Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис. Пунктуация»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Калмыкова Ольга Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с испоьзованием приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока58.5 КБ
Office presentation icon презентация к уроку600.5 КБ

Предварительный просмотр:

Калмыкова О.Н., учитель русского языка и литературы

Урок по русскому языку в 5 классе

по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Цели урока:

  • Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; актуализировать  знания учащихся о способах выражения подлежащего и сказуемого; закрепить умение выделять грамматическую основу предложения. 
  • Развивающие: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания. 
  • Воспитательные: формировать интерес к русскому языку. 

Тип урока:  повторение ранее изученного материала  по теме «Синтаксис. Пунктуация. Грамматическая основа предложения»  (в конце учебного года).

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 1). 

- Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, запись числа и “Классной работы”.

  1. Стадия вызова. 

“Верные – неверные утверждения” (слайд 2).

- Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме,  выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставите номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем. Время на выполнение задания - 3 минуты.

- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “ПРИШЛИ ГОСТИ”?

  1. Стадия осмысления. 

Запись темы. Ведение “Бортового журнала” (слайд 3). 

  • - Работа с  таблицей. В течение 2 минут заполните 1-ю графу.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из темы? 

  • - Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
  • - Расскажите о том,  “Что мы знаем о подлежащем и сказуемом?” (1-2 ученика).
  • Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому? (класс)
  • - Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 4–6). Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным.

Работа с текстом (слайд 7). 

Много по осен.. грибов ур..дилось. Да какие моло..цы!

Под тёмными ёлками б..ровики стоят. У них к..фтаны белые, шляпы на головах б..гатые. Грибы – загл..денье!

Под высок..ми соснами м..слята с сырое..ками  растут.  Они тоже хороши!  (карточки у каждого ученика)

  • - Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Грибы в осеннем лесу) 
  • - Вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Проверка выполненной работы (слайд 8)

  • Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
  • Укажите сложное предложение.

“Лови ошибку” (слайд 9). 

  1. Барсик спит в уголке. Барсик любит играть в верёвочку.
  2. Щенок увидел кошку. Взъерошил  шерсть и помчался.
  1. Такси стояла  у нашего подъезда.
  2. Воздух сегодня свежий и прохладен. 

- Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические ошибки, но и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Помогите ему исправить ошибки.

- Запишите отредактированные предложения. Подчеркните главные члены.

Выполнение творческого задания (слайд 10) 

- Составить и записать 5 предложений по картинкам, подчеркнуть грамматические основы.

III. Стадия рефлексии. 

Подведение итогов (слайд 11) 

Расскажите по схеме о главных членах предложения

Создание “синквейна” (слайд 12) 

  •  - Заканчивая разговор о подлежащем и сказуемом, я предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
  • - Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

1-я строка

Кто? Что? (тема).

1существительное

2-я строка

Какой? (определение темы).

2 прилагательных

3-я строка

Что делает? (характерные действия или состояния предмета).

3 глагола

4-я строка

Что автор думает?

Фраза из 4 слов

5-я строка

Кто? Что? (новое звучание темы).

1существительное

- Примеры синквейнов:

  • Подлежащее,
  • Главное, необходимое,
  • Говорит, называет, указывает.
  • Без него обойтись трудно.
  • Предмет.

  •  Сказуемое,
  • Главное, необходимое,
  • Сообщает, открывает, сказывает.
  • Без него как-то скучно.
  • Действие.

Информационные ресурсы и литература: 

  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс.
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http//school collection.edu.ru/
  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.
  • Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
  • Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синтаксис. Пунктуация.

Слайд 2

Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. НЕТ Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. НЕТ Словосочетания изучает синтаксис. ДА Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого. ДА Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТ ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч. ДА РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосоч. ДА ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч. НЕТ

Слайд 3

Грамматическая основа предложения Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из темы?

Слайд 4

Чем может быть выражено подлежащее? Существительным Ветер унёс лодку в Им. падеже в море. Местоимением Я не приду к обеду. в Им. падеже Словосочетанием Отец с сыном пошли на рыбалку. Что? Кто? Кто?

Слайд 5

Чем может быть выражено сказуемое? Глаголом Существительным Прилагательным Мы живём на Земле. Земля – наш дом. Она прекрасна. Что делаем? Какова? Что такое?

Слайд 7

Много по осен.. грибов ур..дилось. Да какие моло..цы! Под тёмными ёлками б..ровики стоят. У них к..фтаны белые, шляпы на головах б..гатые. Грибы – загл..денье! Под высок..ми соснами м..слята с сырое..ками растут. Они тоже хороши!

Слайд 8

Много по осен.. грибов ур..дилось. Да какие моло..цы! Под тёмными ёлками б..ровики стоят. У них к..фтаны белые, шляпы на головах б..гатые. Грибы – загл..денье! Под высок..ми соснами м..слята с сырое..ками растут. Они тоже хороши! Грибы в осеннем лесу

Слайд 9

Помогите Пете Ошибкину Барсик спит в уголке. любит играть в верёвочку. Щенок увидел кошку шерсть и помчался. Такси у нашего подъезда. Воздух сегодня свежий и Барсик . Взъерошил стояла прохладен. Он , взъерошил стояло прохладный.

Слайд 10

Творческое задание

Слайд 11

Главные члены предложения подлежащее сказуемое называет О ком или о чём говорится в предложении Что говорится о подлежащем отвечает Кто? Что? Что делает предмет? Кто он такой? Что он такое? Какой (каков) предмет? подчёрки вается ____________ ___________________________ ___________________________

Слайд 12

Синквейн 1 Кто? Что? (тема) 1 сущ-ное 2 Какой? (описание темы) 2 прил-ных 3 Что делает? 3 глагола 4 Что автор думает? Фраза из четырёх слов 5 Кто? Что? (обобщение) 1 сущ-ное

Слайд 13

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

КИМ по русскому языку 5 класс по теме "Синтаксис"

Организация систематического индивидуального  и группового контроля знаний  по теме «Синтаксис и пунктуация» при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на урок...