Урок "Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Быкарева Лариса Николаевна

Аттестация в формате ЕГЭ – достаточно серьезное испытание для старшеклассников. Наибольшие трудности, как правило, в выпускной работе связаны с заданием части С, то есть с написанием сочинения по предложенному тексту. Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, недостаточно одного вдохновения, необходимо овладеть теорией и практикой создания текст

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. Подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, но время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_otkr.uroka_k_ege_2012.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Урок

                   «Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом (часть С) – критерии 1-3»

Цель: научить  технологиям работы с текстом для понимания основных проблем и      

          создания сочинения по прочитанному тексту.

Задачи:

         - обучение технологиям работы с текстом: определение основных проблем текста;

         - развивать умение комментирования проблемы;

         - обучение нахождению позиции автора;

         - повторение основных знаний о тексте, его типах и структуре;

         - воспитание нравственных качеств.

Оборудование:

         - пособие «ЕГЭ. Русский язык -2013» И.П.Цыбулько, С.И.Львовой;

         - тексты рассказа Ю.Котлярского;

         - мультимедиапроектор, ноутбук;

         - дополнительный материал по уроку.

                                               План урока.

  1. Оргмомент. Входят перед звонком, приветствие гостей.
  2. На партах: пособия, распечатка, чистый лист.
  3. Сообщение темы урока и его цели.
  4. Ознакомление с Критериями оценки – стр.129. Чтение вслух и комментарий к нему. Запись в тетрадь и на доске: К1 – проблема.

                                                     

             

       Параллельно составляется план сочинения.

                                                         

       План.

  1. Проблема.

2.

3.

4

5

.

  1.  Работа с текстом.    Чтение задания – стр.125.

                                          Чтение текста про себя. Задание: подумать, какая проблема волновала писателя?

                                           Запись первого формулирования проблемы ( любовь, эгоизм…)

  1. Чтение записанных проблем без оценки и анализа. Мнения разделились. Кто прав?

В критериях позволяется сформулировать одну из проблем. Понять верность своего ответа можно только в одном случае: второй раз перечитать текст и выделить ключевые слова.

  1. Углубленная работа с текстом, определение ключевых слов.

- каков тип текста – повествование, описание, рассуждение?

- особенности повествования – события, поступки… Мы будем работать с абзацами, которые в этом тексте представляют собой эпизоды рассказа о поступках героя.

Главное в тексте подчеркиваем прямо в распечатке, а затем сверимся. Возможно, кто-то изменит определение проблемы.

  1. Сверимся с экраном. Чтение и анализ ключевых слов, внесение исправлений в свои    

работы.

  1. Перечитаем подчеркнутые слова, сделаем вывод о проблеме, поднятой автором.

Главная и единственная здесь проблема – это проблема эгоизма.

  1. Таким образом, мы с вами работали над первым пунктом плана – определяли

проблему текста. Важно: не сумеете правильно определить проблему текста – ваша работа получит 0 баллов по первым 4 критериям, а это потеря сразу 7(!!!) баллов из 23 возможных.

Но вам сегодня это не грозит – я показала вам, как работать над определением проблемы. Все поняли?

          Повторите последовательность работы.

  1. Следующий важный этап – начало сочинения. У многих оно западает, вы терзаетесь:

Как и с чего начать? Я подготовила для вас два варианта начала.

Допустим, что этот текст был бы  посвящен проблеме любви и ее влиянию на личность человека.

1 вариант.

       Любовь…  Самое светлое чувство, которое может испытать человек. Оно  делает его самым счастливым или самым несчастным. Любовь помогает посмотреть на мир другими глазами: хочется летать, кричать на весь мир о своей любви. Именно о проблеме любви и ее влиянию на личность человека повествует рассказ Ю.Котлярского, современного писателя.

2 вариант.

       Проблеме любви и ее влиянию на личность человека посвящен рассказ современного писателя Ю.Котлярского.

     Какой вариант лучше?

     Почему? Аргументируйте: достоинства и недостатки.

  1. Что нужно отразить в 1 части сочинения:

            Проблема

            Вид текста

            Ф.И.О.автора, краткие сведения о нем.

       Выбор за вами: художественное или публицистическое начало.

  1. Запись первой части сочинения.
  2. Чтение ребятами своих «творений». Оценивание их.
  3. Самостоятельная работа с текстом в.5.

         Сначала прочесть задание к нему.

  1. Проверка:

      Проблема

      Ключевые слова

      1 часть сочинения

  1. На экране проблемы:

Проблема чтения в современном обществе.

Проблема осознания современными молодыми людьми духовной ценности книг.

Проблема воспитания вкуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...