Календарно-тематическое планирование уроков «Русский язык» 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Анашкина Анна Ивановна

Календарно-тематическое планирование уроков «Русский язык» 7 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_7_rus.docx96.75 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков «Русский язык» 7 класс 

№ урока

 Тема урока

Кол-во часов

Элементы  содержания образования

Планируемые результаты

Практические работы

Формы контроля

Предметные результаты

Метапредметные и личностные УУД)

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Русский язык – один из славянских языков. Славянские языки – родственные языки.

Содержание и на значение УМК.

Знать:

Отражение в языке культуры и истории народа

Русский речевой этикет.

Содержание и назначение УМК. Условные обозначения грамматических разборов.

Уметь ориентироваться в учебнике

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

Анализ текстов, выявление главного и существенного. Создать устное высказывание, доказать, что язык – общественное явление. Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: “Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив  и народ”?

Индивидуальный контроль

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА  В 5-6 КЛАССАХ ( 10ч)

2-3

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

2

Синтаксис. Пунктуация. Слово сочетание, его структура. Простые и сложные предложения.

Знать: понятия синтаксис, пунктуация, значение знаков препинания для понимания текста, отличие простого предложения от сложного.

Уметь: выделять и разбирать словосочетания, расставлять знаки препинания при однородных членах предложения,  выполнять синтаксический разбор предложений.

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи

Графический, объяснительный диктанты, составление схем,   конструирование по схемам.

Текущий контроль

4-5

Лексика и фразеологии

2

Лексический состав языка. Лексические нормы русского языка

Знать: понятия лексика, лексическое значение слова; фразеология

Уметь: определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря; объяснять различие лексического и грамматического значений слова; правильно употреблять слова в устной и письменной речи; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова

Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять. Уметь пользоваться словарями, создавать художественные тексты, используя выразительно – изобразительные средства.

Анализ художественного текста, работа со словарём.

Словарная работа, объяснительный диктант

6

Фонетика и орфография

1

Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Знать: понятия фонетика, графика, орфография; различия между гласными и согласными звуками.

Уметь: производить фонетический разбор слова

Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме.

Фонетический разбор, текст, редактирование звучащей речи.

Текущий контроль

7-8

Словообразование и орфография

2

Морфемы. Способ образования слов. Правописание морфем.

Знать: понятия морфемика, мор фема, образование слов, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова.

Уметь: определять состав слова; выделять морфемы соответствующими значками; различать формы одного и того же слова и однокоренные слова

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию

Работа по карточкам, индивидуальная работа: предупредительный диктант

Словарная работа, комплексный анализ текста

9-10

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2

Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.

Знать:  отличие самостоятельных и служебных частей речи, особенности глагола как части речи.

Уметь: классифицировать части речи, выполнять морфологический разбор различных частей речи; соотносить и обосновывать выбор орфограмм с морфологическими условиями и опознавательными признаками

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию

Работа с перфокартами, объяснительный диктант.

Фронтальный опрос

11

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

Правописание частей речи. Главные и второстепенные члены предложения.

Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.

Способность к самооценке.

Диктант с грамматическим заданием

12

Текст. Стили литературного языка

1

Текст. Средства связи предложений в тексте. Особенности стилей.

Знать: что такое текст, типы текстов и стили.

Уметь: озаглавливать текст, делить на абзацы, определять тип  и стиль текста; соотносить стили текстов и жанры.

Извлекать информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию в форму схемы; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия.

Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему текста, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, уметь составить план.

Индивидуальный контроль

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ( 76 часов)

13

Причастие как часть речи.

1

Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические   признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль.

Знать: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия.

Уметь: находить и дифференцировать причастия по указанным признакам, отличать причастия от глаголов и прилагательных.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке.

Подбор существительных к прилагательным   и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий   в речи

Текущий контроль, словарная работа

14

Публицистический стиль речи.

1

Публицистический стиль. его жанры, языковые особенности.

Знать: публицистический стиль как функциональная разновидность языка.

Уметь: находить признаки публицистического стиля, создавать устное выступление в публицистическом стиле, подбирать примеры текстов изучаемого стиля; составлять развернутый план выступления.

Извлекать информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию в форму схемы; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета

Составление таблицы « Публицистический стиль и его признаки», чтение текстов. их сравнение, анализ.

