Комплексный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Клочан Елена Николаевна

 

Цели: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы:  коллективная работа с текстом .Научиться применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии Формирование познавательного интереса

Образовательные:  познакомить с понятием  «комплексный анализ»,формировать навыки анализа  текста, умение конструировать текст по образцу и самостоятельно, совершенствовать орфографические и пунктуационные  навыки, повторить все виды разбора, речеведческие понятия.

 Развивающие:  развивать внимание, память, мышление и речь учащихся;

- расширять кругозор; развивать умение применять знания на практике;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность, чуткость по отношению к окружающим,  наблюдательность.

Оборудование: рисунки учащихся, компьютер, проектор, презентация.

Урок - исследование с комплексным повторением знаний.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Запись темы, эпиграфа:    Видеть, чувствовать, размышлять!

Запись  эпиграф  видеть, чувствовать , размышлять

Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

А что такое эпиграф? Как вы его понимаете?

В  эпиграфе заключена и цель нашей работы – видеть особенности текста, чувствовать слово, размышлять о прочитанном.

Учитель: Расшифруем тему. Что значит «комплекс, комплексный»? (После ответов  открывается слайд 2)

Какая тема урока?

Какие цели урока?

Эпи́граф — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

4. Выявление места и причины затруднения

 Сделать комплексный анализ текста – значит, исследовать его, используя  знания всех разделов языка. Назовите их. (слайд 3)

Запись текста (И. Шмелев «Мой Марс»), 1 абзац.

Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под  бугристой корой его  прячется душистая золотистая  мякоть (слайд 4)

Учитель:  Какие орфограммы требуют объяснения? (Безуд. глас.,правоп .прист.,жи-ши,--тся-ться,оло-ла)

-Докажите, что это текст.  (

 

 Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке. В зависимости от литературных и общественных настроений Предложения связаны по смыслу  и грамматически, объединены одной темой, можно определить главную мысль, дать название)

5. Построение проекта выхода из затруднения

 

-Какова связь между предложениями? (

-Определите тему абзаца, главную мысль. (

Определите стиль и тип речи (

-Дайте характеристику 1 предложения (

-Почему такое предложение в начале текста? (Выражена настоятельная просьба, обращенная ко всем, поэтому нет лица, используется повелительное наклонение)

-Какое значение имеет слово «ВЗГЛЯНУТЬ»? (

- При таком взгляде мы увидим только внешность: шишковатый, толстокожий. Характеристика не очень приятная. Сравните: толстокожий человек. Какой он?

- С помощью чего  автор смягчает эту характеристику? (

-Почему третье предложение начинается союзом  «а»? (Противопоставляются  внешность и внутреннее содержание. Союз  «а»- противительный.)

-Понравился вам текст? Почему?

Какие художественные  средства использует автор?

Для чего они используются?

-Все это позволило избежать однообразия, многословия, повторов - основных ошибок ваших сочинений.

Итак, мы проанализировали  первую микротему.

 

Цепная. Средства связи- местоимение   и союз) Ананас. Внешность обманчива)

Художественный стиль, описание. Докажите.) Побудительное, восклицательное, односоставное) (слайд5)

посмотреть быстро, мельком) (слайд 6)

 Суффикс  -оват- со

 

 

 

 

 

 

 

 

(  Эпитеты: толстокожий, золотистый. Олицетворение «прячется», поэтому не видно сразу, что внутри. Синонимы: шишковатый –бугристый; кора- кожа)(слайд7) значением  чуть-чуть)

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Реализация построенного проекта

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 Задание 2. (Слайд8)  Из предложений, которые перепутали, составить текст по образцу  первого.

 Эти мягкие хрусталики – его сочные зерна. А внутри притаились крупные розовые слезы. Гранат. Его кожура крепка, как подошва, как  усохшая резина.

Разбираются по составу слова: хрусталики, притаились – синоним к слову  спрятались.

Какая мысль  объединяет оба  абзаца? Что может служить заголовком?

