Конспект урока по ФГОС в 5 классе. Тема "На ярмарку за существительным. Повторение."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Любарская Ольга Викторовна

Данный урок откроет удивительный мир существительного. Активные методы обучения помогут учащимся с удовольствием получать новые знания и делиться настроением друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_publikatsiyu_v_sbornikkonspekt_uroka.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Организационная информация

Автор урока: Любарская Ольга Викторовна

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс общеобразовательной школы, 30 обучающихся

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока: На ярмарку за существительным. Повторение.   

Автор учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская

Тип: комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Имя существительное как часть речи».

 

Связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Имя существительное как часть речи», совершенствование навыков определения рода, числа, падежа существительного при выполнении письменных работ. Связан с последующими уроками как этап подготовки к контрольной работе по теме «Имя существительное как часть речи».

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса:

Пятиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер.

В познавательной сфере происходят следующие изменения:

  1. Замедляется темп их деятельности, следовательно, на выполнение определенной работы требуется больше времени.
  2. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают капризны и раздражены, у них часто меняется настроение.

Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения. 

 Цели урока:

-  повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном.

- формировать умение применять изученное на практике;

 - развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность;

 - повысить мотивацию к обучению

- совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.

 Задачи урока:

 Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Имя существительное как часть речи»; обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;

Развивающие – совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока:

Ученики закрепят приобретенные ранее на уроках навыки употребления существительных в устной и письменной речи, навыки отличать существительные от других частей речи.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Существительные, особенности их употребления в речи, закрепление навыков устной и письменной культуры речи.

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

АМО «Психологическая поддержка». (3 мин.)

Цель: Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Весь класс.

Предварительная подготовка: Подготовить свободное пространство.

Технология проведения: Учитель просит детей повернуться лицом друг к другу, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.

Учитель: Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.

2 этап.  Актуализация знаний. Формулирование темы.

Учитель: Ребята! Сегодня мы отправляемся с вами на необычную ярмарку не за товарами, а за существительными. (Звучит музыка из народной песни «Золотая ярмарка»)

АМО «Инфо-угадайка». (5 мин.)

Цель: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Весь класс.

Материалы: Рабочие тетради, ручки.

Предварительная подготовка: Записать на доску слова.

Технология проведения: На доске записаны слова. Задача заключается в следующем: найти четвёртое слово, которое относится к третьему, как второе к первому.

Телефон/ ухо = кино/ … (глаза)

Двор/ ворота = дом/ … (дверь)

День/ свет = ночь/ … (тьма)

Весна/ осень = рассвет/ …(закат)

Человек /платье = дерево/ …(листва)

Дружба/ любовь = вражда/ …(ненависть)

Первый продавец встречает нас с заданием.

Учитель: Второй продавец просит вас найти среди записанных слов антонимы. Выпишите их в тетрадь.

(День – ночь, свет – тьма, рассвет – закат, весна – осень,

дружба – вражда, любовь – ненависть).

Учитель: Что объединяет все эти слова?

(Обозначают предмет, отвечают на вопрос ЧТО?)

Учитель: Вспомните, как называется эта часть речи.

(Имя существительное).

Учитель: Помогите мне сформулировать тему.

Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске и в тетрадях.

 Учитель: Вспомните, что вы, ребята, знаете об имени существительном. Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей.

  

 3 этап. Целеполагание и мотивация.

АМО «Ярмарочные ворота». (10 мин.)

Цель: Учителю результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Весь класс.

Материалы: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны желтых осенних листочков, фломастеры, плакат, скотч.

Предварительная подготовка: Подготовить два больших плаката с нарисованными воротами. Обучающимся раздаются вырезанные из бумаги желтые осенние листочки.

Технология проведения: Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на листочках. Те, кто записал, подходят к воротам и при помощи скотча прикрепляют листки. После того, как все ученики прикрепят свои листки, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Учитель: Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели и разместим их на «ярмарочных воротах».

- вспомнить, что такое имя существительное;

- какие морфологические признаки свойственны этой части речи?

- как изменяются имена существительные?

- каким членом предложения может быть?

Ученики размещают на «Ярмарочные ворота» жёлтые осенние листочки, которые символизируют цель урока.

Фаза 2 «Работа над темой»

4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

Получение новой информации происходит из материала параграфа 20. 

АМО «Умею сам». (10 мин.)

Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему. Выяснить и получить обратную связь от учеников.

Весь класс.

Материалы: Учебники, карандаши.

Предварительная подготовка: На доска записать значки: V -  знал(а); +  - новое для меня; -  - думал(а) иначе;  ?  – осталось непонятным.

Технология проведения: Расставить значки рядом с теоретическим материалом в учебниках.

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки. Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

       Работа с текстом после прочтения:

1.      Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

2.      Какая информация была новой?

3.      А о чём вы думали иначе?

4.      Что осталось непонятным?

5 этап. Первичная проверка понимания.

6 этап. Первичное закрепление.

АМО «Выбери товар». (10 мин.)

Цель: Научить детей делиться знаниями, закрепить материал.

Весь класс.

Материалы: Экран, рабочие тетради, ручки.

Предварительная подготовка: Записать на экране слова: лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь.

Технология проведения: Слова, представленные на экране, необходимо распределить на три группы. Какие? (в соответствии с принадлежностью к определённому роду). Класс работает в тетрадях самостоятельно, трое обучающихся – у доски. Дополнительное задание: записать транскрипцию выделенных слов.