Свободный диктант

(упр.63).

15

Склонение

причастий.

Правописание

гласных в

падежных

окончаниях

1

Склонение полных причастий и правописание    гласных в падежных окончаниях причастий

Знать: особенности склонения причастий, правило написания гласных в падежных окончаниях причастий.

Уметь: склонять причастия, применяя алгоритм определения падежного окончания причастий.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.

Осложнённое списывание

Словарно-орфографическая работа

16-18

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.

3

Причастный   оборот, выделение запятыми причастного оборота.

Знать: определение причастного оборота, условия обособления причастного оборота

Уметь: определять причастный оборот, опознавать одиночные причастия и причастные обороты, определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота.

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Объяснительный, рас-пределительный диктанты.

Работа      по карточкам. Редактирование текста.

Фронтальный опрос

19

Описание

внешности

человека.

Действительные и страдательные причастия.

Краткие

страдательные

причастия.

Действительные причастия настоящего времени.

1

Описание   внешности человека: структура текста, языковые особенности   («портретные» слова).

Знать: виды словесного описания внешности человека, роль портрета в художественном произведении

Уметь: находить и  анализировать портретные описания человека; анализировать роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию

Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека     в минуты радости,    огорчения, за интересным занятием и др.

Комплексный анализ текста, словарно-орфографическая работа

20

Действительные и страдательные причастия

1

Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления

Знать: признаки действительных и страдательных причастий

Уметь: отличать виды причастий друг от друга, находить действительные и страдательные причастия в текстах, выделять причастные обороты

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.).

Распределительный диктант

Текущий контроль

21

Краткие

страдательные

причастия.

1

Краткие   страдательные причастия, их синтаксическая    роль    в предложении.

Знать: особенности краткой и полной формы страдательных причастий, синтаксическая роль полных и кратких причастий

Уметь: распознавать краткие и полные формы страдательных причастий, определять синтаксическую роль причастий

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Работа      по карточкам

Фронтальный опрос

22-23

Действительные причастия настоящего времени.

2

Образование   действительных причастий настоящего времени. Правописание    гласных в суффиксах действительных причастий       настоящего времени.

Знать: особенности образования действительных причастий настоящего времени, суффиксы действительных причастий настоящего времени

Уметь: распознавать действительные причастия настоящего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании действительных причастий настоящего времени.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека.

Словарный диктант

24

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Образование действительных причастий прошедшего      времени. Орфоэпические нормы

Знать: особенности образования действительных причастий прошедшего времени, суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Уметь: распознавать действительные причастия прошедшего времени, образовывать действительные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании действительных причастий прошедшего времени; составлять вопросный план текста.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета.

Творческое списывание

Текущий контроль, словарно-орфографическая работа

25

Сжатое изложение

1

Составление вопросного плана.

Найти в тесте причастия, которые являются ключевыми словами.

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Изложение

26-27

Страдательные

причастия

настоящего

времени. Гласные

в суффиксах

страдательных

причастий

настоящего

времени.

2

Образование страдательных причастий настоящего      времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия.

Знать: особенности образования страдательных причастий настоящего времени, суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Уметь: распознавать страдательные причастия настоящего времени, образовывать страдательные  причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании страдательных  причастий настоящего времени; заменять действительные причастия страдательными.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Объяснительный диктант,   дополнить таблицу «Суффиксы причастия».

Текущий контроль, комплексный анализ текста

28

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Знать: особенности образования страдательных причастий прошедшего времени, суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Уметь: распознавать страдательные причастия прошедшего времени, образовывать страдательные  причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании страдательных  причастий прошедшего времени; отличать причастия от  прилагательных.

Словарный.

распределительный

диктанты.

Словарный диктант

29

Гласные перед одной и двумя буквами Н_в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

1

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

Знать: правило написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Уметь: применять орфографическое правило при написании  гласных перед Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастиях; составлять сложные предложения, включая в них причастия и причастные обороты.

Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы.

Диктант «Проверь себя».

Текущий контроль, 

30-31

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

2

Одна и две буквы Н   в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола.

