конспект к презентации "Предложения с обращениями"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме

Сердюк Татьяна Альбертовна

урок с применением СДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_8_kl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сердюк Т. А.

Урок русского языка в 8 классе.

Тема: «Предложения с обращениями»

Цели урока:

1.Образовательно – развивающие:

1.1. Выведение новых понятий: звательная роль, оценочная роль, изобразительная роль, обращение – олицетворение, риторическое обращение.

1.2. Применение опорных понятий: обращение, интонационная и пунктуационная особенность обращений, орфограмма.

1.3. Овладение учащимися логическими (познавательными) универсальными учебными действиями: умением оперировать понятиями (определять, делить, обобщать, ограничивать, формулировать вопросы – суждения, умозаключения, применять логические приёмы (анализ, синтез, сравнение).

1.4. Овладение специальными (предметными) умениями: находить в предложениях обращения, определять их структуру и вид, выделять на письме обращения, определять значения слов.

2. Воспитательные цели:

2.1. Формирование диалектико - материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание – форма, общее – особенное – единичное, причина – следствие.

2. 2. Развитие универсальных учебных действий: личностных (умение адекватно оценивать себя и свои достижения), регулятивных (определение цели выполнения заданий на уроке, оценка и самооценка результатов работы на основе известных критериев) и коммуникативных (общение посредством высказывания возражений, дополнений, формулирования проблемных вопросов, умение сотрудничать в совместном решении проблемы, участвовать в работе группы).

 Заявка на оценку:        

«5» - 22 балла и более;

« 4» - 18 – 21 балл;

«3» -11 –17 баллов.

        План – конспект.        

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся.

1.

Орг. Момент.

1.1.

Проверка готовности к уроку (наличие раздаточного материала)

10 сек.

1. 2

Знакомство уч – ся с заявкой на оценку и критериями оценивания.

1 мин.

2.

Работа в словарях (толковом и орфографическом).

2. 1.

Словарная работа.

Задание:

Укажите лексическое значение  данных слов:

оптимизм, пессимизм, одухотворённый.

3 мин.

3балла

Оптимизм (лат. – наилучший) мировосприятие, проникнутое жизнерадостностью, верой в лучшее будущее;

Пессимизм (лат. – наихудший) мироощущение, проникнутое безнадёжностью, неверием в справедливость, в будущее;

Одухотворённый – проникнутый возвышенными чувствами, стремлениями.

Найдите лишнее слово среди данных, обоснуйте свой выбор, используя карточку №4 (противоречия).

Что общего в этих словах?

(Оптимизм, пессимизм)

Что общего в лексическом значении данных слов?

Какие слова указывают на положительные качества характера человека? Почему?

1 балл

2 мин.

3 балла

1 балл

1 балл

Лишнее слово одухотворённый, если слова: оптимизм, пессимизм являются именами существительными, то слово одухотворённый  является именем прилагательным.

Основание деления-грамматические признаки частей речи

Данные слова являются именами существительными м. р., 2 скл., И. п., нариц.,варваризмы и т.д.

Все слова указывают на определённые качества характера человека.

Оптимизм, одухотворённый.

Работа в орфографическом словаре. Запишите слова в орфографический словарь: тушёнка, сгущёнка.

Задание: найдите противоречие в данных словах. Сформулируйте его, используя карточку №4 (противоречия).

2 мин.

3 балла

Если в правиле сказано: в суффиксе после шипящих под ударением пишется буква о, а без ударения е, то в данных словах под ударением пишется ё. 

2.2.

Актуализация опорных знаний.

Задание по рисункам (прилагаются):

  1. Правильно соотнесите глаголы надеть, одеть с данными рисунками.
  2. Сформулируйте вопрос – суждение к этим рисункам.

  1. Ответьте, используя карточку №6 (умозаключен.)

2 мин.

1 балл

2 балла

2 балла

Надеть шапку, шарф.

Одеть ребёнка.

Чем объяснить, что глагол одеть относится к первому рисунку, а глагол надеть ко второму рисунку?

