Презентация "Рассказы о пунктуации" для урока в 6 классе
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Проектная работа учащихся 6 класса выполненная к открытому уроку "Знаки препинания"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказы о пунктуации 6 класс МБОУ Шк .-интернат г. Моздок 2013г. Руководитель: Кочиева С.А.

Слайд 2

(К.Паустовский) “Знаки препинания – это нотные знаки. Они твёрдо держат текст"

Слайд 3

Из истории Сегодня трудно представить, что когда-то книги печатались без этих маленьких значков, которые мы называем знаками препинания. Такие книги очень трудно было прочесть, потому что написаны они были сплошным текстом.

Слайд 5

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё.

Слайд 6

„ ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие .

Слайд 7

Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.

Слайд 8

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово "запятая" встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти ( ся ) — „зацепить( ся )“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть , запять, запинать — „останавливать“, „задерживать “.

Слайд 9

Запятую ставят, когда хотят сказать: « Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.

Слайд 10

Вы знаете эту историю ?

Слайд 14

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „ вместительным “.

Слайд 15

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

Слайд 16

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Слайд 17

Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Слайд 18

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания ( удивления ) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова . Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Слайд 19

Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Слайд 20

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

Слайд 21

Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Слайд 22

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „ молчанка “ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова .

Слайд 23

Тире показывает, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или указывает, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

Слайд 24

Знак многоточие […] под названием „знак п ресекательный “ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Слайд 25

Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».

Слайд 26

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке.

Слайд 27

Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Слайд 28

Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.

Слайд 29

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть больше полувека назад.

Слайд 30

А вот появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в относительно недалёком прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место.

Слайд 31

Человек потерял запятую, Стал бояться сложных предложений. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял ! и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его ничего не радовало и не возмущало. Затем он потерял ? и перестал задавать весёлые вопросы. Так он дошёл до точки и совсем разучился мыслить. Берегите знаки препинания!

Слайд 32

Используемые материалы: 1. А.Б.Шапиро . Современный русский язык . Пунктуация. – М.: «Просвещение », 1966 2. Б.А.Успенский . Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв .) – М.: « Гнозис », 1994 3. А.Н.Качалкин . История и современное состояние русской пунктуации. Видеолекция . - http :// rusterra.com/2008/08/18/istoriya-i-sovremennoe-sostoyanie-russkoy-punktuatsii / 4. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. Пособие для учителей . — М., 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...