Знать: отличительные признаки причастий и отглагольных прилагательных, правило написания Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Уметь: отличать причастия  и отглагольные прилагательные, применять правило написания Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; составлять предложения с прямой речью, использую представленные словосочетания

Распределительный диктант.

Текущий контроль

32-33

Н и Н Н в

суффиксах кратких страдательных

причастий и кратких отглагольных прилагательных

2

Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Знать: отличительные признаки причастий и отглагольных прилагательных, правило написания Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Уметь: отличать причастия  и отглагольные прилагательные, применять правило написания Н и НН в суффиксах кратких  страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; заменять глаголы на краткие причастия и или прилагательные на однокоренные причастия; составлять текст в публицистическом стиле.

Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы

Комментированное письмо, ответ на вопрос:    чем отличаются по форме краткие      и полные   причастия и прилагательные?

Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа

34

Выборочное

изложение.

(художественное

описание

портрета

литературного

героя).

1

Описание   внешности героя художественного произведения.

Уметь: писать выборочное изложение, сохраняя особенности авторского стиля и отбирая материал на одну из тем, озаглавливать текст, включать в текст причастия и причастные обороты.

Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении исходного текста с изменением формы лица; соблюдать в процессе письменного

Изложение.

35

Морфологический разбор причастий.

1

Значение, морфологические    признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий.

Уметь: характеризовать причастие  по его морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Морфологический разбор причастия.

Фронтальный опрос

36-38

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

3

Правило написания НЕ с причастиями.

Знать: правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и другими частями речи.

Уметь: применять орфографическое правило при написании НЕ с причастиями и другими частями речи, подбирать синонимы и синонимические конструкции к причастиям; определять стилевую принадлежность текста, определять основную мысль.

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.).

Объяснительный диктант.

Текущий контроль

39-40

Буквы О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

2

Страдательные причастия прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Знать: правило написания букв О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; правило постановки знаков препинания при причастном обороте.

Уметь: применять правило написания букв О и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, составлять предложения, использую представленные слова и словосочетания; расставлять знаки препинания при причастном обороте.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях.

Словарно-орфографическая работа

Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа

41

Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

1

Значение, морфологические    признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий.   Правописание причастий.

Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастными оборотами.

Способность осуществлять самоконтроль.

Работа с текстами разных стилей и жанров.

Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа

42

Контрольный диктант.

1

Значение, морфологические    признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий.    Правописание причастий

Уметь правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, морфологически разбирать причастия, делать синтаксичский разбор предложения  с причастным оборотом, видеть суффиксы причастий.

Способность осуществлять самоконтроль.

Диктант

43

Деепричастие как часть речи

1

Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий.

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Объяснительный диктант.

Текущий контроль

44-46

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми.

Знать определение деепричастного оборота; что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством); место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме.

Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота: правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; составлять предложения по указанным схемам; правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты.

Комментированный диктант.

Групповая работа

47

Раздельное на писание не с деепричастиями

1

НЕ с деепричастиями.

Знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными. Уметь правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Объяснительный диктант.

48

Деепричастия несовершенного вида

1

Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование.

Знать, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия несовершенного вида; суффиксы деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида; заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты; уметь правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (черпая, балуясь и др.).

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Диктант “Проверь себя”

Текущий контроль

49-50

Деепричастия совершенного вида

2

Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование.

Знать, что деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия совершенного вида; суффиксы деепричастий Уметь находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие; образовывать деепричастия совершенного вида; заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида; заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями, находить и выделять на письме деепричастные обороты совершенного вида.

Анализ текста

Текущий контроль, комплексный анализ текста

51-52

(Р) Сочинение- рассказ на ос нове картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. У. 187

2

Рассказ по картине.

Знать особенности текста-повествования; особенности описания действий; главное в рассказе. Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа).

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Упр. 187

Сочинение- рассказ

53

Морфологический разбор деепричастия

1

Способы образования деепричастия; правописание НЕ с деепричастиями. Запятые при деепричастном обороте.

Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Редактирование текста.

Индивидуальный контроль

54-56

Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».

3

Способы   образования деепричастий.   Правописа-ние НЕ с деепричастиями. Знаки препинания    при деепричастном обороте.

Уметь распознавать деепричастия; по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи. Уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи.

Способность к самооценке

Редактирование текста, осложнённое списывание.

