урок русского языка 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Коледа Ольга Сергеевна

Урок по теме "Сложносочинённые предложения. Виды по значению и союзам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx46.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам"

Вид урока: урок получения новых знаний

Тип урока: урок-практикум

Место урока в системе уроков: один из уроков в разделе «Синтаксис сложного предложения»

Цель урока:

1) познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению; 2)научить определять вид ССП, научить различать виды ССП.

Задачи организационной деятельности учителя:

-предметные:

-формирование умений определять вид сложносочиненного предложения;

-формирование умений различать виды сложносочиненных предложений;

-формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения;

-развитие пунктуационных навыков;

-метапредметные:

-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-формирование умения слушать и вступать в диалог;

-личностные:

-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать

в коллективном обсуждении проблемы;

-развитие навыков монологической речи;

-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;

-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочие листы.

Прогнозируемые результаты: умение определять вид сложного предложения, умение различать виды сложносочиненного предложения, находить сложносочиненные предложения в тексте.

                                                    Ход урока

  1. Организационный этап.

Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

 

Великому народу, ярких представителей которого я рада сейчас приветствовать.

Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Ольга Сергеевна Коледа.

- Скажите, кто автор строк, с которых я начала урок?

-Тургенев

-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?

Изучали произведения с 5-го класса( «Му-му»), продолжали знакомиться в

 7-м (рассказы из «Записок охотника», стихотворения в прозе).

2. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.

Актуализация знаний

Сегодня нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы будете работать с рабочими листами, которые лежат на партах. Подпишите их.

Я надеюсь, что вы уже безошибочно определяете виды сложного предложения.

Проверим, сможете ли вы найти сложные предложения в тексте.

На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?

  1. Количество грамматических основ.
  2. Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения
  3. Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.
  4. Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.

Задание 1.

Выполним первое задание. Найти сложные предложения, определить их вид.

        СЛАЙД

ТЕКСТ

(1)Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, почти высохшую траву. (2) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (3)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (4)Всё уже потемнело, когда я проснулся.(5) Разбросанная трава сильно пахла и чуть-чуть отсырела. (6)Сквозь тонкие жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. (7) Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след.(8) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (9)Ветра не было. (Тургенев И.С. Певцы)

сложносочиненное

сложноподчиненное

бессоюзное сложное

3, 7

4,8

2

Проверяем

Предложения из произведений И.С. Тургенева помогут начать работу над темой урока.

Рассмотрите внимательно данные предложения и скажите, что их объединяет? СЛАЙД

  1. Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев)
  2. В наших краях люди знают толк в пении, и недаром наше славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы)
  3. Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось

Какие это сложные предложения?

Определение темы урока

Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на сегодня на уроке?

По рядам записать, выделить грамматические основы

Чем отличаются типы представленных предложений?

 А  чем связаны части СП?

 Какие это союзы: одинаковые по значению?

Конкретизируем тему урока: Виды по значению и союзам

У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена.

-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».

Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». 

Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском язык

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложносочиненное предложение?

Какими бывают сложносочиненные предложения?

Первичное усвоение новых знаний

Я поняла, что вы хотите узнать

Что такое знания? Знания – это проверенная информация. И сегодня я вас научу некоторым способам работы с информацией.

Ребята, из каких источников мы можем получить новую информацию?

-Учебник, учитель, интернет.

ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).

Учитель: 

Прочитайте материал

Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.

Сделайте пометки на полях:                                                  СЛАЙД

«+» - если считаете, что это вам известно;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Группы сочинительных союзов

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (=и),

ни... ни,

тоже,

также

то... то,

или (иль),

либо... либо,

не то... не то,

то ли... то ли

а, но, да (=но),

зато, однако,

не только... но и

Ребята, закончите  схему, опираясь на полученные знания, заполнив её

Сложносочиненные предложения по союзам и значениям

СЛАЙД


Проверь себя СЛЙД
http://сезоны-года.рф/sites/default/files/resize/images/publication/slojnosochinennie-400x202.jpg

Первичная проверка понимания

Возможный приём

Перед большой дорогой немного отдохнём.

 Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…»                СЛАЙД

Сложносочиненное предложение – сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов

да

От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос

нет

Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации

нет

Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов

нет

Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов

да

Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.

Задание 2.

Проанализируем следующие предложения и проверим, сможете ли вы отличить друг от друга разные виды сложносочиненных предложений.

Предложения взяты из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения.

        СЛАЙД

1.Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть.

2. Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя Василия, а на другой день приехал он.

3.Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке.

4.Пред пожаром очень редко мелькали чёрные фигуры людей, и из-за неумолкаемого треска слышались говор и крики.

5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще.

6.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

7.Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.

Первичное закрепление

Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем. Вам предстоит выполнит следующее задание. Затем вы проверите работы друг друга, а потом сверитесь с ответами, записанными на доске.

Выпишите номера сложных предложений

Задание 3. Выписать номера предложений

СЛАЙД

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

ССП с соединительными союзами

ССП с разделительными союзами

ССП с противительными союзами

3, 7, 8                                       2, 4, 6                             1, 5, 9

                                                                                                            СЛАЙД

1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)

2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)

3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)

4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)

5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)

6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)

7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)

8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была

9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)

Задание 4.

Ребята, в этом году вам предстоит сдавать экзамен.  Одно из заданий  проверяет умение правильно определять виды сложных предложений

Тест

1.Найдите сложносочиненное предложение.

А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть.

Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.

В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.

2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.

А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.

Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог

В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.

3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина

Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.

Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска

В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.

5. Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью?

А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.

Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась.

В) Николая Ивановича соседи уважают : штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.

1а, 2б, 3в, 4а, 5а

Задание 5.

Сегодня мы разными способами учились определять виды сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных видов.

Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения . Определите их вид.  СЛАЙД

1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.

И.С. Тургенев когда–то сказал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».

Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены.

Рефлексия

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.

Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Что такое сложное предложение?

Какими бывают сложные предложения?

ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами.

Выводы:

  1. Что вспомнили на уроке?
  2. Что нового узнали на уроке?

               3)Что делали?

               4) Что вам помогало в работе?

Обобщите выводы, которые мы можем сделать по нашему с вами уроку

Подводя итоги, я предлагаю обратиться к таблице

Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.

        СЛАЙД

Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за урок.

Кто получил 5,4...

1-5 баллов

«1»

6-10 баллов

«2»

11-15 баллов

«3»

15-20 баллов

«4»

21-25 баллов

«5»

V. Домашнее задание.

        СЛАЙД

1.Написать мини-сочинение на тему «Зима в моём городе», используя сложносочинённые предложения разных видов.

2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения разных видов (15-20, найдя грамматические основы)

Мне было приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что наш урок не прошёл даром. Успехов на экзаменах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...