Открытый урок на тему "Междометие - особая часть речи" (с использованием технологии сотрудничества). Технологическая карта(паспорт) урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кашеварова Ольга Вадимовна

Применение технологии сотрудничества на уроке русского языка в 7 классе по теме "Междометие - особая часть речи" для развития способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми как в условиях классно-урочной системы, так и в инновационных школах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА русского языка в 7  классе

(апрель 2013 года)

Учитель

Кашеварова Ольга Вадимовна, МБОУ СОШ № 120 с УИОП г.о.Самара

Тема урока

Междометие – особая часть речи.

Цель урока:

Формирование способности выстраивать конструктивные взаимоотношения  с другими людьми при изучении междометия как особой части речи.

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока должен:

- знать теоретические сведения о междометии;

- видеть междометия в тексте;

- знать способы пополнения группы междометий словами других частей речи;

- уметь отличать междометия от других частей речи;

- взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса;

- анализировать информацию из разных источников.

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Формирование ценностного отношения к русскому языку как к основе российской идентичности.

Уметь извлекать информацию из текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.

Уметь высказывать свое предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Знает определение междометия, разряды междометий. Знает определение звукоподражательных слов.

Умеет находить в тексте нужную информацию; классифицировать и сравнивать междометия и звукоподражательные слова.

Владеет навыками работы в группе.

Мировоззренческая идея

Русский язык  как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, основа коммуникации людей.

Программное содержание

Дидактические единицы (5 тезисов):

  1. Междометие не самостоятельная и не служебная часть речи, а «туманная категория», «досадное недоразумение». (Л.В.Щерба)
  2. Звукоподражательные слова не являются междометиями.
  3. Междометия делают нашу речь ярче и выразительнее.
  4. Междометия засоряют нашу речь.
  5. Междометия могут выступать в роли этикетных слов.

План изучения нового материала

  1. Работа с текстом (составление текста из предложений).
  2. Работа в группах над предложенным учителем тезисом.
  3. Выступления представителей групп с результатами работы.
  4. Оценивание выступлений учащимися других групп.
  5. Работа с карточками по группам.

Основные понятия

Междометие, звукоподражательные слова, этикетные слова.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Форма урока

Групповая

Технология

Технология сотрудничества

Мизансцена урока

Расстановка парт для 5 групп учащихся по 5 человек

Оборудование урока

Учебник «Русский язык. 7 класс» под ред.М.Разумовской

Справочные материалы по теме «Междометие»

Карточки с заданиями для работы в группе

Контрольно-оценочный лист (заполняется учащимися)

Домашнее задание

Заполнение анкеты – вывода по результатам урока.

ХОД УРОКА

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин)

Проявляют интерес к изучаемой теме

Приветствует учащихся.

Проверяет  готовность класса к уроку, организует внимание учащихся.

Слушают учителя. Эмоционально настраиваются на работу.

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (7 мин.)

Принимают участие в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Планируют предстоящую деятельность с помощью учителя.

Ставит дидактическую цель урока.

- Заканчивая разговор о частях речи, хотелось бы вместе с вами найти ответ на вопрос «Почему междометие является особой частью речи?»

Предлагает учащимся сформироваться в группы и выбрать ответственного за работу группы.

Проводит инструктаж (особенности работы в группе

 критерии оценки работы учащихся).

Раздает дидактический материал. (см. приложение)

- Перед вами предложения. Ваша задача – собрать из них связный текст, озаглавить его.

- Какую смысловую нагрузку придают междометия каждому предложению?

Ставит познавательную задачу.

- Для полного ответа на вопрос предлагаю поработать в группах над разными тезисами. На столе заданий лежат листы. Их столько же, сколько у нас групп. Представители каждой группы подходят к столу и выбирают для работы один из них. (см. приложение)

Предлагает задания группам.

Побуждает к активному поиску.

- Вы можете использовать материалы учебника, справочников. Обращаться за консультацией.

Знакомятся с познавательной задачей. Высказывают своё мнение.

Группы читают свои варианты, обсуждают порядок расположения предложений.

Представители группы выбирают тезис. Знакомятся с ним.

Планируют работу в группе.

Консультируются друг с другом и с учителем.

  1. Совместное исследование вопроса   (25 мин.)

