Давайте поклоняться доброте (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Валиева Земфира Рифатовна

Урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор" в 6 классе проводится по календарному плану рабочей программы. Основными целями урока является формирование нравственных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davayte_poklonyatsya_dobrote_gotov.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте поклоняться доброте

(урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

 

 

Цель: 

1.     способствовать формированию нравственных ценностей;

2.     продолжить формировать навыки анализа художественного текста;

3.     стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы;

4.     повторить изобразительно-выразительные средства языка.

 

Оборудование:  учебники, тетради, мультимедийная презентация, проектор,    компьютер

Добру человек  у человека учится.

Ч. Айтматов

Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.)  (слайд №1)

Здравствуйте, ребята!  У нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Улыбнулись друг другу.

У: Ребята! Что значит быть добрым? Что такое доброта?

 У всех есть листочки. Запишите в графе «до» свой ответ. (Структура Эй-ар-гайд)

Ученики:

    1.Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение.

2.Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

3. Доброта — это бережливое и внимательное отношение к чему либо.

    4.Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 

 - Как вы думаете, какова же тема  нашего урока? О  чем  сегодня  мы  будем говорить  на  уроке?

Ученики:   О доброте,  о  людях и  их  поступках

-Тема нашего  урока  Давайте поклоняться доброте

 По  рассказу  А.И.Куприна "Чудесный доктор")

- Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова Ч.Айтматова : «Добру человек у человека учится». (Слайд №2)

II. Формулирование цели  урока (1 мин.) (Слайд № 3)

-Давайте попробуем определить то,  чем  мы   сегодня   будем  заниматься   на  уроке?

 - Cегодня на уроке мы должны раскрыть понятие "доброта" на примере рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор".

 -разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

-дать оценку поступкам героев;

 - определить нравственную проблему рассказа;

 - Но прежде чем начать разговор о доброте в рассказе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.

  1. Словарная работа. (2 мин) (Слайд №4)

 Каждый из вас, читая дома рассказ, наверное, находил непонятные слова. Вы уже знаете, что всегда в конце произведения в этой книге даётся толкование таких слов

Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устаревшее) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
III. Художественный анализ текста. (12 мин)

Теперь, переходим к анализу рассказа.

1. Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

- Сколько рассказчиков в этом произведении?

Ученики:   (Два: тот, с кем произошла эта история, и автор, передающий услышанное от другого)

 Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе»

Как автор описывает картину города?

Найдите описание города (По мере…позади)(читают)

-Судя по прочитанному, можно сделать вывод: в какое время года происходит действие рассказа?

Ученики:    (Зимой, перед Рождеством или Новым годом).

-С чем ассоциируются Новогодние праздники?

Ученики:   ( ёлкой, гирляндами, мандаринами) Слайд №5)

 -Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении?

Ученики:    (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда).

- Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

Ученики:    (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).(Наконец ….нищеты) (читают)

2. Перед вами лежат листочки. На них даны детали  из картины жизни большого города и из картины жизни мальчиков. Давайте распределим их. Цифрой один отметьте детали  из картины жизни большого города, а цифрой два детали из картины жизни мальчиков.

Целые горы красных крепких яблок и апельсинов;

Ярким светом висящих ламп;

Правильные пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Гирляндами колбас;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала;

Сияющие ёлки;

Прекрасные магазины;

Смеющиеся лица нарядных дам;

Тесным, обледенелым и грязным двором;

Закоптелым, плачущим от сырости стенам;

Мокрым отрёпкам;

Ужасному запаху керосинового чада;

Грязного белья и крыс;

Запаху нищеты;

- Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (Слайд №6)

Ученики: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных.

 - Правильно, чтобы показать контраст жизни и мечты автор использует прием противопоставления.  Такой прием в литературе называется антитеза. ( Слайд № 7)

-Зачем А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков?

 Выводы  учащихся: А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков,  для  того,  чтобы  показать читателю, как жесток мир.

Следующее задание по этой карточке. Подчеркните эпитеты и метафоры.

Давайте вспомним, что такое эпитет, что такое метафора.

Эпитеты: «красных крепких яблок», «мандаринов, нежно золотившихся                  сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала»

Метафоры: горы яблок, пирамиды мандаринов, запах нищеты  (Слайд №8)

С помощью художественных средств автор создает картины жизни большого города и картины жизни мальчиков.

- А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? (Слайд №9)                                                            (Один ученик рассказывает)

Ученик:    Глава семейства заболел, потерял работу и никак не может найти новое место работы, хотя прилагает большие усилия для этого.

Весь сегодняшний день Мерцалов ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей послали с письмом к бывшему работодателю Мерцалова. Елизавета Ивановна ходила к своей барыне)   

    

    V. Особенности изображения действительности (10 мин)

Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает.

(Учитель читает описания природы под музыку Бетховена «Лунная соната»( Стр 29. Тут было… тишины) (Слайд №10)

 Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.

