Конспект занятия по развитию фонематического(речевого)восприятия для детей с умственной отсталостью.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Дворянкина  Екатерина Викторовна

Формирование фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_fonematicheskogo.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия для детей с умственной отсталостью. Гласные звуки А, О, У.

Учитель класса «ОР»: Дворянкина Екатерина Викторовна.

Цель занятия: формирование фонематического восприятия.

Задачи:

Образовательные:

 - учить узнавать символы гласных звуков;

 - упражнять в умении анализировать звуковые цепочки;

 -  упражнять в различении гласных «А», «О», «У» звуков в словах;

 -  упражнять в умении читать слоги из двух гласных звуков, с                        помощью звуковых символов;

 - закреплять умение выполнять звуковой анализ слов из двух звуков.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память.

- развивать умение понимать обращенную речь, давать развернутые ответы на вопросы.

 - развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  - воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда; умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать друг другу помощь.

Оборудование:

 - магнитная доска;

- демонстрационный материал: куклы-схемы гласных звуков, картинки, в названии которых есть гласные звуки А, О, У; три дома с тремя окошками, символы гласных звуков.

- раздаточный материал: символы гласных звуков на каждого ребенка; домики с тремя окошками на каждого ребенка.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Организационный момент:

Учитель: попробуйте угадать, о чем говорится в загадке?

«Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»

Что это? (Звук).

Ребята, скажите, какие звуки вы знаете? (А, О, У)

Как называются все эти звуки?

Как они обозначаются?

  1. Основная часть:

Учитель: сегодня к нам на занятие пришли куколки-звуки. Саша, как ты думаешь, какой звук произносит эта кукла?

- «А»

Как ты догадался?

-Потому что когда мы произносим звук «А» наши губки круглые и ротик широко открыт, как у этой куклы.

_ Лиза, а какой звук произносит эта кукла?

- «О»

-Как ты догадалась?

-Потому что, когда мы произносим звук «О» наши губки похожи на овал, как у этой куклы.

- Гриша, как ты думаешь, какой звук произносит эта кукла?

- «У»

-Как ты догадался?

- Потому что, когда мы произносим звук «У» наши губки трубочкой, как у этой куклы.

Учитель: какие звуки мы произносили?

- Гласные.

- Почему?

- Гласные поются и тянутся, а когда мы произносим их, нам не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок.

Учитель: куклы парами встают, куклы песенку поют.

Упражнение «Ушки на макушке». (Учитель на доске выкладывает звукосочетания и отчетливо произносит звуки. Дети повторяют и отвечают на вопросы).

- Саша, повтори, пожалуйста-АО

- сколько звуков произнес? – два.

- назови первый звук – А.

- назови второй звук – О.

- Лиза, повтори, пожалуйста – АУ

- сколько звуков произнесла? – два.

- назови первый звук – А.

- назови второй звук - У.

- Гриша, повтори, пожалуйста – ОУ

- сколько звуков произнес? – два.

- назови первый звук – О.

- назови второй звук – У.

Гимнастика для глаз в стихах.

Мы устали, засиделись, глазкам нужно отдохнуть.

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса (дети закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют (продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим (открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву О, получается легко (глазами рисуют букву О)

Вверх поднимем, глянем вниз (глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем (глаза смотрят вправо, влево)

Снова мы играть пойдем.

Учитель: Присаживайтесь на свои стульчики. Куколки-звуки решили поиграть с вами в прятки: внимательно послушайте слова и скажите, какой звук спрятался в этом слове?

«.рбуз», «.литка», «.слик»

Звуки вы определили и слова восстановили.

Куколки благодарят и зовут играть опять.

Учитель: посмотрите вы сюда, вот красивые дома (на доске появляются три дома)

Нужно услышать гласный звук в слове и определить его место.

Игра «Дом» - определение места звука в слове.

Учитель: Будьте внимательны.

-Послушайте первое слово «Аист»

- Какой гласный звук я тянула дольше всех? (А)

- А где он спрятался? (в начале слова)

- Саша, поставь символ звука «А» в первое окошко дома.

- Послушайте следующее слово «сОм»

- Какой гласный звук я тянула дольше всех? (О)

- Где находится этот звук? (в середине слова)

- Лиза поставь символ звука «О» в средне окошко дома.

- «Утка»

- Какой гласный звук я тянула дольше всех? (У)

- Где находится этот звук? (в начале слова)

- Гриша поставь символ звука «У» в первое окошко дома.

Потрудились мы на славу, нам пора и отдохнуть,

Дружно встали на разминку, подарили всем улыбку.

Физкультминутка «Буквы»

В старом дереве дупло-

Это домик буквы О (дети делают круговые движения)

Рядом с нею на суку

Примостилась буква У (садятся на корточки)

В гости к нам из далека

Прибежала буква А (бегут на месте)

Буквы стали веселится: и смеяться и кружится.

ТО попрыгают немножко,

То похлопают в ладошки,

То присядут, отдохнут.

То опять плясать пойдут.

Учитель: присаживайтесь, пожалуйста за стол, посмотрите, перед вами лежат красивые дома и символы звуков. Поиграем с ними?

Куклы-звуки очень любят ходить в гости.

- Слушайте внимательно и отправляйте символы звуки в гости:

- Первыми в домике появились звуки: А-О-У

(дети выкладывают в дома символы звуков по порядку)

- Саша, назови звуки по порядку (А-О-У)

- Погостили звуки и разошлись по домам

- а вторыми пришли в дом: О-У-А

(дети выкладывают в домик символы звуков по порядку)

_ Гриша назови звуки по порядку (О-У-А)

Учитель: Молодцы ребята! Отлично поработали!

Учитель: что-то куклы загрустили, имена им дать забыли.

Ребята, дадим имена нашим куклам? Только они должны начинаться на гласные звуки, которые произносят куколки.

- Какое имя можно дать кукле, которая произносит звук «А»?

- Аня.

- а какое имя можно дать кукле, которая произносит звук «О»?

- Оля.

- Какое имя придумаем кукле, которая произносит звук «У»?

- Уля.

Учитель: подарим подарки нашим куклам-звукам?

Сначала вспомним, как их зовут: Аня, Оля, Уля.

Учитель раздает картинки детям.

- Саша назови свою картинку.

- Апельсин.

- с какого звука начинается слово апельсин?

- слово апельсин, начинается со звука «А».

- кому ты подаришь свою картинку?

- Ане.

- почему?

- слово апельсин и слово Аня начинаются на звук А.

- Лиза назови свою картинку

- Облако

- с какого звука начинается слово облако?

- слово облако начинается со звука «О»

- кому подаришь этот подарок?

- Оле.

- почему?

- слово облако и слово Оля начинаются на звук О.

- Гриша назови свою картинку

- Утюг

- с какого звука начинается слово утюг?

- слово утюг начинается со звука «У»

- кому ты подаришь эту картинку?

- Уле

- почему?

- слово утюг и слово Уля начинаются на звук У.

3. Итог.

Учитель: картинки мы подарили, звуки наши повторили. Какие звуки? Назовите их.

- А, О, У.

- какие это звуки7

- гласные.

- почему они называются гласными?

- их можно петь, тянуть.

- ребята вспомните, пожалуйста, имена куколок-звуков.

- Аня, Оля, Уля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у не речевых детей с умственной отсталостью

Общими чертами для всех детей-имбецилов помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта также грубые нарушения всех сторон психики: моторика, сенсорики, внимания, памяти, мышления, выс...

Особенности развития памяти и внимания у детей с умственной отсталостью

Проблеме внимания в общей психологии посвящено очень большое количество исследований. Однако чрезвычайно разнообразное толкование самого понятия «внимание» приводило и до сих пор приводит к тому, что ...

Методическое пособие: «Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью»

У детей с умственной отсталостью значительно отстает развитие мелкой моторики рук. Считаю необходимым ориентировать родителей детей на развитие мелкой моторики в домашних условиях, взаимодействовать с...

Конспект урока «Домашние птицы - индюк» Развитие речи, 4 класс для детей с умственной отсталостью

laquo;Домашние птицы - индюк» Развитие речи, 4 класс для детей с умственной отсталостью...

Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью

Мелкая моторика-совокупность координированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании с зрительной системой и выполнении мелких и точных движений кистей и пальцев рук и ног...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью посредством техники Бисероплетения"

Развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овлад...