Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и литература. Русский язык" 1 курс
рабочая программа по русскому языку на тему

Дягилева Наталья Ивановна

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rus.yaz_2015_-2016.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

        Московской области

«Красногорский колледж» Волоколамский филиал

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

                                         

2015г.


Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» вводится в соответствии с ФГОС третьего поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве профильного учебного предмета.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена по специальности 40.02.02  «Правоохранительная деятельность».

        Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональ-ное образовательное учреждение Московской области «Красногорский колледж» Волоколамский филиал отделение по подготовке специалистов среднего звена.

Разработчик:

Дягилева Н.И., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО «Красногорский колледж» Волоколамский филиал отделение по подготовке специалистов среднего звена


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫКИ ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.02  «Правоохранительная деятельность».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общеобразовательные дисциплины.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского

языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных

высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до-стижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной

деятельности;

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

  • метапредметных:

− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по-ниманием), говорением, письмом;

− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо-вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познава-тельной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор-мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче-ния русского языка;

• предметных:

− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-ций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен-тированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос-приятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» контролю не подлежит.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78 часов;

самостоятельной работы обучающегося  39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

       практические занятия

 6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

       работа с учебником, текстом

18

       работа с различными видами словарей,  справочниками

8

       работа над  рефератами (сообщениями)

13

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский  язык и литература. Русский язык»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,      

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

4

Роль языка в обществе.

Взаимосвязь языка и культуры.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

  Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО.

2

1

Самостоятельная работа:

1. Подготовка сообщений: «Природа и сущность языка»; «Язык и его функции».

2. Работа над рефератом «Русский язык в современном мире».

2

3

Раздел 1. Язык и речь.

Функциональные стили речи

18

Тема 1.1. Язык и речь. Основные требования к речи.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

2

2

2

2

2

2

1

3

3

2

2

2

3

3

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

3

3

2

2

1

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Тема 1.2. Разговорный стиль речи.

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

2

Тема 1.3. Научный стиль речи.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

Тема 1.4. Официально-деловой стиль речи.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2

Тема 1.5. Публицистический стиль речи.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.

Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

2

Тема 1.6. Художественный стиль речи.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

1

Тема 1.7. Текст.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

1

Практическая работа № 1. «Освоение видов переработки текста».

2

Самостоятельная работа:

1. Написание статьи в студенческую газету.

2. Подготовка сообщений: «Заговори, чтобы я тебя увидел»; «Как не должен говорить образованный человек».

3. Работа над рефератами: «Язык и культура»; «Экспрессивные средства языка в художественном тексте», «СМИ и культура речи»; «Русское письмо и его эволюция»; «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения»; «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю»; «Молодежный сленг и жаргон».

4. Работа со словарями,  справочниками:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Изобразительно-выразительные средства».

6

Раздел 2.

Фонетика, орфоэпия,

графика, орфография

12

Тема 2.1. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

2

Тема 2.2. Правописание гласных, звонких и глухих согласных. Правописание Ь.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.

2

Тема 2.3. Правописание о-ё(е) после шипящих и ц в разных морфемах.

Правописание О/Е после шипящих и Ц.

2

Тема 2.4. Правописание приставок на з-(с-). Правописание ы-и после приставок.

Правописание приставок на З-/С- . Правописание И/Ы после приставок.

2

Самостоятельная работа:

1. Работа с учебником: выполнение упражнений на орфографические нормы.

2. Работа над рефератом:

«Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».

3. Работа со словарями,  справочниками:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования»; «Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов».

4

Раздел 3.

Лексика и фразеология

15

Тема 3.1. Слово в лексической системе языка.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

2

Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2

Тема 3.4. Фразеологизмы и афоризмы. Лексические нормы.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практическая работа № 2. «Нахождение лексических ошибок и их исправление».                        

2

2

Самостоятельная работа:

1. Работа над рефератом «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы»; «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка», «Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке»; «В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

2. Работа с учебником, текстом:

- выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении слов и фразеологизмов;

- подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

3. Работа со словарями,  справочниками:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Русская лексика с точки зрения ее происхождения»; «Профессионализмы».

5

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

16

Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова.

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

Тема 4.2. Способы словообразования.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

2

Тема 4.3. Речевые ошибки

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2

Тема 4.5. Правописание приставок пре-(при-). Правописание сложных слов

Правописание приставок ПРИ-/ ПРЕ-. Правописание сложных слов.

2

Самостоятельная работа:

1. Работа с учебником, текстом:

- выполнение упражнений на закрепление орфограмм;

- составление словарного диктанта;

- наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

2. Работа над рефератом: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»; «Ненормативное словообразование как выразительное средство».

