А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Няне"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Зыкова Светлана Викторовна

Данная работа позволяет провести первый урок по творчеству А.С. Пушкина в 5 классе. В работе предлагается интересный прием изучения стихотворения "Няне" - подготовка к экранизации стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pushkin_nyane.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.


А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне»

  1. Целеполагание.

- Прочитайте высказывания русских писателей Константина Бальмонта, Аполлона Григорьева и ученого Д.С. Лихачева. О ком эти строки? Определите тему нашего урока, назвав его имя.

        Александр Сергеевич Пушкин.

- По каким приметам вы это определили?

А.С. Пушкин – величайший русский поэт. Встречи с его творчеством – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Вы уже знакомы со сказками Пушкина, с некоторыми его стихотворениями.

II. Актуализация знаний

- Что еще вы знаете о Пушкине?(Ответы учащихся).

И вот – новая встреча с поэтом, которому на роду было написано стать великим.

III. Изучение нового материала

  1. Слово учителя (презентация)

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье, в которой царила атмосфера творчества. В доме часто собирались самые известные поэты.

Сергей Львович, отец поэта, был прекрасным актером, мастерски играл в домашних спектаклях.

Дядя Пушкина, Сергей Львович, был известным поэтом.

Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано, уже в 8 лет он писал стихи.

Эти способности развились в Царскосельском лицее, где проходили уроки стихосложения. Талант начинающего стихотворца был замечен величайшим поэтом 18 века Гавриилом Романовичем Державиным. «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил», - напишет позднее Пушкин.

После окончания Лицея Пушкин издает свою первую поэму «Руслан и Людмила», восторженно встреченную современниками. Старший товарищ Пушкина, поэт Василий Андреевич Жуковский, дарит ему свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Но этого было мало, чтобы стать русским национальным поэтом, чье творчество было бы понятно любому простому человеку. Только оказавшись в ссылке в Михайловском,  наедине с простыми русскими людьми, няней Ариной Родионовной, Пушкин стал поистине народным поэтом.

В Михайловское поэт был сослан за свои свободолюбивые стихи. Это было суровое наказание, Пушкин был насильно отправлен в свое родовое поместье, что находилось за сотни верст от Петербурга в Псковской губернии, вдали от семьи и друзей поэта. Царское правительство, определив местом ссылки Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально.

Арина Родионовна сначала  была няней и кормилицей старшей сестры Пушкна Ольги, а затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: «… вечерами слушаю сказки моей няни, …она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.

Здесь, в Михайловском, где было все проникнуто народным духом, он написал знаменитое вступление к поэме «Руслан и Людмила»  - «У Лукоморья дуб зеленый…»:

Пушкин посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Вот строчки одного из них:

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?

Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Но, пожалуй, самое трогательное из них – «Няне».

  1. Чтение учителем стихотворения «Няне».

  1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы должны решись непростую задачу – нам предстоит подготовиться к экранизации этого стихотворения. Что значит экранизировать? (Снять кино, положив в основу литературное произведение)

- А что для этого нам нужно будет сделать? Давайте составим план действий.

Коллективное составление плана действий.

Примерный план

1. Понять содержание произведения, его настроение.

2. Охарактеризовать героев произведения, представить их.

3. Продумать кадры для экранизации.

      4. Анализ стихотворения.

- Каким настроением пронизано это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое).

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

- Не удивительно ли, что барин так пишет о своей крепостной? Почему? (С такой нежностью и любовью поэт ни к кому не относился, поэтому и называл её  «подругой”, его суровых дней, голубкой "моей дряхлой")

- В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете? (Он говорит о том, что она всегда переживала за него, с раннего детства)

   

  5. Словарная работа.

- Найдите слова, которые вам незнакомы. Давайте объясним их смыл.

Суровые дни– очень тяжёлые, трудные, тяжкие (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова, стр. 677).

Голубка– ласковое обращение к женщине (стр.118).

Дряхлая (моя)– слабая, немощная от старости (стр. 156).

Светлица– светлая парадная комната в доме (стр. 610).

Воро'ты- устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно (теснят грудь) – постоянно.

  6. Образное словесное рисование.

- Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

(Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами).

