Сценарный план урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_5_kl.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока русского языка в 5 классе

Учитель И.Г.Беседина

Дата – 24.04.2015г.

Место проведения –     МБОУ «СОШ № 22»  г. Курска

Цели урока:

  1. Формирование личностных результатов (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию).
  2. Формирование метапредметных результатов (овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному).
  3. Формирование предметных результатов (опознавание и анализ основных единиц языка; совершенствовать лингвистическую  монологическую речь учащихся; способствовать формированию навыка правописания орфограмм имен прилагательных; совершенствовать умения и навыки, связанные с повторяемыми темами; работать над ликвидацией этих пробелов путем совместной и индивидуальной работы; обобщить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»; выявить имеющиеся у пятиклассников пробелы в знаниях по повторяемым темам).

Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Вид урока: урок-путешествие.

Оборудование:

-  карточки;

- компьютер, проектор;

- творческие работы обучающихся по теме «Мой Курск» (рисунки, поделки и др.);

- схема маршрута

Ход урока.

  1. Орг. момент.
    Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
    Улыбки подарим гостям!
    К уроку готовы? Тогда -  за работу!
    Удачи желаю всем вам!
     
    2.  Активизация знаний детей. Формулирование  темы и целей урока.

- У нас очень много гостей, и они попросили рассказать об учениках нашего класса. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики?

- Какую часть речи вы использовали, характеризуя себя?

-Как вы узнали, что это имя прилагательное?
-
Можно ли объединить эти слова, по какому – либо признаку?

- Именно по этому признаку прилагательные отличаются от других частей речи.

-  Сформулируйте тему нашего урока.

 Слайд 1. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

- Сегодня у нас  урок - путешествие.  Я приглашаю вас вместе с гостями побывать в прошлом и настоящем родного города, которому  исполнилось 983 года. Пусть и с опозданием, но в день рождения принято дарить подарки. И пусть сегодня вашими подарками будут хорошие отметки.

   Моим помощником будет имя прилагательное, потому что без него невозможно описать всю красоту любимого города.

3.Орфографическая работа.

- Итак, в путь! Сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзал и приобретем билеты на волшебный поезд.

Слайд 2. Курский железнодорожный вокзал.

  Так как мы собираемся совершить необычное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно выполнить задания, предложенные кассиром. И вот его первое задание:

Слайд 3.

                                            Орфографическая разминка

(В) (железнодорожный) округе, (красивейший) здание, (больш_й) вокзал, (архитектурный) достопримечательностью, (скрипуч_) вагон.

- Как вы думаете, что нам необходимо сделать?

- Давайте проверим, это ли задание подготовил кассир?

                                                   

Голос кассира за кадром: «Самостоятельно согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные».

- Какое правило о правописании окончаний имен прилагательных мы будем применять, выполняя это задание?

- Напомните это правило.

- Как это будет выглядеть на первом примере?

- Приступайте. Не забудьте указать вид работы: орфографическая разминка.

- Проверьте себя.

Слайд 4.

(В железнодорожном округе, красивейшее здание, большой вокзал, архитектурной достопримечательностью, скрипучий вагон)

- Признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка?

- Те, кто не совсем справился с заданием или у кого были сомнения, поставьте на полях напротив этого задания вопросительный знак зеленой ручкой. При проверке работ я это учту и путем индивидуальных заданий мы еще раз поработаем над этим правилом.

- Работая с этими словосочетаниями, какое еще правило о правописании прилагательных вам пришлось вспомнить? (о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных)

- Какие слова иллюстрируют это правило?

- Объясните написание этих слов.

- Какая загадка содержится в словосочетании скрипучий вагон?

- Какое правило спрятано в прилагательном скрипучий, если изменить форму этого прилагательного? (Правописание ь после шипящих)

- Напомните это правило.

- Приведите примеры.

- Ребята, на уроках мы говорили о правильном употреблении имен прилагательных. С какой нормой употребления мы еще раз столкнулись в слове красивейшее? ( с орфоэпической – правилами произношения)

- Запомните, в этом слове только одни вариант произношения: красивейшее.

- Поставьте ударение в этом слове. На полях нарисуйте значок: ОВ! – «Обратите внимание».

Голос кассира за кадром: « Поздравляю, задание выполнено успешно, вы получаете билеты на волшебный поезд. Счастливого пути!»

  1. Лексико-грамматические разряды прилагательных.


— Наше путешествие продолжается. Мы смотрим в окошки и вспоминаем, чем так славится Курский край.

   Авторская группа в составе Бурцевой А., Петровой П., Цукановой Д. подготовила творческий проект-презентацию на тему «Визитная карточка города Курска» с использованием прилагательных.

 

- Запишите в тетради зеленой ручкой следующий вид работы « Диктант-молчанка». Запишите прилагательные с именами существительными.

Презентанция

        -  Я рада, что всё-таки мы с заданием справились! Можно продолжать путь!

    5. Непостоянные морфологические признаки прилагательных.

Мы приближаемся к Базарной площади. Так ранее называлась современная Красная площадь.

Слайд 5. Базарная (Красная) площадь.

      - Как вы думаете, почему?

- Курск являлся немаловажным торговым центром. Развитию торговли способствовало его расположение на пересечении речных путей: Десны, Сейма, Тускари и т.д. Из города курские купцы увозили свои товары за границу, сюда прибывали заморские гости, промышляющие торговлей.

 

      Голос за кадром: «Станция Непостоянная».

- Какое-то странное название. Вы не знаете, почему?

- Здесь нас должны встречать. Но почему-то встречающие задерживаются.  Мы пока подготовимся к встрече с ними.

- Запишите следующий вид работы – «Четвертое лишнее»

- Спишите с доски. Подчеркните четвертое лишнее.

