методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Потлова Валентина Викторовна

Сущность метапредметности.

В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых  компетенциях , которые мы должны воспитать в обучащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические основы

применения метапредметности

на уроках русского языка и литературы»

Подготовила:

 Учитель русского языка и литературы

Озерского филиала МБОУ Верхнеспасской СОШ

Потлова Валентина Викторонва

2015 г

Слайд 1    Методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы»



1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Сущность метапредметности.

В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых  компетенциях , которые мы должны воспитать в обучащихся.

Слайд 2

  • информационная- готовность работать с информацией;
  • коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
  • кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;
  • проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

Слайд 3. На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за метапредметностью. Метапредмет является  экспериментальной установкой.

Все о нём слышали, а что он из себя представляет и,  тем более, как он работает, многие не имеют представления. Учителя начали разрабатывать и проводить уроки, которые называют метапредметными. Но всегда ли громкое название соответствует сути происходящего в классе? 

Для большинства российских учителей этот подход сложен и трудно применим на конкретном уроке.

 Слайд 4   

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

СЛАЙД 5     Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.
Как сделать так чтобы, всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?
Тут есть и еще одна проблема – если нет жизненной необходимости – значит нет интереса и тогда…в голове ученика – ветер, но…
СЛАЙД 6 

Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.

Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый -
Возврати такого в класс!

С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!

Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.
СЛАЙД 7 
Что же это такое? Метапредметность? Понятие метапредметности вошло в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов также неясно. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов? Попробуем в этом разобраться
… Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.

 СЛАЙД 8. В основе метапредметности, на мой взгляд, лежат и другие  принципы:

-интеграция знаний по предметам;

-минимализация «бесполезных»  знаний для отдельно взятого ученика и , соответственно, упор на профилирующие в его будущей  жизни знания;

- способность к самоанализу, самодиагностике, так называемой рефлексии.

-социализация личности (все мы знаем примеры, когда выпускник, хорошо и отлично отучившийся в средней школе не нашёл  применения своим знаниям и умениям в реальной жизни), а подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

СЛАЙД 9

  • МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ
  • Метадеятельность
  • Метазнания
  • Метаспособы
  • Метаумения
  • СЛАЙД 10

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

СЛАЙД 11

  • Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука).

СЛАЙД 12

  • Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

СЛАЙД 13

  • Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
  • СЛАЙД 14
  • К ним относятся:
  • теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
  • - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
  • - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
  • - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
  • СЛАЙД 15
  • регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
  • -качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория. Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер.

СЛАЙД 16

Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации.

СЛАЙД 17( схема) Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

СЛАЙД 18

 Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.

СЛАЙД 19

Как же грамотно спроектировать метапредметное учебное занятие?

  • Знать новые подходы: (компетентностный, метапредметный)
  • Знать структуру педагогического процесса
  • Знать дидактическую структуру учебного занятия

Для сравнения традиционного подхода с метапредметным при подготовке учебного занятия приведу в качестве примера сравнительные таблицы.

СЛАЙД 20

Традиционное учебное занятие

Метапредметное учебное занятие

1.        Содержание учебного материала

2.        Цели и задачи учебного занятия

3.        Форма организации познавательной деятельности

4.        Методы обучения

5.        Вспомогательные дидактические средства

6.        Контроль

1.        Личность

2.        Целеполагание

3.        Содержание учебного материала

4.        Форма организации познавательной деятельности

5.        Методы обучения

6.        Дидактические средства

7.        Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю)

Главное- для того чтобы показать, что вы передаёте универсальный способ работы, необходимо выйти за привычные рамки учебного предмета в другие области знания.