А теперь приступим к подготовке к экранизации. Сколько кадров-иллюстраций  у нас получится?

Первые 2 строки стихотворения- обращение лирического героя к няне.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

- Почему дни, проведенные с нею, он называет суровыми? Какое это средство выразительности? (Суровый – эпитет) (В самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы. Для лирического героя няня - друг, который рядом – и в радости, и в горе.)

- Как должны звучать строки? (Призывно, нежно)

- Опишите, как вы представляете этот кадр?

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

- Опишите кадр.  (Строки рисуют маленький  забытый домик в глуши сосновых лесов. Звучит боль из-за одиночества няни).

Ты под окном своей светлицы.
Горюешь будто на часах,

- Опишите кадр. (Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль. Как можно понять выражение “горюешь, будто на часах? (Очень долго тоскует)

И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
 

(Останавливает вязание, задумывается).

- Что покажем крупным планом? Руки. Почему? Простая крестьянка, всю жизнь трудилась, символ старости.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:

        Кажется, няня вышла из дома, подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. Словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет.

- Почему путь черный? Кто его видит черным?

Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

        Переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.

-Какой вы представляете сейчас няню? Каким жестом она могла бы передать переживание? – Руки, сжатые у груди.

- А теперь откройте ещё один секрет этого стихотворения – посмотрите на слайд. Что увидели?

        А. С. Пушкин написал 13 строчек, а не 12, как в учебнике.

- Как вы думаете, зачем нужна эта 13 строчка? Обратите внимание на знак препинания…

        Это пятая часть картинного плана. “То чудится тебе…”.

(Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. И его нелегкая судьба….)

7. Анализ построения художественного произведения.

        Сейчас мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию. Что такое композиция?

К        омпозиция– это построение художественного произведения.

-Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить?

1 часть- обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

4 часть стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом

8. Картинный план

  • “Подруга дней моих суровых…”
  • “Одна в глуши лесов …. давно ты ждешь меня”
  • “Ты под окном…горюешь, будто на часах”
  • “Глядишь в забытые вороты……тоска…”
  • “То чудится тебе…”

9. Подбор музыки.

- Кто из вас учится в музыкальной школе? Какие музыкальные произведения вы бы предложили для звучания за кадром нашего фильма?

        Звучит произведение Чайковского «У камелька». Под него ученик читает произведение.

        10. Просмотр видеофильма

- А сейчас я хочу предложить вам вариант фильма, который сделала я. Посмотрите, подумайте, удалось ли мне передать настроение стихотворения.

        Просмотр видеофильма.

- Согласны ли вы с моей трактовкой стихотворения?

        11. Домашнее задание

        Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать иллюстрации.

- Я думаю, вы заметили, что у меня не проиллюстрирована последняя строка стихотворения «То чудится тебе…». Я обращаюсь к вам за помощью. Нарисуйте иллюстрации, как вы представляете, что чудится няне, а я смогу ими завершить свой фильм.

        12. Рефлексия.

- Вернемся к плану, который мы составили. Удалось ли нам его реализовать?

         13. Заключительное слово учителя.

- Не только талант Пушкина заслужил бессмертия, но и великая любовь Арины Родионовны.  В Пскове стоит памятник, на котором навсегда увековечены великий поэт и его любимая няня.

А кто он ей? Не сын, не внук –
Дитя господское. И всё же
Арина чуяла: барчук
Ей был на свете всех дороже.
Все ребятишки хороши,
Дай Бог им крепкого здоровья!
Во всех не чаяла души,
Но этот был её любовью!
Сама не ведая о том,
Она урок ему давала -
Простым крестьянским языком
Саму Россию диктовала!
Любовью сердца своего
Купель бессмертную согрела,
И душу певчую его
Оберегала, как умела.
Могла бы век ему служить,
Когда б судьба не разделила…
Ведь в целом мире, может быть,
Она одна его любила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

БИОГРАФИЯ А. С. ПУШКИНА В СТИХАХ ПОЭТОВ 19—20 веков.

Урок,посвященный основным этапам жизни и творчества А.С.Пушкина...

А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Стихотворение «Няне».

Цель: ·         познакомить  ребят с фактами биографии А.С.Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта; воссоздать атмосферу эпохи начал...

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...