Урок в 7 классе по теме "Деепричастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок  русского языка в 7 классе по теме " Деепричастия". Урок объяснгения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 7 классе по теме "Понятие о деепричастии"


ТИП УРОКА: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
^ ЦЕЛИ УРОКА: 
Обучающие:
1. анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию
2. формировать орфографическую компетентность учащихся
3. формировать умения отличать деепричастие от других частей речи
- Развивающие:
1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей
2. развитие учебно-информационных и коммуникативных умений
3. развитие умения давать самооценку своей деятельности
- Воспитательные:
1. формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины
2. содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
^ Планируемые результаты:
Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершенияна основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

^ ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

– Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
- Давайте с хорошим настроением продолжим урок
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание.На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

^ 2. Стадия вызова
- Легко ли нарисовать ночной пейзаж? Почему? А что, кроме ночи, можно увидеть?
- Русский художник А. И. Куинджи, который слыл мастером света, не просто умел писать такие пейзажи, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них люди стояли в молитвенной тишине. Это "Лунная ночь на Днепре".(слайд с репродукцией картины)
-Соберём рабочий материал к картине. Запишем в строчку.
1) манит, открывать, поднялся, затягивая
2) высоко, изогнув, темно, вверху
3) разорванные, сияющий, раскинувшись, замирая
- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.
- А теперь поиграем.
^ ИГРА "ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ"
--- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
--- Обсудите всё, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку "Знаю" маркировочной таблицы.
(Таблица - ЗХУ.Цель её применения: 1) обучение умению определять уровень собственных знаний; 2) пробуждение интереса к получению новой информации; 3) обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями)
Проверка.
--- Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?
^ ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА. 
(Заполняют графу "Хочу знать")
3. Осмысление содержания
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
а) читают параграф, делают в тексте пометки:
V - знаю
+ - узнал новое
! - удивило
-Обсудим. (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса - по 2 каждому двум парам)
^ КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ.
В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая?
Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.
Проверка вопросов.
- Заполните колонку "Узнал новое". Проверка.
- Кто попробует создать кластер деепричастия?
Пример составленного кластера



(Приём «Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием)
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. РЕФЛЕКСИЯ
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
--- Запишите предложение. Найдите орфограммы в окончаниях:
Сверкая, полная луна озаряет огромный простор, раскинувшийся под таинственно сияющим небом.
--- Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию. Какая часть речи перед вами?
Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?
--- Дополним таблицу, что узнали нового.
КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: анализ художественнного текста.
--- Прочитайте вначале про себя. Прочитайте выразительно.
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С тёмно-лазуревой ризы
Сыпались звёзды, сверкая.
Радостно волны журчали, 
Образ её отражая; 
Рожь наклонялась сильнее,
Пахла трава луговая...
Трепет чуть шепчущих листьев
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь, 
В воздухе тихом звенели. (А. Плещеев)
- Что вы представили, когда читали стихотворение?
- Найдите в тексте деепричастия(сильным - словосочетание с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют(текст проецируется на экране), какой объект действуют в предложении?
Проверка.
- Деепричастия помогают поэту изобразить картину ночи? Как?
- Обратите внимание, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения картины летней ночи.
- Какой термин вы бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием?
Оцените себя:
а) Нашёл деепричастие правильно
б) Нашёл деепричастие неверно
3) Вызвало затруднение:
- не мог отличить деепричастие от глагола
- не мог отличить деепричастие от причастия
5. Подведение итогов урока. Работа с табличками
- Итак, что нового узнали?
- Что вас удивило на уроке?
--- Какую оценку вы бы себе поставили?
6. Домашнее задание: Параграф, упр. по учебнику или текст с использованием деепричастий на тему: "Ночь на картине Куинджи"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...