6

Раздел 5.

Морфология и орфография

21

Тема 5.1. Классификация частей речи. Имя существительное.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор. Употребление форм имен существительных в речи.

2

Тема 5.2. Имя прилагательное.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

2

Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

2

Тема 5.4. Глагол и глагольные формы.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2

Тема 5.5. Правописание -Н- и

 -НН- во всех частях речи.

Правописание -Н-  и -НН- во всех частях речи.

2

Тема 5.6. Наречие и слова категории состояния.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

Тема 5.7. Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

Самостоятельная работа:

1. Работа с учебником:

- выполнение упражнений на закрепление орфограмм.

2. Работа над рефератом: «Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике»,

«Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление».

3. Работа со словарями,  справочниками:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий».

7

Раздел 6.

Синтаксис и пунктуация

29

Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2

Тема 6.2. Простое двусоставное предложение.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

2

Тема 6.3. Односоставные предложения.

Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2

Тема 6.4. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

2

Тема 6.5. Синтаксис простого осложнённого предложения.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

2

Тема 6.6. Структура сложного предложения. Знаки препинания в связном тексте.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

Тема 6.7. Бессоюзное сложное предложение.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2

Тема 6.8. Прямая и косвенная речь.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Практическая работа №3. «Синтаксический разбор предложения и расстановка знаков препинания в тексте»

2

Самостоятельная работа:

1. Работа над рефератами: «Роль словосочетания в построении предложения»; «Синонимия простых предложений»; «Синонимия сложных предложений»; «Использование сложных предложений в речи»; «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка».

2. Работа с учебником:

- выполнение упражнений на закрепление пунктограмм: тире в простом предложении; тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с однородными членами; знаки препинания в предложениях с обособленными членами; обособление определений; обособление обстоятельств; знаки препинания при вводных и вставных конструкциях; знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении; знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.

9

Всего:

117

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

комплекты:

- тестов;

- раздаточных материалов;

- учебников.

Технические средства обучения:

- ноутбук;

- мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Герасименко Н.А., Леденева В.В., Т.Е.Шаповалова и др. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М: Издательский центр «Академия», 2014.

Дополнительные источники

          Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому  языку в старших классах. − 45-е издание. − М., 2005.

          Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. – М., 2001.

           Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: учеб. Пособие для сред. Спец. Учеб. Заведений. − 7-е изд., испр. − М.: Высшая школа, 2001.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

Розенталь Д.Э. Лексика и стилистика. Правила и упражнения.  – М., 2010.

Розенталь Д.Э. Русский язык: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М, 2003.

Соловьёва Н.Н. Как составить текст? Стилистические нормы русского литературного языка. – М., 2011.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Интернет-ресурсы:

1. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www.gramota.ru

2. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru

3. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru

4. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

5.Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru

6.Электронный ресурс «Русские словари». Форма доступа: www.slovari.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-устное сообщение;

- устный опрос;

- тестирование;

- устный опрос;

- чтение вслух;

- словарный диктант;

- объяснительный диктант;

- конструирование предложений;

- редактирование;

- контрольный диктант с грамматическим заданием;

- лингвистический анализ текста;

- защита реферата;

- редактирование;

- редактирование текстов;

- анализ текстов;

- составление документов;

- изложение с элементами сочинения на основе данного текста;

- подготовка рефератов;

- подготовка сообщений;

- подготовка рефератов;

- подготовка сообщений;

- чтение вслух;

- устное монологическое выступление;

- составление диалога;

- устное выступление;

- диктант;

- тестирование;

- практическая работа;

- устное выступление;

- ведение дискуссии;

- написание конспекта;

- написание реферата;

- наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку 5-9 классы - Новый курс английского языка Афанасьева ОВ, Михеева ИВ

Рабочая программа по английскому языку 5-9 классы - "Новый курс английского языка" Афанасьева ОВ, Михеева ИВ...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 5 класс

Рабочая программа создана по учебнику "Башкирсикй язык и литература" для 5 класса. Авторы учебника: В. И. Хажин, А. Х. Вильданов, Уфа-2012.По программе дается и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 6 класс

Рабочая программа по предмету "Башкирский язык и литература" для 6 класса, авторы: А. Х.Вильданов, В. И. Хажин, Уфа-2012. Прилагается календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 7класс

Рабочая программа составлена для 7 класса по учебнику "Башкирский язык и литература" (авторы: Ф. А. Хуснутдинова, Д. С. Тикеев, Б. Б. Гафаров, Г. Г. Кагарманов), Уфа - 2010.Прилагается календарно-тема...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   6 класс....

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык  9 ...

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   7 класс....