Статья "Формы организации учебной деятельности."
статья по русскому языку на тему

Ядыкина Валентина

Статья может быть полезна учителям русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Форма организации учебной деятельности.

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас особое значение в связи с всё возрастающим объёмом всевозможной информации. В современной школе высшей ценностью стала личность учащихся. Критерием оценки деятельности учащихся, является обеспечиваемые ею условия для развития его индивидуальности.

Я считаю, что в этих условиях особое значение приобретает формирование у учащихся самостоятельности в учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной деятельности, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умения самостоятельно строить свою деятельность.

Поэтому в своей практике основные усилия направляю на реализацию таких целей, как:

  1. Доведение учащихся до обязательного уровня подготовки и создание условий для усвоения учебного материала на более высоких уровнях;
  2. Воспитание самостоятельности и творческой активности, учащихся в приобретении знаний, а также умений и навыков применения этих знаний в конкретных условиях, в процессе обучения информатике.

Для достижения этих целей ставлю перед собой следующие задачи:

  • Формирование у учащихся необходимых умений и навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • Выявление склонностей и способностей учащихся;
  • Обучение каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей;
  • Организация совместной деятельности, обеспечивающей комфортность участников обучения, способствующей культурно-интеллектуальному развитию учащихся;
  • Развитие мыслительной и творческой активности учащихся;
  • Формирование личностных качеств: самостоятельность, трудолюбие;
  • Развитие интереса к предмету.

Для решения зада использую следующие формы обучения:

  • Общеклассные формы организации занятий: урок, лекция, собеседование, практическая работа, зачетный урок.
  • Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповые творческие работы.
  • Индивидуальные формы работы в классе: письменные упражнения.

Применяю следующие методы обучения:

  • Словесные: лекция, рассказ, беседа.
  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.
  • Практические: выполнение лабораторно- практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Для решения указанных задач на уроках, внеклассных мероприятиях, предлагаю учащимся различные виды самостоятельной деятельности: работу с книгой, поисковые методы, практические работы, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, повышающие познавательную активность и сознательное отношение к учебе, ибо, как говорил Я. Амосович Каменский, - “всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и умению.»

На всех этапах обучения предлагаю учащимся различные виды и различные формы учебных занятий. Организация учебной деятельности детей выполняется в различных формах: фронтальной (совместные действия всех учеников под руководством учителя), индивидуальной (самостоятельная работа каждого ученика), групповой.

При самостоятельном выполнении заданий учащиеся работают в разном темпе и требуют разной степени помощи. Скорость выполнения заданий самостоятельной работы зависти не только от степени подготовленности учащихся, но и от индивидуально-физиологических способностей. Для одного самостоятельность проявляется уже в том, что он без чье-либо помощи выполнил упражнение по только что разобранному образцу, а для другого довольно просто выполнить задание несколькими способами, в том числе нетрадиционными. Все это стараюсь учитывать при подборе заданий для самостоятельной работы. Самостоятельную работу организую в разного вида парах: статистической, динамической, вариативной. Консультацию провожу практически на каждом уроке во время индивидуальной работы с учащимися, тогда как весь класс работает самостоятельно. И, наконец, все виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя) присутствуют на каждом уроке.

Перед изучением темы провожу исходный контроль, помогающий выявить необходимый уровень знаний для усвоения данной темы. После этого провожу лекцию с кратким изложением всей темы. Формы проведения уроков разнообразные: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-консультация, практическая работа, зачетные уроки и т.д.

В процессе изучения нового материала, после объяснения новой темы учащиеся самостоятельно работают с текстом. Отвечают на заранее записанные, на доске или на листе вопросы 9использую вопросы из учебника). Сами составляют вопросы для взаимоконтроля 9иногда даю, как домашнее задание). Составляют план ответа. Разгадывают или составляют кроссворды с использованием новых понятий и терминов и т.д. (т.е. работают творчески).

На каждом занятии учащиеся получают разно-уровневые задания для самостоятельной работы. Благодаря этому учащиеся от маленькой победы и учении передвигаются вперед. Развиваясь сами и вовлекая в эту деятельность других.

Такая организация создает благоприятный психологический климат на уроке. Исчезают чувство страха, неуверенности. Каждый ученик знает, что приходится делать на уроке, видит перед собой реальную цель. Все ученики находятся в одинаковых условиях. В процессе обучения каждый ребенок контролирует других, проверяет, объясняет и сам кому-то отвечает, т.е. включению ученика в деятельность помогает социальный мотив и постоянная смена деятельности. После выполнения всего объёма работы предлагается контроль: самостоятельная работа обязательного уровня. Если ошибок в работе нет, переходят к карточкам второго уровня, затем-третьего.

При проведении итогового контроля использую самые разнообразные формы: тестирование, КВН, кроссворды, интеллектуальную игру (всевозможные «Брейн-ринги», «Поле чудес» и т.д.).  

После контрольной работы провожу уроки коррекции знаний, подведения итогов, решения творческих задач. Оценки в теме выставляю за теорию, домашние задания по всей теме, за конечный результат по срезовым работам. В ходе контроля, в личном общении с учеником, в ходе наблюдения. По результатам анкетирования выявляю уровень обученности, развития  воспитанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности

Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности...

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов

Доклад к ШМО "Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов"...

Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.

    Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным...

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...