Осложнённое списывание.

57

Контрольный диктант.

1

Способы   образования деепричастий.   Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания    при деепричастном обороте.

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического  и  грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы   в деепричастиях,   правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи.

Способность осуществлять самоконтроль.

Диктант

58

Наречие как часть речи.

1

Наречие   как   самостоятельная   неизменяемая часть   речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении. Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям;. находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Выписать слово-сочетания    глаголов   с наречиями,   проанализировать    их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом.

Фронтальный опрос

59-60

Смысловые группы наречий.

2

Разряды наречий по значению.    Употребление наречий.

Знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий. Уметь определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении; употреблять наречия для связи предложений в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Составить   таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения.

61

Степени

сравнения

наречий

1

Образование   степеней сравнения наречий.

Знать степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени. Уметь образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наре чия и прилагательные в форме сравнительной степени.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Рассказать    по плану о степенях   сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия,   образовать степени сравнения.

Опрос

62

Морфологический разбор наречия.

1

Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи.

Знать порядок морфологического разбора наречия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) наречия.

Способность определять последовательность действий, работать по плану

Распределительный диктант.     Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются?

Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как часть речи.

63

Сочинение-рассуждение на тему

«Прозвища».

1

Сочинение-рассуждение

Знать особенности композиции текста-рассуждения. Уметь создавать текст- рассуждение на заданную тему.

Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствовании, достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Поэтапное создание текста. Соблюдение требований     к созданию текста.

Сочинение-рассуждение на тему

64-65

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на 0-

Е.

2

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е.

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е; знать о разграничении наречий с не и кратких прилагательных с не. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е; разграничивaть наречия с не и краткие прилагательные с не; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета.

Подобрать к наречиям синонимы с при ставкой НЕ, затем антонимы.

Осложнённое списывание.

66-67

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ

отрицательных наречий.

2

Правописание   отрицательных   наречий, отрицательных     местоимений.

Знать условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений. Уметь правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях, графически обозначать условия выбора правильных написаний

Объяснительный диктант.  

68-69

Н и НН в

суффиксах наречий на 0-Е.

2

Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0-

Е.

Знать условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и -е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо.

Комментированное письмо.

70

Описание действия.

1

Сочинение-описание действий (на основе наблюдений).

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности Уметь описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; находить и устранять

ошибки в последовательности описания действий; создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля.

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Поэтапное создание текста. Соблюдение требований     к созданию текста.

Сочинение- описание

71

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.

Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наре чий; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Заменить наречия    синонимами, имеющими после шипящих на конце -0;-Е.

Распределительный диктант.

72

Сочинение в форме

репортажа или интервью 0 процессе труда по личным наблюдениям.

1

Сочинение-репортаж. Особенности жанра.

Знать особенности жанров публицистического стиля -- репортажа и интервью, их языковые особенности, композицию; определять и формулировать основную мысль сочинения. Уметь создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием действий по личным наблюдениям; раскрывать основную мысль сочинения.

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Поэтапное создание текста. Соблюдение требований     к созданию текста.

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям

73

Буквы о и а на конце наречий

1

Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ-. ДО-. С-. В-. НА-. ЗА-.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

«Четвертое лишнее». Определить роль на-речий в тексте

Опрос

74

Дефис между частями слова в наречиях.

1

Дефис между частями слова в наречиях.

Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета.

Образовать   наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи.

Фронтальный опрос

75-76

Слитное и

раздельное

написание

наречий.

образованных от

существительных и

количественных числительных.

2

Слитное и раздельное написание    наречий, образованных от существительных и количественных числительных

Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарем.

Составить таблицу «Слитное и раздельное   написание наречий».

Предупредительный диктант.

77

Описание

внешности и

действий

человека по

картине

Е.Широкова

«Друзья».

1

Сочинение-описание действий (на основе наблюдений).

Знать особенности описания внешности и действий человека, ком позицию рассказа по картине. Уметь создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени).

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на рисунке; создавать устный или письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка.

Сочинение-описание.

78

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и. неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением Ь после шипящих на конце слова, по видам орфограмм.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарем

Записать             слово-сочетание,         сделать вывод о правописании Ь на конце наречий.

Выборочный диктант.