Если глагол одеть согласуется с одушевлёнными именами существительными, то глагол надеть – с неодушевлёнными.

2.3.

Тема урока: «Предложения с обращениями». 

Вы обладаете определёнными сведениями по этой теме, используя их, составьте предложения к рисунку, относительно указанной темы.

Чем объяснить, что в данных предложениях стоят запятые?

2 мин.

1 балл

1 балл

Мама, надень мне, пожалуйста, шапку.

Бабушка, я одела сестрёнку.

На  письме обращения выделяются знаками препинания, чаще всего – запятыми.

3.

Усвоение новых знаний.

3.1.

Самостоятельная работа с использованием карточек №1, №2.

Сегодня мы углубим знания об обращении. Прочитайте стр. 117 – 118, составьте к данному тексту 3 вопроса понятия и 3 вопроса – суждения.

1 группа задаёт вопросы – понятия.

2 группа задаёт вопросы - суждения.

5 мин.

3 балла

6 баллов

9 баллов

Вопросы – понятия:

Что называется обращением?

Что понимается под звательной ролью обращения?

Что представляет собой риторическое обращение?

Вопросы – суждения:

Чем объяснить, что обращение выполняет оценочную роль?

В каком случае обращение является риторическим?

Почему обращение не является членом предложения?

3.2.        

3.3.

Постройте логическую схему, отражающую объём понятия «обращение», указав критерии деления. Приведите примеры из учебника.

Обобщите понятие «обращение» до ближайшего рода и ограничьте до ближайшего вида.

риторическое обращение…

5 мин.

6 баллов

2 балла

По выполнению изобразительной роли: обращение, риторическое обращение);

по составу: нераспространенное (состоит из одного слова), распространённое (имеет зависимые слова).

Обращение – риторическое обращение - сыпь, черёмуха, снегом.

4.

Тренировочные упражнения.

15 мин.

4.1.

4.2.

4.3.

Работа по картине В. М. Васнецова «Иван - царевич на сером Волке». 

Индивидуальное задание:

Составьте 2 текста, каждый из3 предложений. В одном из них используйте обращение, в другом - риторическое обращение (обращение – олицетворение).

Простая кооперация.

 Работа в группах.

1 группа – текст с обращением. 2 группа – текст с риторическим обращением.

Обсудите тексты в группах, обращения заключите в овал. Посчитайте обращения.У кого больше? Решите, чья работа лучше. Защитите работу у доски.

Сложная кооперация.

Защита работы у доски (выступления от группы, анализ выступления).

5 мин.

6 баллов.

5 мин.

5 мин.

1 текст.

Через леса дремучие, через болота топкие мчится Иван – царевич, а сам успокаивает Елену Прекрасную. Говорит он ей: «Милая, не бойся, вынесет нас  серый Волк к свету божьему». «Дорогой мой спаситель, помоги и защити меня, девушку бедную», - говорит ему Елена Прекрасная.

 2 текст.

Просит Иван – царевич: «Беги, серый Волк, быстрее, выноси нас из леса скорее. Травушки – муравушки, пригибайтесь, деревья чёрные, расступайтесь!» А Елена Прекрасная к солнцу обратилась: «Солнышко ясное, появись скорее, освети нам путь!»

5.

5.1.

6.

Подведение итогов урока.

Задание: установите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера.

А – обращение

В – риторическое обращение

С – Люди, берегите природу!

Д – Но люблю тебя, родина кроткая!

        Домашнее задание.

3 мин.

3 балла

1 мин.

Ответ:

  1. Упр.196 (по схемам составьте и запишите предложения с обращениями).
  2. Составьте задание с кругами Эйлера на тему: «Обращение».


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Предложения с обращениями"

Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....

Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе

Представлена технологическая карта урока с презентацией...

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Конспект урока по теме "Обращение"

Урок  по теме "Обращение" 8 класс, программа, адаптированная для обучающихся с интеллектуальными  нарушениями....