Конспект урока русского языка по теме "Определение" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, раскрыть роль определения в тексте, развивать творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_5_klass.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

        

                   

            КОНСПЕКТ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ      

                           ПО ТЕМЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ».

                                           5 класс.

                                                     Сочкина Валерия Валерьевна

                                                           учитель русского языка и литературы

                                                            МОУ «Оршинская СОШ»

                                                            Тверская область, Калининский р-н

ТЕМА УРОКА:                      «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват.

                                        организаций. В 2 ч. Ч.1 / Т.А.Ладыженская,

                                        М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.;  науч.ред.

                                        Н.М.Шанский.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2013.

ТИП УРОКА:                 урок открытия новых знаний

ЦЕЛЬ:        познакомить с определением как второстепенным членом

                    предложения и  способами его выражения, его ролью  в

                    усилении выразительности речи.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: формировать умение находить определения в предложениях и верно графически их обозначать; умение видеть, находить и обозначать орфограммы в словах, определять части речи, выделять основу предложения и дополнения.

Развивающие: развивать навыки использования определений в речи; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением; непроизносимая согласная в корне).

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, любовь к слову, родному языку.

             

                                                 ХОД  УРОКА.

1)Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, как вы

                           приготовились к уроку. На парте лежит тетрадь,

                           учебник, словарь-справочник, дневник, пенал, линейка  

                           (Проверяют).  Вижу, что все готовы. Начнём урок.

2)Мотивация к деятельности.

       На предыдущих уроках мы начали изучать второстепенные члены

предложения.

- О каком из них мы уже узнали? (О дополнении)

   Сегодня мы познакомимся ещё с одним второстепенным членом и научимся распознавать его в предложении. Но вначале выполним задание на повторение. Надеюсь, что работать мы будем активно, вдумчиво и скоро.

3) Актуализация знаний.

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.

         

            Середина ноября-последнего месяца осени. « Ноябрь-сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат»,-говорят об этом месяце в народе. И действительно, однажды утром мы подошли к окну и восторженно замерли: за стёклами всё было снежно и безмолвно. Медленно и тихо сыпался с мглистого неба первый снег, падая на чёрную, голую землю.  

                               То         … вошла рачительной хозяйкой

                                             В снежные лесные терема

                                             Щеголиха в белой разлетайке –

                                             Русская румяная зима.

Запишем несколько предложений. (Учащиеся записывают под диктовку).

НАСТУПИЛА ЗИМА. ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ ПОКРЫЛИСЬ ПУШИСТЫМ СНЕГОМ. КАЖДЫЙ КУСТ -    УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ. ВОЗДУХ СВЕЖИЙ И ХОЛОДНЫЙ. ЛЁГКИЕ СНЕЖИНКИ ЗАСЫПАЛИ ЛИСЬИ СЛЕДЫ НА ПОРОШЕ. СОЛНЦЕ ВЫГЛЯНУЛО ИЗ-ЗА ТУЧ И ОСВЕТИЛО ОКРЕСТНОСТИ.

Прочитаем то, что мы записали. ( 1 ученик читает вслух)

-Как можно назвать эту группу предложений? (Текст)

-Почему мы можем назвать эти предложения текстом? (Связаны по смыслу , стоят по порядку)

-Как бы мы могли озаглавить этот текст? (Зима в лесу)

Этот текст записан у меня на доске. Даю вам возможность его проверить самостоятельно. (Учитель открывает створки доски).

-Кто написал без ошибок? Много грамотных. Молодцы!

-В тексте нам встретилось слово ПОРОША. Что оно обозначает? (Если правильно называют значение слова, уточним, какой же это снег)

-Если мы не знаем смысла слова, куда мы заглянем? (В школьный толковый словарь в конце учебника, стр.180)

ПОРОША- только что выпавший рыхлый снег. Запишем значение этого слова в наш словарь-справочник.

-А как вы думаете, почему первый рыхлый снег называется ПОРОШЕЙ?  Подберём однокоренные слова (работаем в словаре-справочнике)  ПОРОША, ЗАПОРОШИТЬ, ПРИПОРОШИТЬ, ПОРОХ, ПОРОШОК.

ПОРОХ (ПРАХ)- (устар.-пыль)- порошкообразное взрывчатое вещество.

ПОРОШОК- мелко истолчённые частицы твёрдого вещества.

ПОРОША- снег рыхлый, неплотный, пористый, рассыпчатый, крупинка к крупинке.

- Какая же орфограмма встретилась нам в этом слове? (Безударная гласная в корне)

-Как мы проверяем эту орфограмму? (Подбираем проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение)

Задание по тексту:   найдите все слова с безударной гласной в корне и обозначьте эту орфограмму.(1 ученик самостоятельно работает у доски, класс  - в тетрадях)

Закончили работу. Объясни, в каких словах ты выделил орфограмму.

(Ученик вслух комментирует свою работу: зИма, дЕревья, в лЕсу,

удИвительное, хОлодный, снЕжинки, слЕды, на пОроше, выглЯнуло, освЕтило).

-Какие слова были пропущены? Кто их увидел? (Учащиеся называют с места пропущенные учеником орфограммы, если таковые имеются,

учитель, чтобы не тратить время, выделяет их в тексте сам). Учащийся оценивает свою работу. (Выставляется отметка).

- А в словах СОЛНЦЕ, ОКРЕСТНОСТЬ с какой орфограммой вы встретились? (Непроизносимые согласные в корне)

-Как проверить эти слова? (СоЛнышко, окресТ - вокруг)

Найдём в этом тексте нераспространённые предложения. (К доске вызывается следующий ученик)  

НАСТУПИЛА  ЗИМА(глаг., сущ.)  ВОЗДУХ  СВЕЖИЙ И  ХОЛОДНЫЙ.(сущ., прил. и прил.)