79

Повторение темы «Наречие».

1

Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий.

Уметь распознавать наречия. Знать группы наречий, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила.

Способность к самооценке

Редактирование текста. Привести примеры на каждый  случай правописания наречий, используя   таблицы.

Предупредительный диктант.

80

Контрольный диктант.

1

Правописание   наречий. Виды  разборов на основе аудируемого текста

Безошибочно писать текст на слух. Выполнять все виды разбора.

Способность осуществлять самоконтроль

Диктант

81

Анализ диктанта

1

Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий.

Различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей.

Работа над ошибками

Объяснительный диктант.

82-83

Категория состояния как часть речи.

2

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Синтаксический разбор предложений.

Групповая работа

84

Морфологический разбор категории состояния.

1

Морфологические признаки категории состояния.

Знать план морфологического разбора категории состояния. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния.

Способность определять последовательность действий, работать по плану

Морфологический разбор.

Редактирование текста.

85-86

Сжатое

изложение с

описанием

состояния

природы

(К.Паустовский

«Обыкновенная

земля»).

2

Сжатое изложение -описание состояния человека или природы.

Знать характеристики сжатого изложения; знать об обобщенной форме передачи исходного текста. Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме).

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свернутой форме с изменением лица; соблюдать в процессе воспроизведения текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; владение диалогом и нормами речевого поведения.

Изложение.

87

Самостоятельные и

служебные части речи.

1

Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных    частей речи. Основная роль служебных частей речи.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.

Работа с текстом.

Фронтальный опрос

88

Предлог как служебная часть речи.

1

Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании   и предложении.

Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания. Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога.

Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога.

Словарно-орфографическая работа по упражнениям параграфа

89

Употребление предлогов

1

Предлоги    однозначные и многозначные.     Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями.   Предлог перед прилагательными  порядковыми числительными и причастиями.

Знать об однозначных и многозначных предлогах. Уметь определять значения предлогов в словосочетаниях; употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием под ходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы.

Редактирование текста.

Предупредительный диктант.

90

Непроизводные и производные предлоги.

1

Непроизводные и производные предлоги.

Знать неморфологический способ образования производных пред логов; отличия производных предлогов от непроизводных. Уметь находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от непроизводных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги; уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.

Работа с текстом.

Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными.

91

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов.

1

Простые и составные предлоги.

Знать, какие предлоги являются простыми, какие - составными; какие предлоги чаще употребляются в деловой речи.

Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.

Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух, выписать.

Работа      по карточкам

92

Морфологический разбор предлога

1

Морфологический разбор предлога

Знать порядок морфологического разбора предлога.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога.

Способность определять последовательность действий, работать по плану

У. 306 Озаглавить текст, прочитать вслух, выписать словосочетания с предлогами Морфологический разбор предлога

Фронтальный опрос

93-94

Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В.Сайкина «Детская спортивная школа»).

2

Рассказ на основе увиденного      на картине

Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека.

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека.

Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствовании, достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Упр. 307

Рассказ-репортаж

95-97

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

3

Слитные   и   раздельные написания предлогов (в течение,     ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.

Составление таблицы: “Различайте написания предлогов и других частей речи”. Составление устного высказывания о слитном  и раз дельном написании производных предлогов.

Объяснительный диктант.

98-99

Предлог.

Повторение темы

2

Употребление предлога с одним или   несколькими падежами. Основное грамматическое значение предлога. Разряды предлогов по происхождению и составу. Правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний.

Уметь различать разряды предлогов по происхождению и составу, правописание производных предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.

Из    словаря фразеологизмов выписать 4-5   устойчивых   выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически.

Опрос

100

Союз как часть речи.

1

Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы – синонимы.

Знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Объяснительный диктант.

101

Простые и составные союзы

1

Простые и составные союзы

Знать, какие союзы являются простыми, какие - составными. Сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка».

Уметь находить простые и составные союзы; составлять предложения с составными союзами.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Составление предложений по схемам

Графический диктант

102-103

Союзы сочинительные и подчинительные

2

Союзы     сочинительные и подчинительные.   Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. Употребление сочинительных      и подчинительных союзов. Текстообразуюшая     роль союзов.

Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные.

Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы

Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор.

