Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Амирова Татьяна

Итоговая работа на тему: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_uchitelya.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

                                           Итоговая работа

на тему: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ВБ: с 10 по 14.11. 2014 г

«Современный урок русского языка»

                                                          Выполнила: Амирова Татьяна

                                                         Александровна, учитель русского языка и

                                                         литературы МБУ СОШ №13 г.о.Тольятти                    

                                           

                                         Тольятти 2014

  1. Введение.

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

 •        анализировать свои действия;

 •       самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 •        отличаться мобильностью;

 •        быть способными к сотрудничеству;

 •  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же  требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

 •    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

 •    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

 •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

 •    вывод делают сами учащиеся;

 •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

 •    времясбережение и здоровьесбережение;

 •    в центре внимания урока — дети;

 •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

 •     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

 •    планирование обратной связи;

 •     урок должен быть добрым.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.  

Если сравнить традиционную деятельность учителя  и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений 

Традиционная деятельность учителя 

Деятельность учителя, работающего по ФГОС 

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя  русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

2. Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка.

2.1 Определение понятия «проблемное обучение»                                           В основе проблемного обучения – идеи Дж. Дьюи (1859–1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа).

В 80-е годы 20 в. Российские авторы теоретических работ, посвященных проблемному обучению, не только защитили его дидактический статус, разработали некоторые аспекты , но и создали конкретные методики по разным предметам (Скаткин М.Н. – 1967 г., Лернер И.Я. – 1968 г., Оконь В – 1968 г., Матюшкин А.М.,-1972г., Кудрявцев В.П.,– 1975 г., Ильина Т.А. – 1976 г., Ильинская И.А., – 1985 г.,)

Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев:”… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.

Проблемное обучение – организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.

2.2 Цели проблемного обучения:

 1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

 2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

 3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

 Задачи:

 1. Изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

 2. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

 3. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

 Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

 Активные методы позволяют на уроке:

 - формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

 - учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

 - обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

 - продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

 2.3  Схематически структуру проблемного урока можно представить так:

  1. Актуализация прежних знаний учащихся.
  2. Усвоение новых знаний и способов действий.
  3. Формирование УУД.

Показателем проблемности урока является наличие  в структуре этапов поисковой деятельности:

- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

- выдвижение предположений и обоснования гипотезы;

- доказательства гипотезы;

- проверка правильности решения проблемы.

Если схематически сопоставить традиционный урок и урок по технологии проблемного обучения, то можно увидеть, что на проблемном уроке больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей.

Этапы и звенья урока.

Проблемный урок,

проблемные методы.

Традиционный

урок.

Методы.

Введение знаний

Постановка учебной проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приёмом

сообщение темы

Поиск решения

побуждающий к гипотезам диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообщение знания

                                                                   Продуктивные задания

Воспроиз- ведение

 знаний

Выражение решения

Формулирование темы, вопросов

Составление опорного сигнала

Художествен-ные задания

Повтори, выучи,

 перескажи

Реализация продукта

Фрагмент урока по русскому языку в 5 классе на тему « Формы слова»             с использованием  технологии проблемного обучения:

Анализ

Учитель

Ученик

Постановка учебной проблемы

Выпишите слова из столбиков:

земля земляной

земле приземлиться

земли земледелец

о земле подземный

По какому принципу подобраны слова в столбиках?

Это всё однокоренные слова, но разные части речи.

Выдвижение гипотезы

Давайте проверим, определим части речи. Во втором столбике 2 прилагательных, значит не это главное. Подумаем ещё…

В 1 столбике существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза).

Разное строение слов.

(1 вывод)

Подводящий диалог

Проверим, разберите слова по составу. Что получилось?

У них разно строение. В 1 столбике меняется только окончание, во 2 изменяется приставка и суффикс.

Подводящий к теме диалог

Изменилось ли ЛЗ слова в 1 столбике? А что изменилось? А во втором?

Нет, содержание слова не изменилось, изменились лишь его число и падеж.

Меняется и строение и значение слова.

(2 вывод)

Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными? А какие формой одного и того же слова?

Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, ЛЗ этих слов отличается.

(Общий вывод)

Формулировка темы

Итак, над какой темой мы будем работать сегодня?

Однокоренные слова и формы слов.