-Почему эти предложения можно назвать нераспространёнными? (В них только подлежащее и сказуемое, нет второстепенных членов).

Выделим в каждом предложении подлежащее и сказуемое и укажем, чем они выражены. (Выполняет этот же ученик).

ДЕРЕВЬЯ  ПОКРЫЛИСЬ (сущ, глаг.)  КУСТ  ЖИВОТНОЕ (сущ., сущ.)

СНЕЖИНКИ ЗАСЫПАЛИ.(сущ., глаг.) СОЛНЦЕ  ВЫГЛЯНУЛО И ОСВЕТИЛО(сущ., глаг. и глаг.)

-Почему в предложении КАЖДЫЙ КУСТ – УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ мы ставим тире?  (Потому что подлежащее и сказуемое выражены существительными)

-Как мы можем назвать разобранные предложения по наличию второстепенных членов? (Распространёнными, потому что в них есть главные и второстепенные члены)      2-й ученик оценивает свою работу. (Выставляется отметка)

На прошлом уроке мы с вами изучали дополнения.

-Что называется дополнением? Выделим дополнения в тексте. Работает у доски 3-й ученик, класс самостоятельно в тетрадях. Проверяем. Учащийся вслух комментирует свою работу. (СНЕГОМ,

СЛЕДЫ,  НА  ПОРОШЕ(если вопрос «на чём?»), ОКРЕСТНОСТИ)

Учащийся оценивает свою работу. (Выставляется отметка)

4.Объяснение нового материала.

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним второстепенным членом предложения. Запишем тему: «Определение».

А теперь по вопросам таблицы скажите, что мы должны сегодня узнать об определении. На доске проецируется таблица:

                         

            ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Дополнение

    Определение

   Обстоятельство

Что обозначает?

 предмет

На какие вопросы отвечает?

вопросы косвенных падежей

Какой частью речи выражено?

сущ. или местоим. в

косвенном падеже

Как подчёркиваем?

пунктиром

Ответ учащихся: мы должны узнать, что обозначает определение, на какие вопросы отвечает, какими частями речи может быть выражено, как подчёркивается в предложении.

Задание: найдите в тексте второстепенные члены предложения, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос  Какой?

Чей?    Подчеркните их волнистой линией. Самостоятельная работа с последующим разбором и комментарием( ПУШИСТЫМ,КАЖДЫЙ, УДИВИТЕЛЬНОЕ, ЛЁГКИЕ, ЛИСЬИ). Обратить внимание детей на слово КАЖДЫЙ, которое отвечает на вопрос КАКОЙ?  Это местоимение.

Мы с вами выделили определения.

-А теперь по вопросам таблицы составьте рассказ об этом второстепенном члене (Работа в парах).

Учащиеся дают характеристику определения. На экране появляются правильные ответы.                        

            ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Дополнение

    Определение

   Обстоятельство

Что обозначает?

 предмет

признак предмета

На какие вопросы отвечает?

вопросы косвенных падежей

     Какой? Чей?

Какой частью речи выражено?

сущ. или местоим. в

косвенном падеже

прилагательное, реже местоимение

Как подчёркиваем?

пунктиром

волнистой  линией

 Сравниваем с характеристикой определения в учебнике (стр.86)                                 -Как видим, мы не ошиблись.                                  

Определение, действительно, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? Выражено прилагательным или местоимением и подчёркивается волнистой линией.  Заполняем эту графу таблицы в словаре-справочнике.

5. Закрепление изученного.  

Потренируемся в распознавании определений. Работаем с учебником (стр.86). Сейчас за окном зима, пришла она внезапно, а совсем  ещё недавно погода стояла такая, как описывается в упражнении 186. Прочитаем задание к этому упражнению.( 1 ученик на доске выполняет упражнение 186(1-ю часть). По толковому словарю в учебнике (стр.179) выясняем значение слова ОЗИМЬ, встретившегося в упражнении.

Следующее задание поможет вам ответить на вопрос: «Для чего определения используются в речи?»

Задание: используя записанные на доске словосочетания (следующий слайд), составьте сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Поздняя осень». Задания дифференцированные (учащиеся выбирают по желанию).

Глубокая осень, влажная земля, прохладный воздух, дальние страны, резкий ветер, последние листья, низкие тучи, мглистое небо.

1 вариант     Вставить эти словосочетания в уже готовый текст вместо многоточия. (Листочки с текстом раздаются, учащиеся вставляют словосочетания прямо в листочек)

……………………… затянуло ……………………  небо.   От ……………………………..

опадают………………………….. с деревьев.  Они кружатся в …………………..

и медленно опускаются на ……………………………………      

…………………………..   птицы улетают в ………………………………….

( Низкими тучами затянуло мглистое небо. От резкого ветра опадают последние листья с деревьев. Они кружатся в прохладном воздухе и медленно опускаются на влажную землю. Глубокой осенью птицы улетают  в дальние страны.)

2 вариант. Составить мини-сочинение  самостоятельно, используя записанные словосочетания.

3 вариант.Составить мини-сочинение самостоятельно, используя записанные словосочетания, добавив к имеющимся определениям свои, синонимичные.

Вывод: определения помогают сделать нашу речь образной и выразительной.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-О каком второстепенном члене узнали мы на сегодняшнем уроке?

-Что мы о нём узнали? (Вопросы таблицы)

-Для чего определение служит в речи?

-Какому заданию и за что вы хотите сказать «спасибо» на сегодняшнем уроке?

Закончить наш урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:

                                     Признак предмета или явленья

                                     Обозначает определенье.

                                     Чей?  и  Какой? – ответы просты,

                                     Лишь не хватает волнистой черты

7. Домашнее задание.  Упражнение 187, учить правило на стр.86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...