Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-intriga_po_komedii_n.v.gogolya_revizor.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-интрига по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в 8 классе

 «К нам едет ревизор».

Тема: Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображения чиновников; развивать представление о сущности комического.

Оборудование: портрет писателя, компьютерная презентация, эпиграф (на доске).

                                                         Ход урока.

  1. Слово учителя: сообщение типа и темы урока. Обращение к лексическому значению слова «интрига» (выписано на доске),

«интрига» - 1)происки, затаённые действия

2) способ построения сюжета произведения

 к эпиграфу из «Авторской исповеди» Н.В.Гоголя:

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России…, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но сквозь смех читатель услышал грусть»

-Автор очень хотел, чтобы мы не только смеялись, но и задумались над прочитанным.

2.Беседа с учащимися (проверка знания текста: 1 действие)

 - Кто приносит известие о том, что ревизор уже в городе?

- Откуда Бобчинский узнал о приезде ревизора, ведь он не присутствовал при чтении письма?

- Со слов Бобчинского Пётр Иванович Добчинский узнал об этом от ключницы Авдотьи. Откуда Авдотья узнала о приезде ревизора?

Слово учителя: Известие, которое приносят Бобчинский и Добчинский, приходит на подготовленную почву.

3. Актуализация домашнего задания. Беседа по вопросам:

- Почему известие о приезде ревизора так встревожило чиновников уездного городка?

- В чём смысл советов городничего и намерений каждого чиновника?

- О какой шубе и шали, принадлежащей супруге городничего, упоминает судья? Каково их происхождение?

 -Какие грешки водятся за городскими чиновниками? В каком состоянии их дела? (индивидуально о каждом) (комментируем «говорящие» фамилии как способ сатирического изображения)

4. Обобщающее слово учителя (проверка знания текста 1 действия):

   Чиновник- это человек, состоящий на государственной службе. Значит, он должен служить  государству, народу, живущему в этом государстве. Чиновники, изображённые Гоголем, руководят самыми важными государственными учреждениями: больницей, школой, судом (обращение к

эпиграфу).

 Справляются ли они со своей службой? (Нет)

Чего они боятся? (Разоблачения)

Ощущение близящейся неотвратимой опасности, невольный страх распространяется на всех присутствующих.

- Две недели, как ревизор  в городе! Батюшки, сватушки! – в ужасе восклицает городничий, хватаясь за голову. - В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!

- С этого момента события начинают очень быстро разворачиваться. Почему городничий обеспокоен больше всех?

- Какой способ знакомства с приехавшим ревизором он избирает и почему? ( Д.1 Явл.3) ( Посмотреть, не терпят ли проезжающие неприятностей в гостинице. Якобы проявляет заботу, служебное рвение)

5. Актуализация литературоведческих понятий:

- Чем является с точки зрения композиции инсценированное 1 явление 1 действия? Докажите. ( Вспоминают классическую композицию. Уже в экспозиции автор интригует читателя, беспокойство чиновников передаётся нам).

- Как называется с точки зрения композиции быстрое развитие событий? (Завязка)

6. Работа с текстом 2 действия.

А) Беседа опережающего характера:

-  Итак, городничий отправляется в гостиницу на встречу с ревизором.

   Что мы узнаём о приехавшем из Петербурга чиновнике Иване Александровиче

    Хлестакове из монолога его слуги Осипа? (монологический ответ)

 - Из диалогов Хлестакова и Осипа? Хлестакова и трактирного слуги? Из  монолога Хлестакова?

Б) Слово учителя: Вот так ревизор! На какой-то момент возникает вопрос: а какое отношение имеет этот Хлестаков к завязавшемуся раньше действию? (Реплика Хлестакова: «…в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели сёмгу и ещё много кой-чего»  - проясняет ситуацию, и мы понимаем, что городские сплетники Бобчинский и Добчинский приняли этого беспечного, глупого, тщеславного,  трусливого и  пустого человека за «государственного человека», за ревизора). Выходит, ревизор мнимый. Но городничий этого не знает. Посмотрим, как они встретятся. Читая комедию, обращаем внимание на авторские ремарки, они передают внутреннее состояние героев.

В) Чтение по ролям сцены встречи городничего и Хлестакова (8 явление 2 действия. (действующие лица: городничий и Хлестаков)

Г) Беседа по вопросам:

- Чего боится Хлестаков?

-  Чего боится городничий?

-Какие отношения между ними? Что нам подсказывают ремарки автора?

Слово учителя: Вот так встреча! Содержание диалога и авторские ремарки говорят о том, что между ними непонимание. На непонимании, несоответствии и строится юмор.

- С какого момента городничий начинает внутренне успокаиваться: « и инкогнито сохранено, и благородство проявлено»? (Когда Хлестаков берёт у него деньги)

Слово учителя: Это привычная ситуация для чиновника: давать и брать взятки.

В современной России подобное положение в ведении государственных дел, увы, не изжито. Комедия, написанная в 19 веке, остаётся злободневной, актуальной и в веке 21-ом. Пороки чиновничества, сатирически высмеянные Гоголем, имеют место быть. (обращение к эпиграфу)

9. Домашнее задание: «Познакомимся поближе с петербургским чиновником».

  Читаем 2 и 3 действия.  

 Рассказ о Хлестакове по плану (записан на обратной стороне доски):

1.Что нам известно о прошлом Хлестакова?

2. Каковы жизненные идеалы Хлестакова и чем они определяются?

3. Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

10. Обобщение по уроку:

А) Рефлексия

Б) Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе. Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

Методическая разработка урока по литературе по программе Г.С. Меркина. В разработку включены задания в форме тестов, вопросы по содержанию текста, коммекнтарий и выразительное чтение комедии....

урок "разоблачение пороков чиновников" в пьесе Н.В.Гоголя "Ревизор" 8 класс

Данный урок-спектакль проводится в 8 классе по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной. Требует подготовительной работы с обучающимися, но результат не заставит себя ждать....

"Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Данная презентация может быть использована на заключительном уроке по изучению комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"....

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и "миражная интрига"

Цель: - знакомство учащихся с персонажами комедии, описание их характеров через «говорящие фамилии», портрет, авторские зарисовки,  развитие восприятия учащимися литературного пр...