слова других частей речи;

- развивающие: развивать познавательную активность учащихся;

                               развивать аналитические способности: сравнивать,

                              сопоставлять, делать вывод;  

- воспитательные:  воспитывать потребность правильно оценивать

                                   собственную деятельность   воспитывать внимательное

                                 отношение друг к другу;

Тип урока:    урок изучения нового материала

Форма урока:   урок-презентация

Оборудование:  компьютер, мультимедиопроектор, презентация в Power

                              Point, карточки, тест.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся называют заголовки, выбирают лучшие, определяют тему сочинения. По опорным словам читают составленные рассказы.

III. Беседа по вопросам к теме «Наречие».

– Что называется наречием?

– Изменяются ли наречия?

– От чего и с помощью чего образуются?

– Какие случаи правописания наречий являются наиболее трудными?

IV. Игра-соревнование по рядам.

На доске открываются слова-наречия. Учащиеся должны выбрать наречия в зависимости от их  написания.

I ряд.                          II ряд.                        III ряд.

раздельно                   слитно                        через дефис

(В)дребезги, (до)тла, (на)век, (на)верняка, точь(в)точь, бок(о)бок, (по)новому, (с)легка, (из)давна, (на)цыпочках, (в)третьих, подобру(поздорову), (с)начала, (во)всю, (по)всюду, (на)лету, (на)славу, (на)дом, (с)горяча, (ис)подтишка, (в)верх, (после)завтра, (куда)либо, (до)нельзя, (по)английски, (по)двое, (в)двоем, (по)товарищески, почему(то), (по)очередно, (в)рукопаш-ную, (на)скаку, (по)трое, (в)право, (в)двое, (в)даль.

Записать выбранные наречия.

V. Объяснение новой темы.

Иногда явления природы, состояние окружающей среды или человека описываются как независящие от действия каких-либо внешних сил и от нас самих. Такие ситуации имеют специальные  средства выражения.

  1. Сравните записанные на доске пары  предложений, обозначим грамматические основы.
  1. Лицо темнеет от загара. Летом на юге темнеет очень быстро.
  2. Весь июль солнце пекло немилосердно. Весь июль пекло  немилосердно.

( В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: Лицо темнеет, солнце пекло.  Во вторых предложениях каждой грамматической  пары состоит только из сказуемого: темнеет, пекло. В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. Они передают состояние  окружающей среды, которое меняется  независимо от действия каких-либо внешних сил. Часть речи, с помощью которой обозначается состояние природы и человека, и есть категория состояния).

     2. Знакомство с материалом учебника (с. 126–127).

3. Составление таблицы.

VI. Закрепление темы.

1. Задание по рядам.

Составьте самостоятельно предложения со словами категории состояния.

I вариант                      II вариант                        III вариант

  холодно                          больно                        тревожно

   тихо                          светло                        уютно

2. Выполнение упражнения 275 (выписать предложения в указанном порядке, подчеркнуть грамматические основы).

VII. Подведение итогов урока.

– В чем отличие наречий от категории состояния?

– Каким членом предложения является категория состояния?

– Что обозначает категория состояния?

 Домашнее задание: упр. 276; проработать материал учебника на с. 126–127.

Ход урока 96

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Продолжить ряд слов, выраженных категорией состояния (по цепочке).

III. Закрепление темы.

1. Выполнение упражнения 278.

Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина «В степи» (подготовленным учеником).

– С помощью каких слов передается в нем состояние природы и человека, оценка происходящего в природе?

– К каким частям речи они относятся?

– Спишите стихотворение, расставьте недостающие знаки препинания.

2. Выполнение упражнения 279.

1) Выразительное чтение отрывков из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».

2) Беседа по вопросам.

– К какому типу текстов можно отнести первый из них? Докажите свою мысль.

– Помогают ли выделенные слова и словосочетания определить тип текста?

3) Выпишите словосочетания с наречиями и словами категории состояния из второго и третьего отрывков.

4) Кратко перескажите один из отрывков, затем этот пересказ запишите.

3. З а д а н и е:

– Опишите картину, открывающуюся за окном или в классе, используя слова категории состояния: прохладно, пасмурно, светло, душно, весело, тоскливо, трудно, непонятно, совестно, тревожно и др.

IV. Подведение итогов урока.

– Какими морфологическими признаками обладают слова категории состояния?

 Домашнее задание: упр. 277.

Категория состояния-самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние ( природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека).

Отвечает на вопрос как? каково?

Слова категории состояния не изменяются

Употребляется в предложении без подлежащего в роли сказуемого, выступая часто вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике 8 класс по теме "Изменение агрегатных состояний"

Повторительно - обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Форма урока - урок-игра. Основная задача урока: закрепить понятия, связанных с изменением агрегатных состоянийвещества,повторить...

Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс

Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...

Открытый урок по теме "Агрегатные состояния вещества", 8 класс

Открытый урок по теме "Агрегатные состояния вещества", 8 класс...

Открытый урок по физике в 10а классе по теме: «Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости».

Цели урока:Обучающая:  Ознакомить обучающихся с практическим применением поверхностного натяжения жидкостиВоспитательная.   Способствовать развитию любознательности, инициативности, уме...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Открытый урок по физике в 8 классе На тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.»

Тема: « Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел».Образовательно-развивающие цели: сформировать у учащихся на основе молекулярных представлений о строении веще...

Открытый урок с использованием технологии развития критического мышления. 7 класс. Тема урока: Категория состояния.

Цель деятельности учителя: познакомить с понятием категория состояния; показать отличие категории состояния от наречий и кратких прилагательных.Тип урока: урок объяснения нового материала.Планируемые ...