Фрагмент урока русского языка в 5 классе на тему «Правописание корней

 –лаг-/-лож-»

Анализ

Учитель

Ученик

Создание проблемной ситуации

Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы

Распевать песни – петь

Сбежать вниз – бег

Предлогать дружбу - предлог

Побуждение к осознанию противоречия

  • Давайте проверим написание последнего глагола по словарю.
  • Исправим ошибку. Над каким правилом мы работали?
  • Здесь написано предлагать.
  • Безударная гласная в корне слова проверяется ударением.

Побуждение к проблеме

  • Как мы проверяем слова?
  • Применимо это правило в последнем случае?
  • Чем же мы будем сегодня заниматься?
  • Безударную гласную ставили над ударением.
  • Нет.
  • Изучать новое правило о правописании безударных гласных.

Побуждение к гипотезе

  • Найти нужное правило нам помогут слова на доске.
  • Что заметили? Есть ли предположения?

Разложить, прилагать, приложения, предлагать, положить, излагать.

  • Перед “г” пишется а, а перед “ж” – о.

Побуждение к проверке

  • Как это можно проверить?
  • Выполняйте.
  • Сформулируйте правило.
  • Распределить в 2 столбика.
  • Подобрать ещё примеры.
  • В корнях  лаг/лож …

Задание на формулирование темы

  • Какую же тему мы сегодня изучили?
  • Ещё какие варианты?
  • Сверьте вашу формулировку с материалом учебника.
  • Оформите правило графически в схеме.
  • Правописание безударных гласных о, а.

  • Правописание безударных гласных о, а в корнях лаг/лож.

На подобных уроках можно использовать мотивирующий прием – «яркое пятно» ( ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, т. е. любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учащихся ).

В предложенном фрагменте урока русского языка в 5 классе на тему «Словосочетание» этот прием предваряет проблемное объяснение нового материала:

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (10 мин.)

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

1. На доске вы видите фотографии с изображением озера Байкал.

* Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)

* Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)

* Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.

Итак, определим тему и цели урока.

2. Организует работу в парах.

Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать

На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2.  Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.

Рассматривают фотографии.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему и цели урока

Объединяются в пары и обсуждают свои записи.

Одна – две пары зачитывают информацию.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П)

Самоопределение (Л)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

4. Проблемное объяснение нового знания. (10 мин.)

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-« - думал иначе

«?» - есть вопросы

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога  Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

Индивидуальная работа с текстом.

Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосоч. Записывают информацию во 2 столбик таблицы.

В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).

Анализ, сравнение, обобщение (П);

Смысловое чтение (П);

Определение основной и второстепенной информации (П);

Моделирование (П);

Постановка вопросов (К)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

3. Заключение:

Позитивные результаты по преподаванию русского языка с использованием технологии проблемного обучения:

- на уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке;

- развиваются творческие способности;

- у многих появляется положительная реакция не только на новый материал, но и на способ решения поставленных задач.

 4. Список литературы:

  Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

 http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.

Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 2000.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 2001.

Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2002.

Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 2011.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,2004.

Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 2007.


Технологическая карта урока русского языка

Предмет:  русский язык

Класс: 5

Автор УМК: М. М. Разумовская

Тема урока: Буквы О – Ё после шипящих

Тип занятия: урок комплексного применения знаний и умений

Планируемые результаты:

- личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре;

- метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально, в паре и в группе, находить общие решения.;

- предметные: изучить  правописание гласных О – Ё после шипящих в суффиксах существительных, уметь применять правило правописания  гласных О – Ё после шипящих.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Применение электронных образовательных ресурсов

  1. Мотивация

Включение в деловой ритм.

Знакомство с отрывком из «Маленького фантастического романа» неизвестного автора. Создание проблемной ситуации.

- Послушайте внимательно отрывок из «Маленького фантастического  романа» и ответьте на вопрос: «Что в нем необычного с точки зрения правописания?»

     Черной- черной ночью под желтой – желтой луной по маленькой речонке в утлой лодчонке плыл черт в шортах с парчовым ридикюлем и багажом. За ним тихо двигался челн. В нем лежал холщовый мешок с крыжовником и сидел мышонок. Было свежо. Причалили. Глухая чащоба. Тонкой ручонкой чопорный черт достал шомпол, провел на земле две черточки, бечевкой выложил кружок и развел костер. Пламя горячо трещало. Черт ожег руку и подул на нее. Ожог прошел.

Готовятся к работе.

Слушают отрывок из «Маленького фантастического  романа».

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

2. Целеполагание

Добивается того, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу.

Создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха»

Самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

Целеполагание (Р)

Планирование (К)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

3. Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Проверяет  домашнее задание.

- Поскольку мы с вами работаем

уже второй урок по данной теме, мне хотелось бы узнать, что вам известно о правописании О – Ё после шипящих. А для этого вы дома должны были составить вопросы для друга.

                                                   

     - Спасибо большое. Я вижу, что вы замечательно подготовились. Но мне бы хотелось, чтобы некоторые вопросы все-таки были озвучены.

                                                   

Работают в тетрадях.

Опрашивают друг друга, работая в парах.

Вслух задают вопросы друг другу.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Умение структурировать знания (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Работа в паре (К)

        4. Первичное закрепление

Даёт инструкцию.

Создаёт ситуацию успеха.

Предлагает выборочную работу с отрывком из «романа».

- Я услышала, насколько вы владеете теорией. Давайте покажем наши знания на практике.

Мы работаем по цепочке. Выписываем по три слова с пропущенной орфограммой. Но прежде еще раз обратите внимание на графическое обозначение орфограммы (учебник, с. 113).

Подводит учащихся к формулировке цели выполнения упражнения.

     -  Скажите, а с какой целью мы будем выполнять это упражнение? Каким алгоритмом будем пользоваться?

Первый шаг – выделяем корень, если орфограмма за корнем, определяем часть речи.

Выполняют выборочную работу, комментируют орфограмму

Работают с учебником

Самостоятельно формулируют цель выполнения задания

Воспроизводят алгоритм

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Самоопределение (Л)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Установление причинно-следственных связей (П)

Построение логической цепи рассуждения (П)

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Организует творческую работу (составление лингвистической сказки с опорой на рисунки)

Применяет здоровье сберегающую технологию (подвижная тематическая минутка).

- Найдите вокруг себя слова, «разбросанные» по кабинету, которые пишутся с буквой О, затем с буквой Ё.

Организует работу с учебником (упр. №5317: запишите словосочетания, которые включают слова с ударным о-ё в корне после шипящих, в скобках запишите однокоренные слова.

Какие слова вы не выписали и почему?

На основе какого правила пишется буква Е в слове расщепить?)

 Выполняют творческое задание по составлению лингвистической сказки с опорой на рисунки.

Читают лингвистические сказки.

Выполняют упражнение: записывают словосочетания в тетрадь, подбирают однокоренные слова, делают выводы

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Решение проблем творческого и поискового характера (П)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Контроль (Р)


http://biogr.znate.ru/docs/index-1618.html?page=2

6. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой по эталону

Даёт задание для самостоятельной работы в группах  с образцом выполнения.

- Сейчас, мы с вами проверим, насколько хорошо  вы усвоили тему сегодняшнего урока. Возьмите перфокарты и давайте поработаем с ними в группах. У вас на столах лежат листы для этого вида работы. Как вы думаете, какова ваша задача?

В окошко перфокарты вписать только букву О или Ё.

Шорох, грошовый, рубашонка, ежовый,

Родничок, решетка, возмущенный, дешевый,

Чащоба, плащом, парчовый, капюшон.

Шепот, тушенка, тяжелый, врачом,

Камышовый, холщовый, светлячок, лодчонка.

- А теперь соедините все буквы О красным маркером. Какая оценка у вас получилась? Поднимите  перфокарты с пятерками. Те, у кого пятерка не получилась, воспользовавшись листком контроля, проверьте себя и поставьте  оценку.  

Работают самостоятельно в группах.

Вспоминают пройденный материал.

Заполняют перфокарту

Проверяют, делают вывод.

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Постановка и формулирование проблемы (П)

Робота в группах (К)

Способность действовать с учётом позиций других  (К)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Объясняет домашнее задание

- Содержание нашего урока поможет вам выполнить домашнее задание.

Дома вы должны будете составить тест, который должен состоять из пяти заданий: 2 из них – теоретические, 3 – практические.  Вопросы и слова из упражнений сегодняшнего урока вы можете использовать при подготовке к следующему уроку.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Смыслообразование (Л)

Оценка (Р)

8. Рефлексия

- Подвести итог урока мне поможет .... Она выступит в роли журналиста.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

         

Ученица берет интервью у одноклассников.

(Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.) Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"

В условиях внедрения ФГОС  неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...

Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах"

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах по ФГОС....

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся

Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка

Методические рекомендации по использованию технологий проблемного изучения на уроках русского языка и литературы....