Методические материалы по подготовке к заданию 25 ЕГЭ -2016
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Козина Марина Ивановна

Методические материалы по подготовке учащися к заданию 25 в соответствии с изменениями в 2016 году (презентация) и тексты публицистического и художественного стилей для тренировки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishem_sochinenie_ege_2016.pptx498.17 КБ
Файл tekst_publitsisticheskogo_stilya.docx14.67 КБ
Файл tekst_hudozhestvennyy.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пишем сочинение ЕГЭ 2016. Задание 25

Слайд 2

В сравнении с 2015 годом уточнена формулировка задания 25 и критерии оценивания. Сравним формулировки: 2015: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не со гласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 2016: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 5

Исходя из условия задания и критериев оценивания чётко вырисовывается СХЕМА твоего будущего сочинения. Она такова: Вступление. Формулировка проблемы : « Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов). Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (обратим ещё раз внимание, что он изменился: Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет : 3. Формулировка позиции автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Слайд 6

Композиция сочинения

Слайд 7

При оценивании сочинения-рассуждения (задание 25) от вас не требуют оригинальности (не будем обсуждать, хорошо это или плохо). Прекрасно, конечно, если оригинальность «обнаружится», но, как видно из критериев К1–К12, она не оценивается! К тому же ваше стремление к креативности может оказать вам плохую услугу. Дело в том, что иногда учащийся излишне оригинален: он может выдать свою необоснованную точку зрения за позицию автора. Поэтому, прежде чем «оригинальничать», бравировать креативностью , подумайте: нужно ли это? Формулировка задания 25 части 2 как бы уже намечает количество микротем (и соответственно – абзацев) в вашем сочинении и подсказывает его композицию (хотя, безусловно, такая композиция не является строго обязательной).

Слайд 8

Над каким вопросом размышляет автор? (Проблема текста) Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (Комментарий с обязательным использованием не менее двух примеров из текста) Как автор отвечает на этот вопрос? (Позиция автора) Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика) Какие аргументы (случаи из жизни, примеры из литературы и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика) Как читать исходный текст?

Слайд 9

1. Вступление. 2. Постановка проблемы. 3. Комментарий к проблеме. 4. Позиция автора. 5. Позиция ученика. 6. Литературный аргумент. 7. Второй аргумент (литературный или из жизненного опыта) 8. Заключение.

Слайд 10

ВСТУПЛЕНИЕ Приемы, используемые во вступлениях к сочинению: Ключевое слово и ассоциации. Название. Ссылка на авторитетное мнение. Вопросы-стимулы. Картина Обращение к читателю

Слайд 11

Формулируем проблему Всегда начинайте свою работу не с поисков и формулировки проблемы исходного текста, а с определения авторской позиции. При таком подходе вы никогда не проиграете! Дело в том, что встречаются тексты, в которых автор затрагивает несколько вопросов (проблем), но не на все эти вопросы вы найдете ответы в небольшом фрагменте текста, предлагаемом вам для анализа разработчиками КИМов на экзамене

Слайд 12

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ Проблему лучше формулировать в виде проблемного вопроса. Помните: у автора нет проблем; следует говорить о проблеме, которую поставил автор текста перед читателями. КЛИШЕ: Автором текста поставлена проблема (чего? Р.П.) гуманизма …… Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора). Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор текста (назвать автора)

Слайд 13

ИЛИ : Автор поднимает актуальную проблему … . Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … . Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует умы … . Проблема, поднимаемая (указать автора), – это … . Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора). Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и поднимает (рассматривает) автор. Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).

Слайд 14

«От позиции автора – к проблеме» Выявление проблемы в художественном тексте

Слайд 15

«От позиции автора – к проблеме» От позиции автора к проблеме

Слайд 16

Основная мысль данного текста – это отношения детей и родителей. Как должны относиться дети к своим престарелым родителям? Бездушное (равнодушное) отношение детей к родителям. Дети должны уважать своих родителей и заботиться о них.

Слайд 17

КОММЕНТАРИЙ Давать комментарий к выбранной проблеме нужно только с опорой на данный текст Помните: -нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в тексте и названа вами; - не являются комментариями неоправданный пересказ и сплошное цитирование Что означает слово «примеры»? В зависимости от текста, а тексты весьма различны, это могут быть: 1) элементы цитирования, 2) ссылки на номера предложений, абзацев 3) сформулированные своими словами куски информации, содержащейся в исходном тексте, 4) примеры героев или их изречений, если это художественный текст, включающий рассказ о каких-либо событиях.