СЛАЙД 21  Типы метапредметных развивающих заданий         

        • Установление сходства  или  различия языковых явлений        

         • Выявление аналогии языковых явлений        

         • Классификация языковых явлений        

         • Выделение общих и существенных свойств понятий, явлений        

         • Установление  связей  между  отдельными языковыми  элементами, явлениями        

1.Установление сходства или различия языковых явлений

СЛАЙД 22   Сходство устанавливаем на основе анализа формы:

  • 1) слова одной части речи; 2) однокоренные (схожие по форме)
  • Различие устанавливаем путем употребления в словосочетании (глиняный кувшин – глинистая почва) и путем словообразовательной перифразы (полированный ‘такой, который отполировали’, полировочный ‘предназначенный для полировки’): 1) разное лексическое значение; 2) различная сочетаемость.
  • СЛАЙД 23
  • Выводим определение понятия:
  • Слова одной части речи, схожие по форме, но различные по значению, называются паронимами.
  • Практическая значимость: из-за внешнего сходства паронимы смешиваются в речи, что приводит к лексическим ошибкам.

  • СЛАЙД 24
  • -Задача: установить сходство и различие в парах слов.
  • Также – так  же,  тоже – то же,                  вконец – в  конец,
  • по-осеннему – по  осеннему,  поэтому – по  этому  и др.
  • Цель: научиться разграничивать частеречную омонимию, чтобы выработать навык слитного/дефисного/раздельного написания частеречных омонимов

  • СЛАЙД 25
  • Сходство: полное совпадение в звучании
  • Различие: 1) разная частеречная
  •                       принадлежность
  •                    2) Различное написание
  • Практическая значимость: совпадение слов в звучании приводит к орфографическим ошибкам
  • СЛАЙД 26

2.Выявление аналогии языковых единиц

  • На основании чего слова распределены по указанным группам? Добавьте по три своих примера в каждую группу.
  • 1) пять, моль, соль, пень
  • 2) вьюга, бельё, шьют, птичьего
  • 3) тушь, мышь, идёшь, отрежь
  • СЛАЙД 27
  • Распределите слова на три группы, дополните группы своими примерами
  • Пароходный, самолет, мореплаватель, листопад,           юго-запад, северо-восточный, многогранный, самоварчик, русско-английский, левобережный.
  • 1) пароходный, северо-восточный, самоварчик
  • 2) самолет, листопад, юго-запад,                 русско-английский
  • 3) мореплаватель, многогранный, левобережный

СЛАЙД 28

3.Классификация языковых явлений

  • Сгруппируйте слова по определённому признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
  • Пр..вет, пр..кословить, пр..зидент, пр..крыть,  пр..ступить (к занятиям), пр..митив, пр..парат, пр..школьный, пр..тязание, пр..зидиум, пр..льщать, пр..пона, пр..подать, пр..следовать, пр..бить, пр..ятель, пр..падать, пр..ступить (черту), пр..вилегия, пр..оритет.
  • СЛАЙД 29
  • Варианты группировки:
  • написание    с    пре-: прекословить, президент, препарат, президиум, прельщать, препона, преподать, преследовать, преступить (черту).
  •  написание    с    при-: привет, прикрыть,  приступить, примитив, пришкольный, притязание, прибить, приятель, припадать, привилегия, приоритет.
  • 2) в словах выделяются приставки: преподать, преследовать, преступить (черту), прикрыть,  приступить (к занятиям), пришкольный, прибить, припадать.
  •  в словах не выделяются приставки: прекословить, президент, препарат, президиум, прельщать, препона, примитив, привет, притязание, приятель, привилегия, приоритет.
  • СЛАЙД 30
  • От общего к частному
  • Скрипка, труба, пианино, барабан – ? (музыкальные инструменты)
  • Скрипка, виолончель, гитара, балалайка – ? (струнные инструменты)
  • Скрипка, альт, виолончель, контрабас – ? (смычковые инструменты)

СЛАЙД 31

6. Выделение общих и существенных свойств понятий, явлений

  • Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
  • Очень, весьма, чрезвычайно, абсолютно – ? (наречия меры и степени).
  • Потом, затем, сейчас, издавна – ? (наречия времени).
  • Шептать, кричать, мычать, пищать – ? (глаголы звучания).
  • Дуб, берёза, лилия, папоротник – ? (растение)

