Открытый урок русского языка в 5 классе "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кервелис Надежда Николаевна

Тема урока:  Корень слова.

Цели урока: повторить сведения о корне как значимой части слова; способы образования однокоренных слов; изученные  орфограммы в корне слова.

Задачи урока:

Образовательные

  • научить определять значение корня и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; 
  • разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическо­му значению корни;
  • находить и исправлять в словах ошибки в под­боре однокоренных слов к указанным словам.

Развивающие

  • совершенствовать логическое мышление, умение составлять алгоритм действий,
  • развивать умение объяснять правописание с опорой на знания из области лексики и словообразования,
  • активизировать внимание и орфографическую зоркость,
  • развивать умение использовать изученный языковой материал в речи.

Воспитательные

  • продолжить формирование устойчивого интереса к изучению языка средствами ИКТ;
  • расширить представления учеников о мире профессий,
  • прививать чувство ответственности за выставление оценки,
  • воспитывать трудолюбие.

Оборудование урока:

  • учебник русского языка,
  • толковый словарь,
  • орфографический словарь.

Мультимедийное оборудование:

  • интерактивная доска,
  • компьютер,
  • проектор;
  • презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Корень слова.

ФИО (полностью)

Кервелис Надежда Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ № 9 г. Елизово Камчатского края

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Раздел:  Морфемика. Орфография. Культура речи (22 + 4РР). Тема: Корень слова (2). Урок № 1.

Базовый учебник

«Русский язык. 5 класс» (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. Научный редактор – акад. РАО, доктор филологических наук  Н.М.Шанский – М.: Просвещение, 2010)

  1. Цель  урока: повторить сведения о корне как значимой части слова;       способы образования однокоренных слов;

     изученные  орфограммы в корне слова.

9. Задачи:

- обучающие:

  • научить определять значение корня и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;  
  • разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни;
  • находить и исправлять в словах ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам.

-развивающие:

  • совершенствовать логическое мышление, умение составлять алгоритм действий,
  • развивать умение объяснять правописание с опорой на знания из области лексики и словообразования,
  • активизировать внимание и орфографическую зоркость,
  • развивать умение использовать изученный языковой материал в речи.

-воспитательные:

  •  продолжить формирование устойчивого интереса к изучению языка средствами ИКТ;
  • прививать чувство ответственности за выставление оценки,
  • воспитывать трудолюбие.

  1. Тип урока: изучение нового материала.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная работа; аудиторная коллективная работа: фронтальный опрос класса; участие в учебном диалоге; рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.
  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер

 проектор; презентация к уроку.

  1. Структура и ход  урока

.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Оргмомент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, открывают тетради.

1

2.

Словарная работа. Создание проблемной ситуации.

Презентация.

Слайд 1-3.

Организация индивидуального опроса и фронтальной проверки знаний.

Индивидуальная работа со словами с последующей проверкой. Запись в тетрадях.

3

3.

Целеполагание.

Слайд 4.

Подводит учеников к  формулированию  темы и целей   урока.

Формулирование учащимися целей урока с учетом опорных слов: «познакомиться», «научиться», «научиться отличать». Запись в тетради.

2

4.

Знакомство с новой темой:

Слайд 5-8. Информационный модуль.

Установка на усвоение материала.

Наблюдение, запись в тетради.

3

.

Слайд 9-11. Информационный модуль.

Установка учащихся на усвоение материала. Создание проблемной ситуации, демонстрация, создание алгоритма работы с теоретическим материалом

Работа с информацией, содержащейся в учебнике.

5

5.

Закрепление.

Слайд 12-17.

Практический модуль.

Организация беседы, при необходимости коррекция выводов, сделанных учащимися.

Работа с текстом. Запись в тетради.

10

Работа с текстом. Приложение 3

 ( у каждого ученика).

Организация деятельности учащихся по работе с текстом, оценивание Организация беседы, при необходимости коррекция выводов, сделанных учащимися.

Лингвистическая работа с текстом, нахождение в тексте слов по данной теме.

10

6.

Рефлексия.

 Слайд 18-21.

Объясняет алгоритм работы с упражнением, организовывает и контролирует  работу учащихся.

Нахождение нужной информации по алгоритму. Выполнение упражнения. с последующим прочтением и обсуждением результатов. Запись в тетради.

5

7-8.

Подведение итогов.

Оценивание.

Слайд 22.

Анализ, коррекция знаний учащихся.

Обсуждение результатов.

4

9.

Домашнее задание.

Слайд 23.

Объясняет алгоритм работы с домашним заданием.

Запись домашнего задания.

2

Приложение к плану-конспекту урока. Корень слова. (Тема урока)

Таблица 2.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Единая коллекция образовательных ресурсов

Информационный модуль, теоретический материал

Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf

2.

Единая коллекция образовательных ресурсов

Информационный модуль, теоретический материал

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

3.

Единая коллекция образовательных ресурсов

Информационный модуль, теоретический материал

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

4.

Единая коллекция образовательных ресурсов

Практический модуль, выполнение задания

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ed85e00f-278d-4696-ab26-92e07ca1e09c/%5BNS-RUS_3-16%5D_%5BID_004%5D.swf

        

Приложение 3.

(1)Особенно хорош русской лес зимой! (2)В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься.  (3) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. (4) Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. (5) Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. (6) С весёлым свистом перелетают с ветки на ветку стайки красногрудых клестов. (7) Высокие, недвижные спят сосны. (8) Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.   (9) Бесшумно пролетают голубоватые сойки.

Выполните задания.

1. В каком предложении заключена главная мысль текста?

2. Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

3.Простым или сложным является предложение 7.

4. Из предложений 6, 7 выпишите слово, у которого два корня.

5. Из предложения 1 - 4 выпишите однокоренные слова, сделайте их морфемный разбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»

В данный конспект открытого урока по русскому языку  включены  упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....

Открытый урок русского языка «Способы образования новых слов»

В конспекте урока предлагаются упражнения на усвоение новой темы с использованием инновационных технологий и элементов личностно-ориентированного подхода к обучению. Рассчитано на творческое его испол...

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку....

Открытый урок русского языка "Великое русское слово"

Урок посвящен богатству русского языка, красоте и силе русского слова. Ученики вспоминают,  что такое синонимы и антонимы, олицетворения, эпитеты, метафора и на практике тренируются находить в те...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....