-НАРУЖНОСТЬ,внешность  ОБМАНЧИВА.

 

 

Учащиеся  записывают текст с красной строки, определяют  главную мысль, связь между абзацами, находят  новые выразительные средства: метафоры и сравнения.

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

7. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

Задание3. (Слайд 9)Дан предмет- кактус. Дана подсказка: скромно, неуклюжий, прижался, колючий, как ёж, угрюмый, расцветает. Записать несколько предложений, текст, чтобы он соответствовал главной мысли: внешность обманчива.(5-7 минут).

Соответствует ли текст теме?

Соблюдается ли композиция?

Употреблены ли выразительные средства? Какие и для чего?

Учитель сообщает, что автор (И. Шмелёв) в рассказе «Мой Марс» продолжает описание, говоря о внешности и чертах характера человека.

А вы встречались с таким явлением  в жизни, в природе?

 

 

Пример текста, составленного учащимися.

Вот на окне скромно прижался в уголок кактус. Стоит угрюмый и никому не нужный. Похож кактус на колючего ёжика – колется. Но и у него есть достоинства. Он не требует частого полива, впитывает вредные вещества из воздуха, а однажды  порадует вас прекрасным цветком – улыбнется колючий ёж. Внешность обманчива!

После чтения нескольких работ учащиеся отвечают на вопросы. (Слайд10)

 

Познавательные  общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование

9.Включение в систему знаний и повторение

 

Д.З.-написать небольшое сочинение на тему : «Внешность обманчива».

Вспомните изученные сказки: «Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Маленький принц»…

 

запись дом задания

Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий.

Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование;

10.Рефлексия

 

 

Зачем нужно анализировать текст?

Помог ли вам анализ в работе над третьим заданием?

 Интересна ли  тема «Внешность обманчива»?

Захотелось ли вам прочитать рассказ И. Шмелёва?

 

 

ответы по вопросам

Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_uroka.docx_russya_z5_kl.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : . Комплексный анализ текста Р/р (18.11.2015)

Цели: Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы:  коллективная работа с текстом .Научиться применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии Формирование познавательного интереса 

Образовательные:  познакомить с понятием  «комплексный анализ»,формировать навыки анализа  текста, умение конструировать текст по образцу и самостоятельно, совершенствовать орфографические и пунктуационные  навыки, повторить все виды разбора, речеведческие понятия.

 Развивающие:  развивать внимание, память, мышление и речь учащихся;

- расширять кругозор; развивать умение применять знания на практике;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, внимательность, чуткость по отношению к окружающим,  наблюдательность.

Оборудование: рисунки учащихся, компьютер, проектор, презентация.

Урок - исследование с комплексным повторением знаний.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Запись темы, эпиграфа:    Видеть, чувствовать, размышлять!

Запись  эпиграф  видеть, чувствовать , размышлять

Регулятивные . Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

А что такое эпиграф? Как вы его понимаете?

В  эпиграфе заключена и цель нашей работы – видеть особенности текста, чувствовать слово, размышлять о прочитанном.

Учитель: Расшифруем тему. Что значит «комплекс, комплексный»? (После ответов  открывается слайд 2)

Какая тема урока?

Какие цели урока?

Эпи́граф — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

4. Выявление места и причины затруднения

 Сделать комплексный анализ текста – значит, исследовать его, используя  знания всех разделов языка. Назовите их. (слайд 3)

Запись текста (И. Шмелев «Мой Марс»), 1 абзац.

Взгляните на ананас! Какой шишковатый и толстокожий! А под  бугристой корой его  прячется душистая золотистая  мякоть (слайд 4)

Учитель:  Какие орфограммы требуют объяснения? (Безуд. глас.,правоп .прист.,жи-ши,--тся-ться,оло-ла)

-Докажите, что это текст.  (

 Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке. В зависимости от литературных и общественных настроений Предложения связаны по смыслу  и грамматически, объединены одной темой, можно определить главную мысль, дать название)

5. Построение проекта выхода из затруднения

 

-Какова связь между предложениями? (

-Определите тему абзаца, главную мысль. (

Определите стиль и тип речи (

-Дайте характеристику 1 предложения (

-Почему такое предложение в начале текста? (Выражена настоятельная просьба, обращенная ко всем, поэтому нет лица, используется повелительное наклонение)

-Какое значение имеет слово «ВЗГЛЯНУТЬ»? (

- При таком взгляде мы увидим только внешность: шишковатый, толстокожий. Характеристика не очень приятная. Сравните: толстокожий человек. Какой он?