Опрос

104

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

Союзы     сочинительные и подчинительные.     Запятая перед союзами в простом и сложном предложении.

Знать об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении.

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных; определять грамматические основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую.

Конструировать предложения по схеме. Создавать     текст, используя осложненное простое.

Работа по карточкам

105-107

Сочинительные союзы.

3

Группы сочинительных союзов по значению. Употребление сочинительных

союзов для связи целого текста.

Знать группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные, разделительные); перечень союзов, входящих в каждую группу; текстообразующую роль союзов.

Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; располагать части составных союзов (как...,  так и, не только...,но и, не то..., не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения; уметь употреблять запятую перед второй частью составных союзов; употреблять запятую между однородными членами предложения; составлять простые и сложносочиненные предложения по указанным схемам

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах

Конструировать предложения по схеме. Создавать     текст, используя осложненное простое.

Предупредительный диктант.

108-110

Подчинительные союзы

3

Группы подчинительных союзов по значению. Употребление подчинительных

союзов.

Знать группы подчинительных союзов по значению; перечень союзов, входящих в каждую группу.

Уметь определять значения подчинительных союзов; группировать сложные предложения по значению подчинительных союзов; составлять сложные предложения из простых с использованием подчинительных союзов; составлять сложные предложения с подчинительными союзами по указанным схемам.

Составление предложений по схемам.

Найти ошибки в построении.

111

Морфологический разбор союза

1

Морфологический разбор союза. Разряды союзов по строению и значению.

Знать порядок морфологического разбора союза.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) союза.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Комплексный анализ текста. Найти и исправить ошибки в построении предложений.

Фронтальный опрос

112

Сочинение-рассуждение на основе

прочитанного. «Книга - наш друг и советчик».        

1

Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности.

Знать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, особенности публицистического стиля.

Уметь подбирать необходимые материалы к сочинению на указанную тему; составлять план сочинения-рассуждения; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему.

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Сочинение-рассуждение.

113-115

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

3

Слитное написание союзов. Отличие написания союзов также, тоже, чтобы, зато от других частей речи.

Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом...

Уметь различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы

Составить таблицу “Отличайте союзы от других частей речи”

Свободный диктант

116-117

Закрепление изученного по теме «Союз».

2

Общее и отличное между предлогами и союзами. Употребление предлогов и союзов.

Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски.

Способность к самооценке

Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам.

Опрос

118

Контрольный диктант

1

Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и   раздельное написание предлогов.   Отличия предлогов от существительных с предлогами.

Безошибочно писать текст на слух. Выполнять все виды разбора.

Способность осуществлять самоконтроль

Диктант с грамматическим заданием.

119

Анализ диктанта

1

Классификация и исправление   допущенных ошибок.

Уметь    исправлять   допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры.

Работа    над ошибками

120

Частица как часть речи

1

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении.

Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них. разницу в употреблении   омонимичных   частиц, союзов,  наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола: употреблять частицы для выражения смысловых оттенков

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Определить значение частиц в тексте.

Фронтальный опрос

121-122

Разряды частиц. Формообразующие частицы

2

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Знать о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые); знать перечень формообразующих частиц, о раздельном написании частицы бы со словами. Уметь определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета.

Составить связный текст «Мир и дружба”, употребить глаголы в повелительном наклонении с формообразующими  частицами.

123-125

Смысловые частицы

3

Модальные   частицы: вопросительные,     указательные,   восклицательные.

Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; стили речи, в которых употребляются смысловые частицы; группы смысловых частиц Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; уметь выразительно читать предложения со смысловыми частицами; определять смысловые оттенки, которые вносят частицы в предложение; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.

Заполнить таблицу “Частицы” примерами.

Объяснительный диктант.

126-127

Раздельное и дефисное написание частиц

2

Раздельное и дефисное написание частиц

Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц. Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Работа с текстом. Составить устное высказывание “Дефис в словах между частями слова”.

Свободный диктант.

128-129

Сочинение  рассказ с использованием

сюжета картины (К Ф. Юон«Конец зимы. Полдень» )

2

Сочинение  рассказ

Знать особенности рассказа по изображенному на картине; роль описаний в рассказе.

Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине; про износить этот текст (не читая).

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на рисунке; создавать устный или письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка.

