Согласные и гласные звуки 5 класс ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Донцова Ольга Валерьевна

Конспект урока и презентация к нему подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetika_glasnye_zvuki_i_soglasnye.rar2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Фонетика. Звуки гласные и согласные. (5 класс)

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: Познакомить с разделом науки о языке, повторить гласные и согласные звуки.

Задачи урока:

  1. Образовательные
  • развить выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;
  • формировать умение применять на  практике  знания о звуковом строе языка;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные   умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в парах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Друзья мои! Я очень рада

 Войти в приветливый ваш класс.

 И для меня уже награда

 Вниманье ваших умных глаз.

 Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

 Скрестите шпаги ваших мнений -

 Мы вместе сочиним урок!

  Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок (Слайд 1)    

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.

Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

1)Проверка Д/З.

Комментирование составленного диалога. Взаимопроверка.

2) Комментированное письмо.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

3. Отгадайте загадку.

Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

Ч…рные, кр…вые,

 В од…ночку все н…мые.

Встанут в ряд –

 Сейчас заг…в…рят.

 (буквы)

- Буквы мы пишем, а что произносим?  (Звуки)

- О чём мы будем говорить на уроке?  Какова тема? (Звуки гласные и согласные)

Сформулируйте цель урока. (Повторить сведения о фонетике, о гласных и согласных звуках)

- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем в словаре это определение.

IV. Словарно-орфографическая работа.

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

 

Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы

Чертят схемы

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа,  темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

Физ. минутка

1.Работа в группах. Игра «Кто больше?»

 Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

Микрофон (прибор для усиления голоса);

Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты

2. Наблюдения над темой урока. Работа со схемой (слайд). Расскажите о звуках речи.

3. Послушайте стихотворение. О чём оно? Как образуются гласные звуки? (Слайд)

Ель, топор и руки -

 В каждом слове слышим звуки.

 Эти звуки разные -

 Гласные, согласные.

 Гласные звуки - презвонкая штука

 Могут и петь и кричать,

 Могут в дремучем лесу поаукать,

 И в колыбельке сестрёнку баюкать,

 Но не желают свистеть и ворчать. (слайд)

А согласные согласны

 Шелестеть, шептать, скрипеть,

 Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

 Ссс: - змеиный слышен свист.

 Шшш: - шумит опавший лист.

 Жжж: - шмели в саду жужжат.

 рр: - моторы тарахтят.

 В общем тут любому ясно:

 Чтоб сказать ты слово мог,

 Дружат гласная с согласной,

 Составляют вместе слог. (Слайд)

Коллективная работа.

Записывают однокоренные слова

Отвечают по схеме

Выполняют физкультминутку

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Закрепление изученного материала

- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)

 - А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).

 “Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).

 “З”, “с”? (Сомкнутые зубы).

Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

- На какие две группы делятся звуки? А звуки важны в речи?  Может один звук в слове что – то изменить?  

Работа в группах. Замените  один звук, что получится?

    Вот мы и доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь.

Игра  «Угадай песню». Работа в парах

Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.  (слайд)

В лс рдлсь лчк,

 В лс н рсл.         

В лесу родилась елочка,

 В лесу она росла.

Ио и ео оая

 Еёая ыа.         

Зимой и летом стройная

 Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).

 - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).

.Работа с опорными схемами

-Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.

Попробуйте произнести звук  д

Затем звук  т

В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте                                                                                                              

Вывод:        (слайд 6)

 Согласные звуки, состоящие из только из одного шума

 ( такие, как  т, к, с, ф, п, ш )  называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з  ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.

В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные.                                                                        (слайд 5)

2.Работа с учебником

 -Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике.

Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр.

Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит.- Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. –

Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача

 – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах

перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать,

но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З,

 что хоть уши зажимай!

Улыбнулся Алфавит:

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары.

 Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой,

и иногда они заменяют друг друга.

О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками

упоминается в сказке.

Вывод: озвончение и оглушение.

А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами.

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

 [ в ];  [ д ];  [ ц ];  [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31;

Б) 32;

И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;

Б) дуб;

В) пруд;

Г) молодьба.

2 вариант

1.На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) сильные и слабые

2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

 [ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

А) 47;

Б) 60;

В) 42.

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Мороз;

Б) хоровод;

В) варежка;

Г) просьба.

«Хитрые вопросы»

- В каком слове сорок гласных? (сорока)

- В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)

Выполняют задание.

Записывают предложения, комментируют выбор орфограмм

Работают в парах, восстанавливают слова песни.

Отвечают на вопросы

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности.

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Звуки речи изучает ……

Звуки речи делятся на ….. и …..

Гласные звуки состоят……

Согласные звуки состоят из…..

Оцените свою работу, продолжив фразу:

  • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
  • Я думаю, что мог бы работать ….
  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок.

Продолжают фразу.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

П.28, у.185, 186

Запись учащимися задания в дневники.


Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

2. Отгадайте загадку.

Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

Ч…рные, кр…вые,

 В од…ночку все н…мые.

Встанут в ряд –

Сейчас заг…в…рят.

Отгадайте песню.  

В лс рдлсь лчк,

 В лс н рсл.         

Ио и ео оая

 Еёая ыа.         

Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

2. Отгадайте загадку.

Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

Ч…рные, кр…вые,

 В од…ночку все н…мые.

Встанут в ряд –

Сейчас заг…в…рят.

Отгадайте песню.  

В лс рдлсь лчк,

 В лс н рсл.         

Ио и ео оая

 Еёая ыа.         

Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

2. Отгадайте загадку.

Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

Ч…рные, кр…вые,

 В од…ночку все н…мые.

Встанут в ряд –

Сейчас заг…в…рят.

Отгадайте песню.  

В лс рдлсь лчк,

 В лс н рсл.         

Ио и ео оая

 Еёая ыа.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Фонетика. Согласные и гласные звуки"

С помощью данной презентации учащиеся повторят тему "Фонетика. Согласные и гласные звуки", смогут пройти тест по типу ГИА...

Презентация "Гласные и согласные буквы и звуки"

В презентации представлены две таблицы, которые удобно использовать как наглядный мат-ал на занятиях....

Презентация "Орфограммы согласных в корне" 5 класс (ФГОС)

Данная презентация используется на уроке получения новых знаний. Рассчитана на один урок. Соотвествует ФГОС...

Гласные, согласные буквы и звуки

Знакомство с гласными, согласными буквами и звуками...

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...