- С помощью чего  автор смягчает эту характеристику? (

-Почему третье предложение начинается союзом  «а»? (Противопоставляются  внешность и внутреннее содержание. Союз  «а»- противительный.)

-Понравился вам текст? Почему?

Какие художественные  средства использует автор?

Для чего они используются?

-Все это позволило избежать однообразия, многословия, повторов - основных ошибок ваших сочинений.

Итак, мы проанализировали  первую микротему.

Цепная. Средства связи- местоимение   и союз) Ананас. Внешность обманчива)

Художественный стиль, описание. Докажите.) Побудительное, восклицательное, односоставное) (слайд5)

посмотреть быстро, мельком) (слайд 6)

 Суффикс  -оват- со

(  Эпитеты: толстокожий, золотистый. Олицетворение «прячется», поэтому не видно сразу, что внутри. Синонимы: шишковатый –бугристый; кора- кожа)(слайд7) значением  чуть-чуть)

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Реализация построенного проекта

Самостоятельная работа

 Задание 2. (Слайд8)  Из предложений, которые перепутали, составить текст по образцу  первого.

 Эти мягкие хрусталики – его сочные зерна. А внутри притаились крупные розовые слезы. Гранат. Его кожура крепка, как подошва, как  усохшая резина.

Разбираются по составу слова: хрусталики, притаились – синоним к слову  спрятались.

Какая мысль  объединяет оба  абзаца? Что может служить заголовком?

-НАРУЖНОСТЬ,внешность  ОБМАНЧИВА.

 

Учащиеся  записывают текст с красной строки, определяют  главную мысль, связь между абзацами, находят  новые выразительные средства: метафоры и сравнения.

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

7. Первичное закрепление

Задание3. (Слайд 9)Дан предмет- кактус. Дана подсказка: скромно, неуклюжий, прижался, колючий, как ёж, угрюмый, расцветает. Записать несколько предложений, текст, чтобы он соответствовал главной мысли: внешность обманчива.(5-7 минут).

Соответствует ли текст теме?

Соблюдается ли композиция?

Употреблены ли выразительные средства? Какие и для чего?

Учитель сообщает, что автор (И. Шмелёв) в рассказе «Мой Марс» продолжает описание, говоря о внешности и чертах характера человека.

А вы встречались с таким явлением  в жизни, в природе?

 

Пример текста, составленного учащимися.

Вот на окне скромно прижался в уголок кактус. Стоит угрюмый и никому не нужный. Похож кактус на колючего ёжика – колется. Но и у него есть достоинства. Он не требует частого полива, впитывает вредные вещества из воздуха, а однажды  порадует вас прекрасным цветком – улыбнется колючий ёж. Внешность обманчива!

После чтения нескольких работ учащиеся отвечают на вопросы. (Слайд10)

Познавательные  общеучебные универсальные действия: Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель.где выделены существенные признаки объекта. Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование

9.Включение в систему знаний и повторение

Д.З.-написать небольшое сочинение на тему : «Внешность обманчива».

Вспомните изученные сказки: «Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Маленький принц»…

запись дом задания

Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий.

Познавательные: общеучебные универсальные действия: смысловое чтение; логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование;

10.Рефлексия

Зачем нужно анализировать текст?

Помог ли вам анализ в работе над третьим заданием?

 Интересна ли  тема «Внешность обманчива»?

Захотелось ли вам прочитать рассказ И. Шмелёва?

ответы по вопросам

Регулятивные

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...