Слайд 18

При текстуальном комментарии экзаменуемый объясняет текст, как бы сле дуя за автором в раскрытии проблемы. Составляя текстуальный комментарий, вы можете задать себе ряд вопросов и ответить на них. На каком примере автор раскрывает проблему? Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Мы искренне сочувствуем старику отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом и, если нужно, помочь.. Какое значение имеет поступок героя? Автор подчёркивает, что сын даже не задумался о последствиях своего телефонного звонка и заставил старика волноваться. Какие чувства героев описаны автором? Отец не подаёт виду , что расстроен, но внутренний монолог в предложениях 29-41 рассказывает о целой буре чувств: боль, обида, разочарование. Какие слова, мысли героев имеют особое значение? «Учись, сынок. Хорошее это дело – учиться» , - в этих словах старика можно увидеть глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе. Каково отношение автора к происходящему? Автор сочувствует своему герою, потерявшему смысл жизни: «…он хоронил пепел истлевших надежд ». Всё, что так долго согревало, отца, разрушило равнодушие сына.

Слайд 19

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Позиция автора – это главная мысль, идея, основное переживание, чувство, пронизывающие текст, звучащие прямо или косвенно, через авторское слово или через художественные образы. Определить авторскую позицию – значит, ответить на поставленный проблемный вопрос. Поэтому ещё раз вернитесь к началу сочинения, прочтите, как вы сформулировали проблему, и позицию автора формулируйте в строгом соответствии с поставленным вопросом. Вам помогут вот эти вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?

Слайд 20

Проблема – это вопрос. Позиция автора – это ответ на вопрос, вывод, к которому приходит автор. Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу… Позиция автора не высказана прямо, однако, я думаю, её можно сформулировать следующим образом… «Как выявить позицию автора?»

Слайд 21

Однако если попадается текст художественного стиля , то голос автора бывает настолько скрыт, что о таком понимании его «позиции» говорить нельзя. Ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т. др. И тут на помощь придет хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, понимание роли деталей элементов композиции, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме. КЛИШЕ: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами …, но вскоре становится ясно, что это не так. Вдумчивый читатель понимает, что писатель не разделяет точку зрения героя… …Так автор подводит нас к выводу о том, что…

Слайд 22

Как же должны относиться дети к своим престарелым родителям? В чём убеждает автор читателей? Автор пытается напомнить каждому из нас о необходимости беречь своих родных, заботиться о тех, кто подарил нам жизнь. Авторская позиция ясна: дети не должны так бездушно относиться к родителям, а обязаны заботиться о них, уважать их старость, не забывать родной дом. Мне кажется, что авторская позиция заключена в словах старика – отца: «Учись, сынок». Учись человечности, милосердию, вниманию.

Слайд 23

Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, не вызывает затруднений. Если это публицистический стиль , нужно показать, как автор приводит читателя к пониманию его позиции. Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том, что… Автор обращает внимание на … Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)… Автора волнует (тревожит)… N / B . В связи с изменениями формулировки этой части задания и критериев к ним, возможно, уместным будет использование вводных слов и выражений типа « во-первых», «во-вторых», «таким образом, автор приводит нас к пониманию своей позиции по поднятой им проблеме» . Тем самым ты покажешь проверяющим, что два важных примера из текста тобой приведены, т.е. требования к сочинению в данном критерии выполнены. На мой взгляд, примеров из текста может быть и больше, но ДВА обязательны!!!

Слайд 24

Если это публицистический стиль текста , нужно не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Автор считает, что… Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что… В тексте доказывается мысль о том, что… Основная мысль текста заключается в том, что… По мнению автора, ... ЕЩЁ КЛИШЕ: «Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор. «Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему. Автор поражен (встревожен, призывает к…) Автор считает (утверждает), что… Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что Цель автора – заставить читателя обратить внимание на… Автор подводит читателя к мысли о том, что… … – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Слайд 25

Желаю удачи на экзамене!



Предварительный просмотр:

(1)Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. (2)Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач. (3)В его словах звучала ребяческая драчливость, ему, наверное, хотелось подразнить своей дерзостью примолкшую публику, и несколько восторженных поклонниц наградили молодого «смутьяна» аплодисментами. (4)Нет, я вовсе не собираюсь кряхтеть по поводу испортившихся нравов, я очень хорошо понимаю законы телевизионного ток-шоу, где эпатаж, шокирующая бравада нужны для того, чтобы придать пряный вкус скучноватым и банальным разговорам. (5)Мне показалось странным, до обидного странным, покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики.

(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (10)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом, который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.

(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. (13)Зато мы изменились, мы возомнили себя обладателями каких-то несметных богатств, покорителями каких-то недосягаемых духовных высот… (14)А на самом деле мы просто даём дурачить себя: нам внушили, что модное – это и есть необходимое, что всё новое лучше того, что было прежде. (15)Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста… (16)И что? (17)Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, ненадёжный агрегат перед книгой – этим компактным, дешёвым, всегда доступным устройством, которое никогда не даёт сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике?

 (18)Я не ретроград, не зову в первобытное прошлое, не считаю, что людям в проветриваемой пещере живётся лучше, чем в панельном доме! (19)Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даём себя легко обмануть. (20)Ладно, когда этот «обман» касается только нашего кошелька. (21)Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем сами себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля. . (По И. Косолапову*)

Проблемы:

1. Проблема снижения интереса к чтению в 21 веке.