Учитель: На экране вы видите слова, которые вам необходимо распределить на три группы. Какие? (в соответствии с принадлежностью к определённому роду). Класс работает в тетрадях самостоятельно, трое обучающихся – у доски.

Лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь.

Дополнительное задание: записать транскрипцию выделенных слов.

        Словарный диктант.

        Учитель: К данным словам подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Луч (солнечный), речь (устная), вещь (новая), карандаш (цветной), рысь (хищная), ночь (тёмная), шалаш (большой), ключ (железный).

        Учитель: Ребята, с какой орфограммой мы столкнулись?

(Ь после шипящих на конце существительных).

Работа с упр. 91. Дети выполняют его в паре: один выписывает 3 существительных во множественном числе, другой – в единственном. Затем осуществляется взаимопроверка.

Тем временем 1 учащийся работает с карточкой.

От данных существительных образовать форму множественного числа: абажур, параш…т, пл…нета, спор…смен, мастер, деталь, п…мидор, скр…пач.

   Учитель: Посмотрите на экран. Что изображено на картинках? Чем необычны названные вами существительные?

  (Очки, ворота, дрова; лапша, горох)

(Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного)

   Учитель: Что вы вспомнили, выполняя эту работу?

 (Существительные изменяются по числам).

Физкультминутка «Ярмарочная карусель». (3 мин)

Цель: Ощутить свою принадлежность к группе, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, создать положительный эмоциональный настрой на работу.

Весь класс.

Предварительная подготовка: Подготовить пространство.

Технология проведения: Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать карусель. Затем он предлагает «построить» карусель втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Карусель».

Звучит народная песня «Ехал на ярмарку ухарь-купец».

Учитель: Попрошу Вас встать и образовать пары, придумать и показать карусель. Затем «постройте» карусель втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. А теперь, все возьмитесь за руки, сделайте круг и поднимите руки вверх, изображая «Карусель».

 4) Учитель: 1 учащийся пишет на доске все падежи, 2 – вопросы к ним, 3 – примеры.

 Учитель: А теперь посмотрите на тексты, напечатанные на листиках, лежащих на ваших столах. Укажите падежи имён существительных.

 Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. (На экран выводятся предложения, дети проверяют себя).

  Предложения:  

                 и.п                          т.п.

1) Белая берёза под моим окном

                                   

                               т.п.                   т.п.

 Принакрылась снегом, точно серебром.

                     п.п.             п.п.

2) Идём во тьме и в тишине.

   т.п.                      и.п.

3) Под ногами хрустит  снег.

                           и..п.       п.п.            т.п.

4) Холодный месяц на сосне корабликом стоит.

5) Учитель: Ребята, а почему у каждого падежа 2 вопроса?

Да, существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.

На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных, называющих эти предметы, одушевлённые, а какие неодушевлёнными?

   (Собака, стол, рак, ручка, цветок, дом, дерево, лошадь).

Устная работа.

   Учитель: Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:

Труба (трубач), помощь, камень, баян, вклад, Москва, журнал.

    Учитель: Какая морфема помогла нам совершить данные превращения?

(Суффикс).

6) Учитель: Идём, ребята, дальше! Чтобы прокатиться на карусели, вам надо выполнить задание от билетера. На экране слова, записанные в два столбика. Необходимо стрелочками соединить синонимы. Один обучающийся работает с интерактивной доской, дети – в тетрадях.

  Профессия                                                    холод

  Слабость                                                     специальность

  Стужа                                                          тоска

  Скука                                                          бессилие

   Манеж                                                         автор

    Учитель: Сделайте соответствующие разборы.

7) Учитель: И снова, ребятки, посмотрите на ваши парты. На них лежат ещё одни листочки с текстом. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных. Какое правило нам необходимо вспомнить? Какие слова-помощники мы знаем? (1 скл. –земля, стена; 2 скл. – конь, окно; 3 скл. – глушь). Это, дети, самостоятельная работа. Выполнив, листочки сдайте.

                       

                         Где очки у тёт… Вал…?

                         У неё очки пропали!

                          Ищет бедная старушка на подушк…,

                          На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,

                          В старом лукошк…, в миск… у кошк… .

                          Искала и в беседк…, спросила у соседк… .

                          А они на самом деле

                          У неё на лбу сидели!

  

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

7 этап. Рефлексия.

АМО «Дерево целей». (4 мин.)

Цель: Осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

Весь класс.

Материалы: Ручки.

Предварительная подготовка: Подготовить рефлексивные листы.

Технология проведения: Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы - ставим ? Затем ученики выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Учитель: А теперь все возьмите лист рефлексии, где вы формулировали цель, если цель достигли, то поставьте +, если нет - ставьте -, если остались вопросы - ставьте ?

Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.

В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Способ реализации:

Формулировка цели урока

+

-

 

1.

2

3

 

 

1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

8 этап. Домашнее задание с АМО.

Придумать свою игру по типу «Верю не верю» по теме «Имя существительное».

№1 Упражнение №96 или 89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОС 5 класс ЗПР

Конспект урока по ФГОС для 5 класса с ЗПР...

план конспект по ФК (ФГОС) 2 класс. Тема: Кувырок вперед в групперовке

конспект урока во втором классе по физической культуре....

Конспект урока по русскому языку по теме «Не с существительными ».

Цель:-Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания "не" с именами существительными.-Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное; развивать ...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Конспект урока по русскому языку на тему «Лексика. Обобщение и повторение»

Разработанный урок поможет при подготовке и проведении урока русского языка в 5 классе...