Олицетворение-деревья дремали

Эпитет-великое спокойствие

Метафора-глубокая тишина

Природа какая?- Царственная, спокойная, роскошная

А что говорится о семье Мерцаловых?- нищенское существование

Все это, во-первых, служит противопоставлением.

Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.)

 IV. ФИЗМИНУТКА.( 2 мин) (Слайд №11)

И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.

 

О чем Мерцалов думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?  

Вот и лечь бы и заснуть.                   

 

- Какой поступок хочет совершить Мерцалов? Почему? Грех ли это? .

Ученики:   Он хочет покончить жизнь самоубийством. Мерцалов в отчаянии, потому что он не может содержать семью, его дети голодают. Но  самоубийство -это не выход, это грех

 С кем встретился Мерцалов здесь, в саду?

Ученики:    (С доктором)

 Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора.(ролевое чтение)

 Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Слайд №12)

Ученики: (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

Найдите портрет Мерцалова. Какой он? (Слайд №13)

Ученики:  Скромный, заботливый, честный ,интеллигентный, тактичный)

 Что же произошло после разговора в парке?

                                                     (Один ученик рассказывает)

Скажите:  произошло ли  чудо  в  рассказе?  

Ученики:   (  Да,  и  связано оно  с  появлением «чудесного доктор», и всё меняется, как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился.)-

VI. Работа в группе. (3 мин)

-  Что было «чудесного» в поступках незнакомца?

- Напишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным?( Структура «Ол райт раунд робин» Обсуждают, один ученик отвечает) (слайд

   (Выводы учащихся: В рассказе речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям.)

 -А  вы знаете,  что  Куприн , говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о  реальном человеке, оставившим  существенный след  в  медицине. Хотите узнать об этом человеке? Я пригласила Николая Ивановича Пирогова в гости. Пусть расскажет нам , как он стал доктором. ( Слайд №14)

VII.Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.( 2 мин) (Слайд №15)

Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы  меня спросите,  как я  стал  доктором? А вот , господа,  все случай... Когда  я  был  еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел,  и  к  нему был приглашен профессор  Мухин... О, это был удивительный человек!  А  как он  говорил  с  братом!  Не  поверить ему было просто  невозможно!

  Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году,  стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений.

  И лечил всех. И императора Александра,  и  бедных людей, которые шли  ко  мне на прием целыми толпами. Я любил  людей и  науку,  поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.   

VIII. Работа с текстом.(2 мин)

- Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»?

…что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо?

 Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

(Выводы учащихся: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся  в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.)

IX Дискуссия.(6 мин)

-Как вы думаете,  а  что  помогло  осуществиться  этому  чуду?  

И название этому чуду- доброта, милосердие, сострадание(Слайд №16)  

 - Объясните,  а  что  такое в  вашем  представлении милосердие,  сострадание,  доброта? 

 Со словом добро созвучны слова: милосердие, благотворить. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым - это не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить, значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям. Ребята, вот что значит быть добрым.

-Есть  в  нашем  современном  обществе  это  чудо  милосердия?

(ребята рассказывают) (Слайд №17,18,19)  

И в наше время есть такие милосердные  люди, которые помогают и словом и делом. Есть такой благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой. Этот фонд помогает  детям онкологическими заболеваниями. Они оплачивают лечения в зарубежных клиниках, оснащают отделение дорогими оборудованиями, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте  пяти лет. Этот же фонд открыл в Казани «Детский хоспис» для неизлечимо больных.  

-У меня в руках прозрачные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза- прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. И по крупицам, по одной бусинке мы будем всю жизнь пополнять ее только добром.

-Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в наш сосуд с добрыми делами по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки)

-Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!

  X. Рефлексия урока.( 2 мин)

- Ребята в начале урока мы  поставили перед собой вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Ученики: В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых, Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением, обратит внимание на бедного человека.

Перед вами есть листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. А теперь запишите в графе «после» свой ответ на вопрос,  что такое доброта?

Изменилось ли ваше мнение о доброте?

 Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта.

 (слайд 16)

XI. Домашнее задание(1 мин)

 Напишите сочинение «В какие чудеса следует верить людям?» (Слайд №20)  

Песня «О доброте»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"... главное - не падайте никогда духом" (урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор")

Тема урока:«… главное – не падайте никогда духом» (урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»).Цели урока:образовательная– познакомиться с жанром святочного рассказа, проследить его основные...

Презентация к уроку по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"

"Чудесный доктор" А.И. Куприна как рождественский рассказ....

Презентация к уроку по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор". 6 класс

Презентация к уроку по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор". 6 класс  Презентация включает в себя иллюстративный материал к различным изданиям произведения....

Урок по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Разработка урока по рассказу...

Методическая разработка "Конспект урока по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Урок по рассказу Александра Ивановича Куприна«… главное – не падайте никогда духом» посвящён Году Благополучного детства и укрепления семейных ценностей....