Показывают знание теоретических сведений о междометии.

Умеют отличать междометия от других частей речи.

Взаимодействуют с другими участниками учебного процесса.

Анализируют информацию из разных источников.

Интересуются чужим мнением.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции).

Учатся сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение, делать выбор.

Учатся достигать договорённостей и согласовывать принятие общего решения.

Находят междометия в тексте, умеют отличить их от  других частей речи

Организация учебного взаимодействия учеников (групп) и обсуждения составленных ответов.

Попеременное участие в работе групп.

Контроль за ходом групповой работы.

Индивидуальные консультации.

Представление результатов деятельности групп.

- Приглашаются представители каждой группы, готовые согласиться с предложенным тезисом или опровергнуть его.

Выслушивает мнения учеников (возможные ответы -см. приложение).

Вносит корректировку в ответы.

Организует коллективное обсуждение высказываний учащихся.

Обеспечивает положительную реакцию детей на выступления одноклассников.

- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока «Почему междометие является особой частью речи?»

Подводит итог (примерный):

  1. Междометия не могут быть ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Значит, это особая часть речи.
  2. Междометия, звукоподражательные и этикетные слова активно используются людьми для непосредственного общения друг с другом.
  3. При помощи выразительных языковых средств междометий ярче проявляются эмоции и чувства людей.
  4. Междометия делают нашу речь выразительнее, образнее. Без них не обойтись.

Предлагает выполнить работу по карточкам:

- А теперь давайте проверим, насколько вы все разобрались в этой непростой части речи и что узнали о ней. Карточки с заданиями для каждой группы – на столе заданий. (см. приложение)

Ищут решение учебной задачи, работая в группе.

Распределяют обязанности между собой.

Консультируются друг с другом и с учителем.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Записывают ответы на листах (см. приложение)

Выступают представители групп.

Зачитывают результаты своей деятельности.

Аргументируют свою точку зрения.

Воспринимают ответы учащихся.

Вопросы задают представители других групп.

Отвечают на вопросы учеников.

Анализируют и оценивают ответы учащихся из других групп.

Фронтальные ответы

Выполняют задания по карточкам.

  1. Домашнее задание (2 мин.)

Проявляют интерес

к предложенной работе

Дает комментарий к домашнему заданию:

- Ответьте на вопросы анкеты-вывода по результатам урока:

1. Каковы результаты работы в группе (что удалось, что не получилось, почему)?

2. Каков вклад каждого участника в работу?

3. Вопросы по данной теме, на которые вы хотели бы получить ответ.

Слушают и записывают домашнее  задание.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Даёт качественную содержательную оценку работы групп и отдельных учащихся. Объявляет отметки.

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками:

- Что нового узнали на уроке?

- Что помог понять вам урок?

- Интересно ли было на уроке?..

- Что изменится теперь в вашем поведении?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Рефлексия своих действий.

Отвечают на вопросы учителя.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

Правило

Электронный учебный модуль контрольного типа для углублённого изучения предмета по теме "Правописание междометий".

Электронное задание  

 

 

 

Мультимедиа

Интерактивный

 

Таблица с интерактивными блоками

Электронный учебный модуль контрольного типа

http://www.fcior.edu.ru/card/23543/pravopisanie-mezhdometiy.html

http://www.fcior.edu.ru/card/4778/mezhdometie-k.html

http://www.fcior.edu.ru/card/28744/defis-v-mezhdometiyah.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/18c26581-1922-409c-8e36-50d53f9aa8cf/%5BRUS7_155%5D_%5BMA_137%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/64770e43-cff4-4d0a-9df7-f16e30f2a3eb/%5BRUS7_155%5D_%5BTD_131%5D.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.

Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...

ТЕМА УРОКА: «МЕЖДОМЕТИЕ КАК ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями междометий и звукоподражательных слов, назначения в языке, употреблением их в речи других частей речи, формирования умения отличать междометия от зна...

Конспект урока "Междометие как особая часть речи", 7 кл

Цель: Дать грамматическое понятие о междометии и его роли в речи. Задачи: 1) сформировать умение различать междометие и уметь дифференцировать его по отношению к звукоподражательным словам, междом...

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Глагол как часть речи" с использованием технологии критического мышления

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Глагол как часть речи" с использованием технологии критического мышления...