СЛАЙД 32

  • 5.Установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями

  • Построить фрагмент словообразовательного гнезда прилагательного белый  из предложенных производных.
  •         Побелеть, беленький, отбелить, белок, белолицый,    белить,   белковый,  белочек,   беловатый,    белизна,   побелить,  белила,    белеть, побелка,   белёный,   белоснежный, белокаменный 
  • СЛАЙД 33
  • белый  бел-еньк-ий
  •               бел-оват-ый
  •               бел-изн-а
  •               бел-ок  →   белк-ов-ый
  •                                   белоч-ек
  •               бел-е-ть →  по-белеть
  •               бел-и-ть  → бели-л-а
  •                                    бел-ён-ый
  •                                    от-белить
  •                                    по-белить → побел-к-а
  •               бел-о-лиц-ый
  •               бел-о-снеж-н-ый
  •               бел-о-камен-н-ый

В результате ученик всегда имеет личный опыт решения задач, собственные результаты, а также знает и может сопоставить со своим опытом общекультурные достижения.

Например, при изучении сквозной темы «маленького человека» или «образ лишнего человека» в русской литературе мы ориентируем школьников на определения классиков русской критики и поощряем хорошей оценкой того ученика, что даст точное определение по Добролюбову, или Писареву, или Белинскому.

В метапредметном ракурсе, думаю, вообще не стоит знакомить обучающихся с критическими статьями и навязывать избитые хрестоматийные понятия. В конце концов, то, что считалось 200 лет назад «лишним»  или « маленьким» давно уже пора назвать по-другому. Мне могут возразить : а как же общечеловеческие ценности? Вот как раз преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно, но нужно самому разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений.

Понятно, что для преподавания метапредметов мы пока не готовы, но включать в обычные предметные уроки метаподход можно и нужно. Интеграция социально-гуманитарных предметов способствует сокращению временных затрат, и как следствие - снижению умственной нагрузки на учащихся, формированию их ключевых компетенций. Интегрированные уроки обществознания и литературы позволяют социализировать личность ученика, углублять знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.

Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Любой современный педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Стать компетентным в своей профессии, то есть повысить свое профессиональное мастерство, учителю помогают различные образовательные технологии. И если с традиционными, игровыми , тестовыми технологиями в основном мы знакомы хорошо, то о модульно-блочных, интегральных, технологии опорных сигналов, технологии адаптивной системы обучения имеем смутное представление. В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Совреманный  учитель:

СЛАЙД 34

Учитель-новатор- это учитель-навигатор в море знаний, с помощью которого ученик должен прийти не просто к тому знанию, которое ему нужно, но и к целостному восприятию мира.

И, конечно же, чему бы мы, педагоги не учили, нужно помнить о воспитательной основе знаний. Моё твёрдое убеждение состоит в том, что знания должны , в первую очередь, питать душу ребёнка, а лишь потом- его голову.

Закончить своё выступление я хочу словами советского психолога Льва Семёновича Выготского: «учитель-рикша» который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Вот если мы станем вагоновожатыми, честь нам и хвала, а - нет, значит, мы просто урокодатели, а не педагоги.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В данной работе рассказывается об опыте применения Икт ках русского языка и литературы....

применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

В документе представлен конспект выступления на заседании ШМО учителей русского языка и литературы. К конспекту приложены в качестве иллюстраций слайды использованной презентации....

Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы

Основные направления использования ИКТ...

Методические основы применения метапредметности на уроках истории и обществознания.

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни ,о которой сама не знает. Поэтому сегодн...

Метапредметность на уроках русского языка и литературы

Главная задача школьного образования – формирование успешности у выпускников. Часто при некомпетентностном подходе обучения оказывается, что хорошо успевающий в школе ученик или даже медалист ок...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...