Конспект урока руссого языка ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока в 5 классе по теме6 "Чередование гласных в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_na_osnove_sistemno.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка на основе системно- деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС

в 5 классе по теме: «Буквы Е-И  в корнях  ЧЕТ-ЧИТ, СТЕЛ-СТИЛ, БЛЕСТ-БЛИСТ, ПЕР-ПИР и др. ».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся  умений реализации нового способа действия: умения определять написание Е-И  в корнях  с чередованием

Содержательная цель:  расширение понятийной  базы за счет включения в нее новых элементов: чередование Е-И в корнях слов

Задачи урока: 

- сформировать представление о способе выбора написания Е-И  в корнях  ЧЕТ-ЧИТ, СТЕЛ-СТИЛ, БЛЕСТ-БЛИСТ, ПЕР-ПИР и др.;

- комментировать условия написания Е-И  в корнях  ЧЕТ-ЧИТ, СТЕЛ-СТИЛ, БЛЕСТ-БЛИСТ, ПЕР-ПИР и др.;

- развивать орфографическую зоркость

- развивать монологическую речь.

Ход урока:

1. Этап мотивации.

Учитель приветствует детей, высказывает  добрые пожелания, т.о. создается положительный эмоциональный фон.

- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок? (Получить новые знания.)

М. Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание? (Новые знания интереснее отрывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека.)

- Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М. Монтеня, известного  французского писателя и философа эпохи Возрождения.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Актуализация

- Ребята, мы с вами продолжаем изучать «Орфографию».

- С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (Орфограмма)

- Что такое орфограмма? (Ошибкоопасное место)

- Перечислите, какие орфограммы в корне мы уже изучили?

- С правописанием каких корней мы познакомились на предыдущих уроках? (раст-ращ-рос, гар-гор, зар-зор, кас-кос, лаг-лож).

А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы:

Д..ревья, зар..стают,  р.сточек, предл.жить, сг..рело, з..ря, л..дяной, выр.с.

 - На какие группы разделили слова и почему? (Слова с проверяемой безударной гласной в корне и слова с чередованием в корне). Объясните выбор орфограммы.

Пробное действие

- Давайте сейчас попробуем выполнить ту же работу с другими словами (зам..рать –зам..реть, перет..реть – перет…рать).

Все справились с заданием? (Возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? Хватает ли нам знаний, чтобы выполнить данное задание?  (Учащиеся не знают, как правильно написать корни с чередованием  букв  Е-И).  

3. Выявление места и причины затруднения.

- Давайте подумаем, как мы действовали до этого ряда слов? (выделяли корень, далее определяли способ проверки орфограммы. Можем ли мы действовать по данному алгоритму? (Ответы учащихся неоднозначны.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, какова наша с вами учебная задача? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети формулируют тему урока, затем учитель записывает ее на доске, а учащиеся – в тетради.)

- Каким способом мы попытаемся  добыть новые знания? (Способом уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать из ранее изученных на основе наблюдения над языковым материалом)

5. Реализация построенного проекта

Дети выдвигают гипотезы:

  1. Проверить орфограмму можно сильной позицией.
  2. Выбор гласной зависит от  последующей буквы или ударения.

Далее учитель  предлагает учащимся по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над 2 парами слов с одним и тем же корнем.

- Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

1 гр.: подстелить–подстилать, застелить-застилать;

2 гр.: блестеть-блистать, заблестел-заблистал;

3 гр.: запереть-запирать, отпер–отпирал;

4 гр.: соберут-собирать, разберем- разбирали;

5 гр.: протереть-протирать, вытереть-вытирать;

6 гр.: разжигать-разжечь, зажег-зажигать;

7 гр.: задеру-задирать, отдирать-отдеру;

8 гр.: замереть-замирать; отмирать-отмереть.

- Все справились с заданием? (Да.) Можем ответить, от чего зависит правописание букв Е-И в корнях ЧЕТ-ЧИТ, СТЕЛ-СТИЛ, БЛЕСТ-БЛИСТ, ПЕР-ПИР и др.?  (Да.)

Новый способ действий фиксируется в речи и знаково:

- Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать гласную?

Выделить корень

Подчеркнуть слабую позицию одной чертой

Выбрать способ проверки слабой позиции (безударная гласная, чередование О-А, Е-И)

Есть суффикс -а- - пишу И

Нет суффикса -а- - пишу Е

Каждая группа отражает результат своей работы на доске, проговаривая алгоритм действий (-дер-  -  -дира- ; -пер-  - -пира- и т.д.)

В результате проделанной работы дети приходят к выводу, что данному правилу подчиняется группа корней.

- Давайте теперь обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока и зафиксируем графически выбор орфограммы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Выполняем задание на интерактивной доске (далее ИД), при этом проговаривая вслух выполняемые шаги и их обоснование: требуется распределить слова по колонкам в зависимости от гласной (1 ученик у доски, остальные – в тетради). См. приложение 1 для ИД.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Как проверить, усвоена новая тема или нет? (Нужно поработать самостоятельно). Для самостоятельной работы я подготовила буквенный диктант (Е - И).

1. Подбирать, отпирала, натереть

2. Задираем, собирали, натирал

3. Замер, блестел, берет

- В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

- В каком ряду во всех словах пишется буква И?

Проверим по эталону и образцу. См. приложение 2 для ИД.

- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения? (Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляем возможность их исправить.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Что общего у корней с чередованием Е-И? (Выбор гласной зависит от наличия/отсутствия суффикса -а-.)

- В каких еще корнях выбор гласной определяется последующей буквой?

- А в каких случаях написание гласной в корнях с чередованием зависит от ударения?

9. Рефлексия УД на уроке.

- В конце урока надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

Домашнее задание:         Вставить в слова пропущенные буквы, графически обосновав выбор орфограммы: п..рет...реть, п..рамида, бл..стает, зад...рать, подп..реть, п..рожок, подж..чь, п..рест..лить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Наш родной русcкий язык" (по ФГОС).

Вводный урок русского языка в 5 классе, построенный в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. В конспекте прописаны целевые установки, формируемые УУД, дано приложение к уроку....

Конспект урока английского языка по ФГОС Тема урока: Спортивный праздник

Конспект урока английского языка по ФГОС Тема урока: Спортивный праздник...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Разработка уроков руссого языка для 6 класса

Разработанные  мною конспекты уроков  составлены  на основе УМК: учебный комплекс под редакцией  В. В. Бабайцевой,  Г.К. Лидман - Орлова, С.Н. Пименова. Русский язык. Практика...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...