Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые результаты:

Предметные

- научиться применять алгоритм написания сложных имен прилагательных;

- формировать умение применять орфограмму;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать познавательные интересы, речь, мышление, память;

- совершенствовать умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку.

Личностные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности;

- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- понимать и строить планируемые действия;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Коммуникативные УУД

- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- развивать умение грамотно отвечать на вопросы, слушать и слышать;

- сформулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов;

- совершенствовать учебное сотрудничество учащихся с учителем и сверстниками

Познавательные УУД

- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;

- извлекать нужную информацию;

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления опорного справочного лингвистического материала;

- совершенствовать навыки работы с системой интерактивного голосования и тестирования;

- совершенствовать навыки работы с интерактивными тестами.

Используемое оборудование:

- компьютер учителя;

- ноутбуки учащихся;

- мультимедийный проектор;

- система интерактивного голосования и тестирования;

- электронное приложение к учебнику с интерактивными тестами

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

 1.Самоопределение к деятельности

 Включение уч-ся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

 Создает  условия для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»): высказывает добрые пожелания уч-ся, выражает поддержку

Готовятся к уроку

Проверяют д/з: взаимопроверка

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное повторение по теме «Правописание сложных имен существительных», через словарную работу

Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

 

Выборочный диктант с применением системы интерактивного голосования и тестирования. Задание:

слушаем  текст и выписываем прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов Н и НН.

 

На пультах системы интерактивного голосования и тестирования вписывают прилагательные:

единственный, деревянные, обыкновенный, длинный, длинен, длинным-длинным.

Проявление познавательной активности

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать

Совершенствование  навыков работы с системой интерактивного голосования и тестирования.

Повторение по темам: «Н и НН в прилагательных» «Сложение как способ образования слов»,

3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Выявление места затруднения, его причины и постановка цели урока.

Подводящий диалог:

- Как написано прилагательное длинный-длинный?

- Какова, по-вашему, тема сегодняшнего урока?

- Какие цели вы поставите перед собой?

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему

урока, цели деятельности.

Осознание необходимости в решении учебной задачи

Развитие умения постановки цели своей деятельности

4 Построение проекта выхода из затруднения

Построение учащимися нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Формирование представлений об условиях дефисного и слитного написания сложных прилагательных

 Подводящий диалог, сопровождающийся презентацией PowerPoint:

- А как, по-вашему, пишутся прилагательные быстрый-быстрый, долгий-долгий, тихий-тихий, выражение день-деньской и т.п.?

- Сформулируем 1-е правило.

- Вспомним, что дефис – это орфографический знак, а тире – знак синтаксический, пунктуационный.

Подводящий диалог :

- Как мы называем цвет российского флага?

- А как уточнить оттенок, например, красного цвета, если он тёмный?

- Если вы в сладкий чай положили кусочек лимона, какой вкус получится?

- Формулируем второе правило

- Как вы напишете названия промежуточных сторон света?

- Как вы напишете географические названия – сложные существительные : Орехово-Зуево, Тянь-Шань?

- Вспомните, как пишутся названия двуязычных словарей?

- Какие признаки обозначают при этом прилагательные, входящие в состав сложных? Можно ли между ними поставить союз И?

Отвечают на вопросы

Формулируют

правило:

Через дефис пишутся прилагательные с повторяющимися основами.

Отвечают на вопросы, называют прилагательные: бело-сине-красный, тёмно-красный, кисло-сладкий.

Формулируют правило:

Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки цвета и вкуса.

Формулируют правило:

Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный, северо-восточный, орехово-зуевский и т.д.

Называют прилагательные: англо-русский, русско-английский.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с орфограммой № 40 (правило в рамке, учебник с.137-138)

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности

Аргументация своего мнения.

Высказывание своего мнения.

Работа над формированием умений ориентироваться в полученной информации по ходу выполнения задания

Развитие умения анализировать, сопоставлять

Повторение по темам: «Словосочетание», «Правописание сложных имен существительных»

Грамотное построение устного высказывания.

Работа со справочной литературой

5. физминутка для глаз

Снятие напряжения с органов зрения.

Предлагает учащимся выполнить физминутку для глаз

Выполняют упражнения для снятия напряжения с  глаз

6. Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия.

Создание у уч-ся представления о том, как используется данная орфограмма, и закрепление её на практике

Предлагает обучающимся прослушать правило (Электронное приложение к учебнику)

Дает задание проанализировать обозначение орфогр. №40.

 Организует работу по «цепочке»

Предлагает обучающимся выполнить тест из электронного приложения к учебнику

Прослушивают определение орфограммы.

Анализируют образец рассуждения

Выполняют по «цепочке» упр.330 (устно).

Обучающиеся выполняют интерактивный тест из электронного приложения к учебнику

Развитие умения проявлять самостоятельность в различных видах деятельности

Работа по алгоритму, по предложенному правилу.

Аргументация своего мнения

Совершенствование навыков работы с интерактивными тестами

Закрепление знаний по данной орфограмме

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Организует самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия и самопроверку (взаимопроверку) по эталону. Создает ситуацию успеха

Выполняют упр. 332 с взаимопроверкой

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Рефлексия способов и условий действия. Умение  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Закрепление знаний по данной орфограмме

8. Двигательная физминутка

Снятие физической усталости и напряжения

Предлагает обучающимся выполнить упражнения для снятия физической усталости и напряжения

Выполняют упражнения для снятия физической усталости и напряжения

9.Включение в систему знаний и повторение

Включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление изученного

Предлагает задания, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным

Выполняют упр 331, 333 (по выбору)  – комментированное письмо

Понимание личной ответственности за результаты деятельности

Умение формулировать и аргументироватьсвое мнение, учитывать мнение других  

 Подготовка к самостоятельной работе дома на закрепление изученного

10. Рефлексия деятельности.

Домашнее задание

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Организует рефлексию и самооценку учениками деятельности на уроке с применением системы интерактивного голосования и тестирования.

Предлагает вопросы:

- Что нового узнали?

- Достигнута ли цель урока?

- Где используется новый способ действия?

- Каковы результаты деятельности класса? Ваши собственные результаты?

Фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели при помощи системы интерактивного голосования и тестирования

Самооценка на основе критерия успешности

Оценка своей деятельности на уроке

Совершенствование навыков работы с интерактивными тестами

Планирование дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки:

С. 137-138 (правило), упр.333

Литература:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Троснецова Л.А. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. М.: Просвещение, 2012г.
  2. Е.А.Ефремова. Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2015г.
  3. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А Троснецова. и др. М.: Просвещение, 2014г.
  4. В.Д.Янченко, Л.Г.Латфуллина и др. Скорая помощь по русскому языку. 6 класс. Ч.2. М: Просвещение, 2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» с презентацией.

Урок разработан для специального коррекционного класса VII вида . Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. ...

Урок русского языка в 6 классе "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...

Технологическая карта урока по теме "СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ", 7 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет –русский языкКласс  - 7 Тема урока - СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫПланируемые образовательные результатыПредметныеМетапредм...

Тема урока. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Цели урока:образовательные: знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания;раз...

Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся 6 класса...

Презентация к уроку "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" (6 класс)

Презентация к уроку "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" для учащихся 6 класса...

Открытый урок "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных".

Во время открытого урока  была выполнена образовательная цель  – закрепить знания о сложных прилагательных, формировать знания о слитном и дефисном написании сложных прилагательных;Осо...