Памятка"В помощь начинающим журналистам"
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Фазлова Наиля Исмаиловна

Ученица составила памятку по результатам исследовательских работ, которая содержит советы тем, кто начинает заниматься журналистикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_nachinayushchim_zhurnalistam.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

.

Учитесь говорить так, чтобы вас слушали,  писать так,  чтобы вас читали.

                                           Д. Бедный

В помощь начинающим журналистам

Составила ученица 10 класса

Маргарян Айкануш

Лямбирь  2015

Меткое слово

Хорошо слово вовремя, строка -  к месту.

Умей недостатки не только подмечать, но и поправлять.

И в маленькой заметке могут быть большие ошибки.

Одно плохое слово портит всю заметку.

Пиши сердцем, а проверяй разумом.

Знаешь – пиши, не знаешь – других послушай.

Пиши так, чтобы каждое слово било в цель.

На талант надейся, а сам работай.

В беспокойных руках перу нет покоя.

Из общих фраз хорошей заметки не сделаешь

Из хорошей заметки строку не выкинешь.

Не всякое броское слово правильно.

Газетные   жанры

Заметка - наиболее распространенный жанр прессы.

Заметить, «поставить метку»,  значить выделить что-то из окружающего, из встреченного и обратить на это внимание.

Разновидности заметок:

информационная заметка,

критическая заметка,

сатирическая заметка,

полемическая заметка.

Репортаж- это рассказ очевидца, свидетеля или участника события.

Зарисовка дает читателю живое, наглядное представление о случившемся.

Корреспонденция включает элемент анализа.

Статья отличается широтой обобщений, глубиной анализа фактов.

Очерк  воспроизводит и трактует явления жизни.

Фельетон воздействует на чувства читателя.

 Заголовки публикаций в газете.

  Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания.

 От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя.

 Заголовок, его   функции

Заголовок - полноправный компонент газетного текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения.  

 Основные функции заголовков:

1)  графически-выделительная;

2)  номинативная;

3)  информативная;

4)  рекламная;

Прежде всего, заголовки выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи направлены все заголовки, которые при этом несут графически-выделительную функцию.

При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имён, знаков. Любой заголовок называет текст, с этой точки зрения он выполняет номинативную функцию.  

  Рекламный заголовок формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к газетной публикации.

Виды заголовков.

В научной литературе представлены разнообразные типологии современных газетных заголовков.

Повествовательный заголовок (констатация) используется для новостей.

Заголовок – резюме или комментирующий заголовок.

Среди заглавий такого рода, самое броское заголовок- -парадокс он лучше других пробуждает любопытство, шокирует читателей.

Эффектен и очень распространен заголовок – цитата.  

Заголовок – обращение. Задача – задеть за живое, превратить информацию для всех в личную, создать психологический контакт.

       

Игровой заголовок – это, прежде всего перефразировка, игра слов.

  Средства привлечения внимания в газетных заголовках.

Хороший заголовок- предмет газетного искусства, он может доставлять эстетическое удовольствие, быть художественной находкой. В.Г Белинский писал: «Название поэтического произведения всегда важно, потому что оно всегда указывает или на главное из действующих лиц, в котором воплощается мысль сочинения, или  прямо на эту мысль». Заголовок принято считать компасом, ориентирующим читателей на газетной полосе.

  Использование окказионализмов  для привлечения внимания читателей

        Одним из наиболее употребляемых средств привлечения внимания в газетных заголовках является окказионализмы.

Наш язык, наша речь живут такой же интенсивной жизнью, как и наше общество. В последние годы окказионализмы стали острее, злободневнее.

Окказионализмы – это моментальные снимки живой русской речи. Они свидетельство того, какова  действительность.

 Средством привлечения внимания читателей является использование фразеологизмов

Следующим широко применяемым средством привлечения внимания читателей является использование фразеологизмов.  Фразеологизм – это устойчивое выражение с самостоятельным значением.

Фразеологический оборот по своим стилистическим свойствам хорошо подходит для использования в качестве газетных заголовков.

Другим средством привлечение внимания является использование стилистически-окрашенной лексики.

