Предупреждение интерференционных ошибок
материал по русскому языку (5, 6 класс) на тему

В статье помещены некоторые методы и приемы, которые использует учитель в практической работе по устранению явлений интерференции в русской речи детей - билингвов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interferentsiya.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые методы и приёмы по устранению различных видов интерференции в речи билингвов, учащихся 5-9 классов (из опыта работы).

   Учитель русского языка и литературы в школе с однородным языковым составом (хакасским языком) должен построить работу с учётом видов интерференции: фонетической, лексической и грамматической.

1. Работа по преодолению фонетической интерференции в речи учащихся.

В речи наших обучающихся типичны интерференционные явления, связанные с сингармонизмом родного языка:                                                                                      1) отсутствие взрывных согласных в начале слова, поэтому русские слова они приспосабливают к нормам родного языка:                                                                        - часто -- /щ а с т а/                                                                                                                               - человек --/щ и л а в* э к/                                                                                                              - ряд  -- /и р*э т/ и т.д.                                                                                                                   2) в начале слов нет стечения согласных:                                                                                 - спасибо -- /ы с п а с* и б а/                                                                                                           - стакан -- /ы с т а к а н/ и др.                                                                                                    Такие ошибки встречаются в речи детей и даже взрослых.

                   Упражнения по преодолению фонетической интерференции:

- анализ артикуляции органов речи;                                                                                                 - отчётливое произношение подобных слов в их литературном варианте;                                        - частое употребление и подбор слов в устных и письменных, классных и домашних работах;                                                                                                                                           - работа с текстом, нахождение в нём слов с данным интерференционным явлением;                                                                                                                                           - анализ звукового и морфологического состава слова;                                                         - определение соотношения между звуковым составом слова при интерференционном и литературном произношении.

2. Работа по преодолению лексической интерференции в речи учащихся.

   Данный вид работы предполагает совокупность методических приёмов, которые применяются в обычной словарной работе: раскрытие значений слов и сопоставление их как в контексте, так и вне контекста; активное включение слов литературного языка в речь учащихся, систематическое обращение к словарям;                                                                                                                 - словарные диктанты (тематические и нетематические);                                                                   - грамматико-орфографические упражнения (изменение форм слова, сопоставление рядов слов по значению, подбор однокоренных слов) и др.

3. Работа по преодолению грамматической интерференции в речи учащихся.

Для хакасских детей наиболее типичной является грамматическая интерференция, обусловленная отсутствием предлогов, категорий рода, числа у существительных; несовпадением падежей, словообразовательных морфем, порядком слов в построении предложений. Всё это порождает грамматические ошибки в русской речи школьников.

      Упражнения по предупреждению грамматической интерференции:

 - сопоставительное изучение грамматических категорий имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений;

- сопоставление словообразования существительных, прилагательных, глаголов;

- анализ текстов с выделением в них падежных форм существительных, прилагательных, не совпадающих в родном и русском языках;

- выборочные диктанты;

- устное словесное рисование с чётким произношением окончаний «опасных» слов, чтобы в случае ошибки говорящего можно было его поправить;

- систематическая тренировка учащихся в склонении отдельных слов иих сочетаний с попутной фиксацией внимания учащихся на падежных окончаниях;

- упражнения на дописывание пропущенных окончаний при одновременном произношении записываемых слов;

- работа с деформированным текстом;

- система творческих работ.

Здесь приведён небольшой перечень методов и приёмов с учётом тех билингвальных черт, которые свойственны речи наших учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопоставление смешиваемых единиц – основной способ предупреждения орфографических ошибок (стихотворения)

Сопоставление смешиваемых единиц – основной способ предупреждения орфографических ошибок.В  методике и психологии отводится большое место сопоставлению (сравнению) как приему обучения....

Типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении задания повышенного уровня сложности С-5 ЕГЭ по химии. Советы по предупреждению этих ошибок.

Консультативные материалы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по химии разработаны учителем химии ГБОУ СОШ № 466 Курортного района,экспертом по проверке ЕГЭ Овчароовой Ольгой Эдуардовной ...

Статья "Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка"

За последние годы лингвисты все чаще говорят о снижении уровня культуры речи. Поэтому перед учителями -словесниками стоит задача не только расширить словарный запас учащихся, но и добиться повышения у...

Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»

В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на урок...

Презентация к внеурочному занятию по теме "Предупреждение речевых ошибок. Грамматические омонимы"

Данный материал предназначен для учащихся 6-7 классов, может быть использован как на уроках по лексикологии, так и на внеурочных занятиях при подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку....