Урок русского языка в 11классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Тема "Комментарий к тексту". Урок-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ЕГЭ. Задание "С"41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ с.Нордовка

Учитель Хусаинова Галина Николаевна

Разработка урока русского языка в 11 классе

Тема урока. Комментарий к тексту (фрагменту) из рассказа В.Т.Шаламова «Детские рисунки».

Цели урока: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по фрагменту рассказа

Задача: написание комментария к поставленной проблеме

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Историческая справка. Страшная система  тоталитаризма.

 (заранее подготовленный ученик)

3.Слово учителя литературы. Шаламов В.Т. – русский писатель, прозаик, поэт. В 1937-м году был арестован и приговорён к 5 годам колымских лагерей, а в 1943 – ещё к 10 – за антисоветскую агитацию (назвал Бунина русским классиком). В документально - филисофской прозе («Колымские рассказы», 1979г.) выразил многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Рассказ «Детские картинки», фрагмент которого изложен для анализа, входит в цикл «Колымских рассказов».

4.Работа с текстом.

1.Анализ смысла названия рассказа.

-Что обычно рисуют дети?

-определите стиль и тип речи

Вывод: ведущий тип речи – описание, оно поможет увидеть то, что важно автору.

5. Составление тезисного плана текста.

План.

1.Найденная тетрадь с детскими рисунками оживила в памяти рассказчика мир его детства, полного сказки, волшебства.

2.В чужой ребяческой тетради рассказчик не нашёл ничего, что напоминало бы ему о собственном детстве. Рисунки поразили героя рассказа реалистичностью. Ребёнок нарисовал только то, что видел: заборы, колючую проволоку, солдат с автоматами.

3.Рисунки ребёнка заставили рассказчика понять: мир, в котором живёт маленький художник, покинут Богом

4.Герой рассказа потрясён: В детских рисунках нет фантазии, сказочного волшебства, их убила тоталитарная система.

6.Слово учителя

-какова основная проблема текста?

-обратимся к композиции фрагмента, ведь в ней отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли, постараемся увидеть подтекст.

Детский мир рассказчика

Мир автора рисунков

Выводы

От прикосновения волшебных кисточек оживает богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой…

Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились охрой, и кисточка юного художника повторила этот жёлтый цвет везде…В тетрадке было очень много заборов (зачитать предложения). Люди тетрадки не были ни рабочими, ни крестьянами – это были солдаты, конвойные и часовые с винтовками

Шла северная охота: зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. Иван-царевич был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в высоких рукавицах, крагах, как их называют на Дальнем Севере. За плечами Ивана-царевича висел автомат. Голые треугольные деревья были натыканы в снег.

Композиционные приёмы повтора позволили  автору подчеркнуть главное: в найденной тетрадке рисунки воспроизвели окружающий мир реалистично, с документальной точностью. Заборы с колючей проволокой ограничили не только свободу, но и сознание ребёнка, он лишён эмоции, фантазии.

- Цветовая гамма рисунков из найденной тетради какова? Какой цвет преобладает в этих рисунках? Сумеете ли вы объяснить, Почему так много жёлтого цвета?

(Раньше дома для умалишённых и больных психическими расстройствами красили в жёлтый цвет).

-Какой эпитет употребляет автор со словом тетрадь в 11 предложении? Почему?

(Немудрёные детские рисунки стали грозным обвинительным актом тоталитарной системы: ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего, синего неба. )

7.Слово учителя

Итак, в центре внимания Шаламова следующие аспекты сформулированной проблемы губительного влияния тоталитарного режима на мировосприятие, сознание ребёнка:

- детство ребёнка в обычном мире тем прекрасно, что полно веры в чудо, волшебство;
- тоталитаризм уничтожает в маленьком человеке личность.

1.На каком материале автор раскрывает проблему?

Данную проблему автор раскрывает, анализируя детские рисунки в тетради, случайно найденной его героем. В ней рассказчик не обнаружил ничего, что напомнило бы ему о собственном детстве.

2.На что он обращает наше внимание? На какие аспекты?

На то, что тоталитарный режим – это абсурдный мир, лишающий человека физической и духовной свободы, уничтожающий в каждом личность.

3.Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?

Композиционные приёмы повтора, противопоставления позволили автору подчеркнуть главное: рисунки воспроизвели окружающее с документальной точностью.

4.Почему именно эти аспекты его волнуют?

Заборы с колючей проволокой ограничили не только пространство, свободу, но и сознание ребёнка: он лишён эмоций, фантазии, сказки. Тоталитаризм уничтожил творческое начало.

8.Как оформить комментарий? Для этого есть определённые слова-«маркеры», передающие действия автора текста.

Начало комментария.

Проблему автор раскрывает на примере…

Рассматривая проблему, автор с…рассказывает о том, что…

Комментируя данную проблему, хочется отметить…

Проблема актуальна именно сегодня, потому что…

Продолжение комментария.

Автор текста обращает внимание читателя на…

Две контрастные картины…и читатель понимает, что…

Избранный автором художественный приём усиливает эмоциональное воздействие рассказа… Художественные детали помогают автору подчеркнуть…

Автор почти е даёт портретных характеристик, их заменяет...

(и т.д. – на партах распечатаны клише)

Финальная часть комментария

Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:…

Автор считает, что…и т.д.

Творческая работа. Написать комментарий

9.Проверка работы (чтение работ). Рецензирование.

10.Подведение итогов урока.

11.Домашнее задание.

Проверить работу соседа по парте, поставить оценку по предложенной шкале оценивания..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Урок немецкого языка в 11классе "Бертольт Брехт-немецкий режиссёр"

Урок «Немецкий режиссёр -Бертольт Брехт» относится к большому разделу «Театр и киноискусство . Как они обогащают нашу жизнь?" в 11 классе по УМК И.Л.Бим, на изучение которого отводится 25 часов....

Рабочая программа по русскому языку в 11классе по учебнику Л.А.Чешко

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 11 класса составлена на основе:БУПа 2004 года;федерального компонента государственного образовательного стандарта cреднего (полного)  образования (Пр...

Презентация к уроку русского языка в 11классе "Сложное предложение"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Сложное предложение"...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11классе. 2014-2015 учебный год.

Папка содержит материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....

тематическое планирование по русскому языку в 11классе

тематическое планирование по русскому языку в 11классе 3ч. в нед. по учебнику.Р.Б.Сабаткоева...

Рабочая программа по Русскому языку для 11класса

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта об...