 Если в 60-70-е г.г.XX века появление хотя бы нескольких блатных слов в газете вызывало у читателей шок, то сейчас подобная лексика воспринимается вполне как обычная, общенародная.

Ещё в 60-х годах XX века выдающийся языковед В.В.Виноградов предупреждал, чтобы художественное произведение не было памятником жаргонологии. В настоящее время это относится и к прессе. Речь из-за обильного количества арготической лексики становится непонятной рядовому читателю.

 Языковая игра.

Ещё одним средством привлечения внимания в газетных заголовках является языковая игра.

       Языковая игра – определённый тип речевого поведения, основанный на  нарушении системных отношений языка, приобретающих в результате этого   способность вызывать у читателя  эффект.

Журналисты играют со словами, ломая традиционные модели, снимая запрет  на сочетаемость слов.  

Приёмы, помогающие передать колорит языковой игры, доминируют сегодня по частоте использования в текстах СМИ.

Существует множество видов языковой игры.

Фонетическая игра.

Словообразовательная игра.

 Журналисты активно используют этот приём разговорной речи  в своих целях.

Морфологические игры.

Языковая игра в сочетаемости слов. Суть этой «игры» состоит в нарушении норм сочетаемости слов с целью создания дополнительных эффектов.

Причины неудачности газетных заголовков.

  • Использование в заголовках трансформированных цитат из прецедентных  текстов.
  • Использование точно приводимых цитат.
  • Использование трансформированного фразеологизма.
  • Обыгрывание в заголовке двух значений многозначного слова.
  • Использование в заголовках олицетворений и метафор, основанных на бытовых, сниженных, комических образах.
  • Употребление слов с разговорной, просторечной окраской, жаргонизмов.
  • Обыгрывание в заголовке фамилий.
  • Использование в заголовке рифмы.
  • Использование повторов.
  • Неоправданно спокойный, равнодушный тон, когда речь идет о несчастном случае, трагедии.
  • Нарушение в заголовочном выражении той или иной нормы: языковой, коммуникативной, этической.
  • Лексические, грамматические ошибки.
  • Использование неясного образа.
  • Многозначность и омонимия.

Из истории.

Прообраз газеты.

Считается, что прообраз газеты  в Европе появился в Риме еще в I веке до нашей эры, во времена Юлия Цезаря. По его приказу начали издаваться  два бюллетеня. Назначение первого состояло в том, чтобы осведомлять жителей Рима о делах в Сенате, второй заполнялся информацией. Эти бюллетени представляли собой гипсовые доски, на них писали текст. Доски копировались и развозились в провинции Рима.

Газета.

В 1563 году в Венеции стали выставлять в публичных местах «Писанные новости». В них сообщалось о действиях армии и флота турецкого  султана Сулеймана II, с которым Венецианская республика вела многолетние войны. За чтение новостей платили мелкую монету- газетту, по которой стали называть газетой и сами «Писанные новости».

Когда в в начале 17 века парижский врач Теофраст Ренодо стал издавать листки с официальными известиями, он назвал свое издание по образцу венецианского «Ля газет»- газета. Слово стало нарицательным для всех периодических изданий во Франции, а оттуда перешло во все языки, в частности и в русский.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственные учебно-методические пособия в помощь начинающим учителям: "Опорные конспекты в обучении иностранному языку"

В  начальной  школе  требуется  больше  наглядных  средств  для   раскрытия лексических   знаний.   Именно  в  начальной...

Структура исследовательской работы. Помощь начинающим исследователям.

В презентации представлены требования к содержанию исследовательской работы, введение к  ней, перечислены методы исследования,а также требования к оформлениюработы....

В помощь начинающему учителю коррекционной школы

Темы: "Трудовое право. Семейное право"....

"Памятка начинающего журналиста"

В "Памятке" собраны основные рекомендации по созданию журналистских материалов для начинающих журналистов. Понятия, термины, определения, полезные советы....

10 советов начинающему журналисту

Несколько полезных советов начинающим журналистам о том, как нужно писать статьи....

В помощь юным журналистам и всем любителям словесности

книга А. Петров "Редактируйте быстро и легко"...