Упр. 382

Сочинение  рассказ с использованием

сюжета картины.

130

Морфологический разбор частицы

1

Общее значение, правописание частиц.

Знать порядок морфологического разбора частицы.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) частицы.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами или начинались вопросительными. Составить предложения с функциональными омонимами ДА (союз – частица), ЛИ (союз – частица).

Парная работа

131-133

Отрицательные частицы не и ни

3

Отрицательные частицы не и ни. Их  роль.

Значение.

Знать, что частица не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания; знать функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни.

Уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания.

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; уметь вести самостоятельный поиск информации; определять успешность своей работы.

Составление предложений.

Предупредительный диктант

134-136

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ.

3

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-.

Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи.

Уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять словосочетания, которые включали бы причастия с  частицей и приставкой не-; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.

 Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-приставкой. частью корня и частью приставки.

Объяснительный диктант.

137

Сочинение-

рассказ по данному сюжету Упр. 402

1

Сочинение-

рассказ по данному сюжету

Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога.

Уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев.

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания письменного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Упр. 402

Сочинение

138-140

Различение на письме частицы НИ. союза НИ-НИ и приставки НИ-.

3

Правописание НИ с разными частями речи. Различение    выражений НЕ   ЧТО   ИНОЕ, КАК..., НЕ   КТО ИНОЙ, КАК..., НИЧТО   ИНОЕ..., НИКТО ИНОЙ.

Знать о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни - ни.

Уметь различать на письме частицу ни, приставку ни-, союз ни - ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.

Работа с перфокартами.

Осложнённое списывание. Объяснительный диктант.

141-142

Повторение изученного о частицах.

2

Использование частиц для передачи    различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды    частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ - НИ. Употребление частиц с разными частями речи.

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности, передачи разных смысловых оттенков речи, различать “не” – “ни”, безошибочно употреблять с разными частями речи.

Способность к самооценке

Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том. что частицы  - «это слова, максимально ответственные   за передачу общения».

Фронтальный опрос

143

Контрольный диктант.

1

Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи.

Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях, союзы для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами, воспроизводить звучащий текст в соответствии с нормами письма.

Способность осуществлять самоконтроль

Диктант с грамматическим заданием.

144

Анализ контрольного диктанта

1

Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи.

Работа над ошибками

145-146

Изложение с элементами сочинения.

2

Рассказ от своего имени на основе прочитанного

Уметь адекватно понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, определять его принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письме типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства, создавать собственное высказывание на основе текста, соблюдать лексические и грамматические нормы современного литературного языка

Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Изложение.

147-148

Междометие как часть речи.

2

Междометие  как особый разряд слов. Разряды междометий.

Знать определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и

служебных частей речи; производные и непроизводные междометия; употребление междометий в значении других частей речи.

Уметь находить междометия в предложении; группировать предложения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интонационно выделять междометия.

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.).

Составить таблицу “Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов.

149-150

Дефис в междометиях

2

Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях.

Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях.

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора прав ильных написаний; выделять междометия знаками препинания; составлять диалог, включая в него междометия; выразительно читать предложения с междометиями

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Конструирование предложений с междометиями.

Объяснительный диктант.  

151

Знаки препинания при междометиях. Морфологический разбор междометия.

1

Знаки препинания при междометиях. Морфологический разбор междометия.

Уметь использовать междометия и звукоподражательные слова в собственной речи, находить и определять их значение в художественном произведении, уместно ставить знаки препинания при междометиях

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Распределить   междометия       по рубрикам в таблице (эмоциональные, побудительные).     Продолжить ряд междометий, которые произошли от других частей речи и сохраняют их некоторые признаки.

Индивидуальный контроль

152

Разделы науки о русском языке.

1

Цели изучения языка. Разделы науки о русском языкe.

Знать разделы науки о языке; единицы языка, изучаемые в них; роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни.

Уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания.

Оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Заполнить таблицу “Разделы науки о русском языкe”.

153-154

Текст. Стили речи

2

Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте.

Знать признаки текста; виды текста, их отличие друг от друга; стили речи и их особенности, их отличие друг от друга; группировку жанров по стилям речи.

Уметь определять вид текста, принадлежность текста к стилю речи; группировать жанры по стилям речи; доказывать принадлежность текста к стилю речи.

