Схема ориентировочных основ деятельности по написанию сочинения на лингвистическую тему
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

Исмагилова Елена Викторовна

Данная памятка написана в соответствии с деятельностной теорией П.Я.гальперина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Схема ООД  «Написание сочинения на лингвистическую тему»

  1. Прочитай тему сочинения.
  2. Выдели в ней лингвистический термин. (Зачем нужны знаки препинания в русском языке? Термин – знаки препинания.)
  3. С красной строки запиши этот термин, поставь после него многоточие. (Знаки препинания…)
  4. Запиши несколько вопросов,которые можно задать к этому термину, чтобы выяснить его значение в русском языке. (Что это такое? Можно ли обойтись без… Какую роль в языке они выполняют?)
  5. С красной строки начни отвечать на эти вопросы (Знаки препинания – пунктуационные знаки русского языка. Они выполняют как смысловую,так и интонационную функции.) Помни, что эти функции выполняют знаки конца предложения, запятые, тире, двоеточие, кавычки.
  6. Смысловые функции различных знаков препинания: запятые- разделительная: простые предложения в составе сложного; выделительная : обособленные и уточняющие члены предложения; знаки конца предложения – разделительная _ показывают конец предложения; тире – заменяет пропущенный член предложения, разделяет простые предложения в составе сложного; кавычки, парный пунктуационный знак – выделяют прямую речь, выделяют имена собственные (названия газет,журналов, судов и т.д.), слову, взятому в кавычки, придают противоположное значение.
  7.  Интонационная функция: передают различные чувства (знаки конца предложения), говорят об интонации перечисления или противопоставления, т.е. показывают интонацию на письме.
  8. Не забывай к каждой функции знаков препинания подобрать пример из текста.
  9. С красной строки указывай каждую функцию отдельно.
  10. С красной строки запиши вывод: Знаки препинания делают нашу речь более выразительной, помогают точно понять смысл высказывания, поэтому на письме без них никак не обойтись.

                                                         Примерное сочинение

   Знаки препинания… Что это такое? Можно ли без них обойтись? Какова их функция в языке?

Знаки препинания – это пунктуационные знаки, использующиеся в письменной речи. В русском языке они выполняют две функции : смысловую и интонационную. Знаки препинания разделяют простые предложения в составе сложного (предложение №…), выделяют обособленные члены предложения (предложение №) – это их смысловые функции.

   В качестве интонационного знака они передают различные чувства (предложение №), помогают верно прочитать предложение.

   Таким образом без знаков препинания на письме не обойтись. Они делают нашу речь логичной, осмысленной, выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Высказывания для написания сочинения на лингвистическую тему 2013 год (36 вариантов) из сборника Цыбулько

В данном материале  использовано пособие "ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные  варианты: 36 вариантов" / под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование,  2012. – 192 ...

Написание сочинения на лингвистическую тему.

Материал содержит конспект урока по обучению сочинения - рассуждения на лингвистическую тему, текст К.Г. Паустовского и приложение - таблицу, в которую обучающиеся постепенно вписывают различные элеме...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...

Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание С2.2. Клише для написания сочинений на лингвистическую тему.

Данное клише поможет учителю в подготовке к написаниюсочинений на лингвистическую тему...