Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Приведион Татьяна Ивановна

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ. Направлен на изучение основных функций метафоры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_no2_privedion_t._i.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Приведион Татьяна Ивановна    Школа: МОУ СОШ №48                  города Белгорода

Предмет: русский язык                                                   Класс: 11

Тема: Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.

Цели:

  • образовательные: способствовать формированию у учащихся цельного представления о разных вариантах  исследования текста в рамках подготовки к ЕГЭ.
  • организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных функций метафоры.

развивающие:

  • Содействовать формированию  и развитию коммуникативной компетенции школьников;
  • Создать условия для развития умения структурировать и использовать информацию;
  • Содействовать развитию монологической и диалогической речи учащихся;

воспитывающие:

  • Воспитывать бережное отношение к слову, языку.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Анализ текста. Исследование многозначности слова. Функции метафоры». Сегодня мы будем готовиться к главному испытанию по русскому языку - ЕГЭ, в котором ряд заданий основывается на работе с текстом.

На уроке мы выполним анализ текста по определенному алгоритму. Больше внимания уделим заданию 24– анализу средств художественной выразительности. И так как метафора – самый распространенный элемент задания24, проведем некоторые исследования по изучению ее функций.

2. Этап актуализации знаний. Кластер.

РАБОТА  -  ЖИЗНЬ

3. Теперь  мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста)

         .(1) Существует довольно распространенное мнение о писательском труде как о деле если и несерьезном, то, во всяком случае, далеко необременительном. (2) « Подумаешь, - рассуждает иной обыватель, -  сидят себе в тепле и уюте, чирикают перышком по бумаге. (3) Это, небось, не кирпичи таскать. (4) А живут-то, живут-то как! (5) На машинах разъезжают, дачи строят…»

           (6) Грустно делается порой от таких рассуждений.  (7) Ведь литература наша - если иметь в виду истинную литературу, а не поденщину ради заработка, истинных художников, а не приспособленцев и халтурщиков - это ведь титанический труд, это полная самоотдача и добровольный отказ от многих удовольствий жизни, это своего рода подвиг, наконец.

            (8) … Здесь мне хотелось бы, основываясь на личном вот уже сорокалетнем литературном опыте, немного рассказать о писательском труде, приоткрыв двери собственной – как теперь стало модным выражаться - творческой лаборатории.

            (9) Мое счастье в том, что я не сразу начал с истории социальных движений, с декабристов, а – с истоков, издалека,  со времен варягов и освоения Севера  русским человеком.

            (10) Север- это, на первый взгляд, вода, камни, небо. (11) И, казалось бы,  какая там может быть особая история? (12) Но когда я познакомился с историческими материалами, я был потрясен величием и красотой этой истории. (13) Гордые, красивые, сильные, добрые люди, почти сплошь грамотные. (14) Культурные центры, богатые библиотеки, хранилища древних рукописей…

              (17) От истории русского Севера я, естественно, перешел к изучению истории  всего нашего государства. (18) Начал серьезно изучать материалы, собирать библиотеку, очень сильно увлекался  генеалогией и русским портретом.

              (19)  И вот тут-то мне лично очень помогает собранная мной библиотека, портретное собрание и генеалогическая картотека. (20) Главная задача для меня – найти ответ на любой вопрос. (21) Сразу же, мгновенно, не выходя из дома. (22) Если нужно знать, к примеру, как делали в старину кесарево сечение- мне достаточно протянуть руку и открыть нужную книгу. (23) Как варили сталь, сколько добывали чугуна в России в таком-то году, какие были моды, когда веер стал особым языком объяснения в любви - пожалуйста. (24) И потому я не сажусь писать роман, пока не соберу все, или почти все нужные мне источники. (25) Даже зная, понимая, что и четверть собранного, прочитанного, изученного, систематизированного в роман не войдет, - все равно это надо знать.

               (26) Меня часто спрашивают: «Счастливы ли Вы?». (27) И я всегда твердо отвечаю: «Да, счастлив?» (28) Я нашел любимое дело, любимую работу, которая стала не просто частью жизни, но и самой моей жизнью.

               (29) НО если бы мне заново, зная все, что меня ждет, предложили строить свою судьбу, я бы, в полнее вероятно, и не пошел бы в литературу. (30) Ибо слишком это тяжкий крест, слишком большая ответственность  ложится на плечи писательские. (31) А если уже встал на эту стезю, то меньше всего должен думать о деньгах, наградах, успехе.

(32) Главное для писателя - любить свой народ и всеми силами служить ему.

( по В.Пикулю)

- О чем этот текст?

- Ознакомьтесь с основными положениями авторской информации, зафиксированной в виде назывного плана. Сверьте пункты плана с контекстом.