Извлекать информацию из текстов упражнений, определений; вести самостоятельный поиск информации в школьных учебниках; преобразовывать текстовую информацию в форму схемы; строить рассуждение; соблюдать нормы речевого этикета в ситуации приветствия.

Анализ текстов разных типов и стилей.

Анализ текстов разных типов и стилей.

155-156

Контрольное сочинение.

2

Сообщение     как разновидность повествования. Научный  и официально-деловой стиль. Монолог.

Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов или о событиях своего класса в жанре заметки информационного характера. Определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, сохранять особенности стиля, выбирать тип речи, определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки, соблюдать нормы литературного языка.

Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания; способность оценивать и редактировать чужие тексты в письменной форме.

Сочинение на предложенную тему

157

Фонетика. Графика

1

Орфоэпические нормы.

Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке; порядок фонетического разбора слова.

Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания; группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением; производить фонетический разбор слов.

Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме.

Заполнить таблицу “Звуки русского языка”

Работа с текстом,   с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим    словарем, составить упражнение: определить цель выполнения,  сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика.

158

Лексика

и фразеология

1

Лексические   нормы (повтор слова, неуместное употребление     слов, употребление слова в несвойственном ему значении). Фразеологизмы

Знать определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке; назначение слов и фразеологизмов в языке; отличие лексического значения от грамматического; общее и различное у синонимов, антонимов; роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка.

Уметь рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания; определять лексическое и грамматическое значение слов; составлять словосочетания с многозначными словами; находить диалектные слова и определять их значение.

Уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять. Уметь пользоваться словарями, создавать художественные тексты, используя выразительно – изобразительные средства.

Редакторская правка.

Объяснить причину появления ошибок.

159

Морфемика. Словообразование.

1

Способы образования слов, правописание морфем.

Знать определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке; назначение значимых частей слова; способы образования слов; порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора.

Уметь рассказывать о строении и образовании слов в форме научного описания; группировать слова по способам их образования; обозначать состав слов и подбирать исходное слово; производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию

Морфологический и словообразовательный анализ слова.

Объяснительный диктант.  

Диктант “Проверь себя”.

160-161

Морфология

2

Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка.

Знать определение морфологии как раздела науки о языке; определение части речи; три группы частей речи в русском языке; морфологические признаки частей речи; синтаксическую роль частей речи; морфологический разбор слова.

Уметь рассказывать о частях речи в форме научного описания; определять части речи в предложении; определять синтаксическую роль указанных частей речи; производить морфологический разбор слов

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию

Анализ текста.

Предупредительный диктант.

162-163

Орфография

2

Орфографические нормы.

Знать определение орфографии как раздела науки о языке; определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы; опознавательные приметы орфограмм; места орфограмм в слове и между словами; условия выбора орфограмм.

Уметь рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания; находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; определять места нахождения орфограмм, виды орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме.

Комплексный анализ текста.

Предупредительный диктант. Творческое и осложнённое списывание.

164-165

Синтаксис

2

Синтаксические нормы. Отличия

словосочетания от

предложения.  Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор.

Знать определение синтаксиса как раздела науки о языке; назначение словосочетаний и предложений в языке; строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения; виды предложений по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения; синтаксический разбор предложения.

Уметь находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании; определять виды предложений по цели высказывания; находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются; находить предложения с деепричастными оборотами; сложные предложения.

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи

Составление схем, конструирование по схемам.

Графический, объяснительный диктанты

166-168

Пунктуация

3

Пунктуационные нормы. Пунктуационный разбор

Знать определение пунктуации как раздела науки о языке; о связи между синтаксисом и пунктуацией; условия постановки различных знаков завершения; условия постановки знаков препинания между однородными членами, между частями сложного предложения, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания.

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи

Пунктуационный разбор предложения

Графический, объяснительный диктанты

169

Контрольный

диктант.

1

Диктант с грамматическим заданием.

Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста. Языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации.

Способность осуществлять самоконтроль

Комплексный анализ текста.

170

Анализ контрольного диктанта

1

Работа над ошибками

171

Заключительный урок

1

172-175

Резервные уроки

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)

Календарно-тематическое планирование  (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)

Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)

Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...