2. Роль книги в жизни современного человека.

3. Проблема духовного существования человека в современном мире.

Проблему духовного существования в современном мире И. Косолапов раскрывает, рассуждая о судьбе книги в XXI веке. Автор сразу сталкивает две точки зрения: Л. Леонова, который назвал книгу «бескорыстным и верным другом», и молодого программиста, определившего книгу как «кипу пыльной бумаги». Два противоположных взгляда позволяют раскрыть заявленную проблему сразу в нескольких аспектах. Публицист относит себя к старшему поколению, для которого книга навсегда останется честным и бескорыстным другом, и решительно не принимает точку зрения младшего поколения. Автор показывает разное отношение к достижениям прогресса. С одной стороны, ироническое: он называет микроволновые печи, холодильники и т.д. машинами, утыканными кнопочками; с другой стороны - реальный взгляд на мир: писатель не зовёт нас в первобытное прошлое. И. Косолапов лишь хочет донести до читателя важную, на его взгляд, мысль: основа существования человека это духовное начало, а мы, по мнению автора, отказываясь от книги, «обманываем свою душу».



Предварительный просмотр:

1)Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. 2)Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

3) – Мы уже и не ждали вас, - после первых приветствий стал оправдываться Мурод. 4) –Решили, что не приедете, и отправились в гости. 5)Когда же вы выехали?

6) –В полдень, сынок, в полдень. 7)Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. 8)Думал, что и не доберусь…

9) - Да что же мы стоим, пойдёмте домой. 10)Вы же совсем замёрзли.

11)Но старик не тронулся с места. 12)Он испытующе смотрел на сына.

13) – Скажи, что случилось? 14)Почему так поспешно вызвал меня?

15) – Ничего не случилось. 16) – От Мурода пахнуло водкой и табаком. 17) – Просто соскучился…

18) – Он в Москву едет на три месяца. 19)От завода направляют учиться. 20)Вот и хочет перед отъездом повидаться, - пояснила невестка. 21)Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: 22) – Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду…

23) – Едешь, значит, учиться… 24)Слава богу, - сказал старик. 25) – А я, грешным делом, о чём только не передумал.

26) – Ну идёмте же… 27) – Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд.

28)Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем своим немощным телом чувствовал, как он устал. 29)Все невзгоды долгого дня отозвались в нём сплошной неумолчной болью. 30)Колоколом гудела голова, разламывалась поясница. 31)На какое-то мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: 32) «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. 33)Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денёк и приехать. 34)Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. 35)Теперь же мне ничто не в радость. 36)Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? 37)Как мог забыть ты? 38)Ведь я отец твой…» 39)Но ничего этого не сказал старик. 40)Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. 41)В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.

42) – Так едешь учиться? – безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ копался в замочной скважине. 43) – Учись, сынок. 44)Хорошее это дело – учиться. 

(По С.Турсуну)

Саттор Турсун (род. в 1946г.) – народный писатель Таджикистана, заслуженный деятель культуры.

На каком примере автор раскрывает проблему?

Писатель раскрывает проблему на примере ____________________________________                   Мы искренне сочувствуем старику отцу, который  ________________________________________________

Какое значение имеет поступок героя?

Автор подчёркивает, что сын даже не задумался о ________________________________________________

_______________________________________________

Какие чувства героев описаны автором?

Отец не подаёт виду , что расстроен, но внутренний монолог в предложениях __________________________

рассказывает о…(указывает на..)____________________

________________________________________________

Какие слова, мысли героев имеют особое значение?

_____________________________________________, - в этих словах старика можно увидеть глубокий смысл: _________________________________________________

Каково отношение автора к происходящему?

Автор сочувствует своему герою, __________________

_______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве

методические материалы для подготовки уроков о Лихачеве...

методические материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе

таблицы и теоретический материал по литературе для самоподготовки учащихся к экзамену...

Методические материалы для подготовки к экзамену по учебнику Верещагиной в 4 классе

Данное пособие представляет собой список тем и лексических единиц для подготовки и успешной здачи экзамена по английскому языку в 4 классе. Здесь также содержатся вопросы для устной беседы по темам....

Методические материалы для подготовки к олимпиаде по ОБЖ

Методические материалы для подготовки к олимпиаде по ОБЖ содержат вопросы по теоретическому и практическому туру олимпиады...

Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом

Учебно-методические материалыдля подготовки экспертов предметных комиссийпо проверке выполнения заданийс развернутым ответом...

Диагностические и тренировочные материалы по подготовке отдельных заданий ОГЭ с ключами.

Диагностические и тренировочные материалы по подготовке к ОГЭ 8-9 классы .Данные материалы помогут учителю выявить пробелы в знаниях учащихся, отработать отдельные задания и проверить их....

Диагностические и тренировочные материалы по подготовке отдельных заданий ЕГЭ

Диагностические и тренировочные материалы по подготовке отдельных заданий ЕГЭ...