Назывной план

  • Несерьезное дело
  •  «Чирикают перышком»
  •  Литература - титанический труд
  •  Собственная творческая лаборатория
  •  Величие и красота истории
  •  Генеалогия и русский портрет
  •  Ответ на любой вопрос
  •  Счастье
  •  Тяжкий крест
  •  Любить свой народ

ТЕСТЫ

Задание 1. Определите, какое утверждение соответствует точке зрения автора:

1) Писательский труд – занятие в свое удовольствие.

2)История – единственная основа при создании произведения.

3)Любимая работа – это часть жизни.

4)Назначение писателя – любить народ и служить ему всей своей жизнью.

4. Ознакомьтесь с краткой лингвистической характеристикой. Выполните поисковую работу данной информации. Это поможет точнее определить авторское отношение. Зафиксируйте  номер предложения и его языковую особенность.

Лингвистическая картина текста:

№ 1 Вводное слово

№ 2- 5  Прямая речь

  • «Чирикают перышком»
  • Вводное слово
  • Риторическое восклицание
  • Фигура умолчания

№ 6 Безличное предложение

№7 Вставная конструкция

  • Однородные члены
  • Вводное слово
  • Противопоставление (антитеза )
  • «поденщина»

№8 Вставная конструкция

  • Деепричастный оборот

№10 Однородные члены

  • Вводное слово

№11 Риторический вопрос

  • Вводное слово

№13 Однородные члены

№14 Однородные члены

№17 Вводное слово

№21 Деепричастный оборот

№22 Вводное слово

№23 Однородные члены

  • « веер »

25 Деепричастие

  • Однородные члены

№26-27 Прямая речь№28  СПП

  • Однородные члены
  • «работа- жизнь»

№29 Деепричастный оборот

  • Вводное слово

№30 «тяжкий крест»

№31 СПП. Если---то

  • Встал на эту стезю

№32 Однородные члены

- Итак, перед нами схематично составленная лингвистическая картина всего текста. Каждый отмеченный факт играет определенную роль.

Подведем итог по этой части работы.

Задание 1. Какую стилистическую функцию выполняет вставная конструкция в предложении 8?

1) дополнительное пояснение; уточнение;

2) поправка; оговорка;

3) добавочное сведение;

4) попутное замечание.

Задание 2. Определите, в каком предложении используются контекстные антонимы:

1) 1          2) 7          3) 9         4) 10

Задание 3. Определите, в каком предложении используются эпитеты:

1) 1           2) 7           3) 13         4)25

- Какие лингвистические моменты текста помогают наиболее точно выразить авторское отношение к изображаемому ? (вводные слова, вставные конструкции; эпитеты, метафоры, т.е. слова  в переносном значении)

- Обратите внимание на лингвистическую картину. Какие слова остались без нашего внимания?

- «чирикать»

- «поденщина»

- «стезя»

5. Этап проверки домашнего задания. Исследование многозначности слов «чирикать», «поденщина», «стезя».

- Какую функцию эти слова выполняют в тексте?

- В каком значении употреблены в тексте эти слова : в прямом или в переносном?

6. Исследовательский компонент урока.

- Итак, мы подошли к исследовательскому аспекту урока. Поговорим мы сегодня о многозначности слова, а точнее, о переносных смыслах слов. Какие средства в лингвистике связаны с переносными значениями?

1) Слово учителя.

- С развитием языка возрастает число значений в слове. Ни одно слово не возникает сразу с двумя, а тем более с тремя значениями. Производные значения развиваются постепенно, поэтапно. Переносные смыслы необходимы языку как отражение СХОДСТВА МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ, как модель для создания новых образов. Мы не всегда представляем себе функции слова во вторичных значениях, в частности функций метафоры.

- Что же такое метафора?

- Какие функции метафоры мы уже изучили?( стилеобразующая функция, текстообразующая функция.)

2) Задание. Выпишите из текста все  метафорические выражения  и попробуйте определить их  функцию.

- Мы затронули основные, самые распространенные функции метафоры. Но их   более пятнадцати.

3) Защита проекта на тему: «Исследование функций метафоры»

7. Подведение итогов.

- Каково же назначение метафоры в тексте?

1) Особая выразительность и эмоциональность.

2) Создание образности, компактности в плане языковых средств.

  1. Инструктаж домашнего задания.

      1) Индивидуальные задания по определению функций метафоры.

2) Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по тексту В. Пикуля (подобрать рабочий материал  по аргументации собственной позиции (критерий К4));

 9)Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Урок по русскому языку в 11 классе на тему: "Исследование степени многозначности слова.Функции метафоры"

Урок представляет собой презентацию по теме, касающейся степени многозначности слова. Функции метафоры на примере текста В. Пикули рассмотрены очень глубоко и полно. Поможет при подготовке выпускников...

Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Степенная функция, ее свойства и график"

Методическая разработка урока повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Степенная функция, ее свойства и график" в свете новых стандартов. Представлено полное  описани...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...