1. Падеж, спряжение, число, род.

2. (По) многоголосой (ярмарке) – Д.п., ед.ч., 1 скл., ж.р.

3. Разноцветные (платки) – прил., мн.ч., Им.(В.п.), м.р.

- Назовите «четвертое лишнее» под цифрой 1. Почему?

-//- под цифрой 2?

-//- под цифрой 3?

- Ребята, кто затрудняется, не забывайте о зеленом «вопросике».

 (звучит песня Н.Кадышевой)

- А вот и скоморохи! Здравствуйте, я рада встрече с вами!
 

(Инсценирование. Входят скоморохи, коробейники под веселую музыку)

1 скоморох: На ярмарку! На ярмарку!

 Спешите все сюда!

Торопись, честной народ!

                   Тебя ярмарка зовет.

 Все товары хороши!

 Что угодно для души!

 А товары не простые.

Все заданья удалые!

За оценки дорогие!

 И подарки расписные!

 У меня вопросик есть!

                   Ответьте мне старательно,

                   Что такое прилагательное?

Слайд 6. Курский государственный цирк.

Скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского цирка.

Медведи в танце кружатся,

Урчит проворный тигр.

Мы приглашаем вас прийти

В наш новый Курский цирк!!

Что ж, ответы – загляденье!

                   Прямо всем на удивленье!

 

Подходи-ка, детвора!

 Приз разыгрывать пора!

 Кто из вас повнимательней?

 Как изменяется прилагательное?

Слайд 7. Курский драматический театр имени А.С. Пушкина

 Скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского Драматического театра имени А.С. Пушкина.

                  Театр – полет свободной мысли,

                  В нем мир фантазии живет.

                  Чудесная игра актеров

                  Любых сердец растопит лед.

 Устали с вами не на шутку!

  Настало время физминутки.

Я высокий!

 А я ниже!

 Я широкий!

 А я уже!

Я силач!

 А я слабее!

 Я мудрец.

 А я глупее!

 Вот и солнце закатилось!

  Наша ярмарка закрылась!

                 

Все дружно: Приезжайте снова к нам!

                   Рады мы всегда гостям! (под музыку скоморохи уходят)

- Ребята, на какие слова вы обратили внимание, когда упражнялись  со  скоморохами? (ниже, уже, слабее, глупее)

- С точки зрения лексикологии что это за слова? (антонимы)

- Наше путешествие по Базарной площади закончилось.

- Ну что? Поехали дальше? Вдалеке виднеются огни новой станции  

3. Синтаксическая роль имен прилагательных. 

- И пока мы приближаемся, следующий вид работы – «Проверь себя».

Слайд 8. Коренная пустынь

- Перед вами текст под названием «Коренная пустынь»,  к нему задание. Это задание вы должны выполнить самостоятельно в карточках.  Будьте внимательны. Поезд движется с быстрой скоростью, поэтому не задерживайтесь. До стоянки осталось 3 минуты.

Прочтите текст и выполните задания В1-В3.

Коренная пустынь

   (1)  На правом берегу Тускари среди обширных рощ и садов приютилась обитель. (2) Ее белые храмы и здания живописно выглядывают из-за деревьев,  словно головки белых лилий из корзины зелени. (3) Соборный храм величественен.

Ответы на задания В1-В3 записывайте словами или цифрами.

В1 Укажите номер(а) предложения(й), в котором имя прилагательное является сказуемым.

  Ответ: ____________________________________________________________________________

В2  Из первого (1) предложения выпишите имена прилагательные, являющиеся в предложении определениями.

  Ответ: _____________________________________________________________________________

В3 Из второго (2) предложения выпишите все словосочетания

«прилагательное + существительное».

   Ответ: _____________________________________________________________________________

Голос за кадром: Станция «Синтаксическая»


- Проверим себя.

- Каким образом вы выполнили задание В1?

- Каким образом вы выполнили задание В2?

- Каким образом вы выполнили задание В3?

- Ребята, сделайте вывод. Какими членами предложения могут являться полные прилагательные?

- Краткие прилагательные?

- Те, кто испытывал затруднения, выполняя эту работу, напротив заданий поставьте вопросительный знак.

- Вложите карточки в тетради для проверки.

6. Роль имен прилагательных в речи.

- Ребята, вот мы и приближаемся к завершению нашего путешествия,  к нашему привычному Курску, к конечной станции.

Слайд 9. «Черно-белый» Курск.

- Но разве таким – черно-белым – видим мы наш Курский край?

(чтение учителем текста, записанного на доске)

Эта земля … . … степи тянутся вдаль. …лентой вьется  … река. Лучи солнца озаряют отблесками ее … поверхность. В … синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав. … ветерок коснется … камышей, и они споют … песню о нашей … стороне.

- Ребята, смог ли автор передать прелесть курской земли, насколько точно показал ее неповторимость? Почему?

- Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость курской земли, так как в тексте нет эпитетов (красочных прилагательных).

- Запишите следующий вид работы «Подбери эпитет».

- Чтобы наш текст не оставался без прилагательных, словно птица без крыльев, помогите автору передать красоту и своеобразие Курского края.

- Раскрасьте его, покажите его красоту и неповторимость. И пусть это волшебное имя прилагательное поможет вам выразить свои чувства, свою любовь к нашему городу. Пользуясь «Словариком эпитетов», вставьте прилагательные и озаглавьте текст.

Голос за кадром: «Станция выразительная».

- Ребята, кто из вас желает прочитать получившийся текст? (1-2 уч-ся)

Слайд 10 «Красочный» Курск.

- Ребята, посмотрите – вам удалось передать своеобразие и красоту нашего края – и город окрасился яркими, сочными красками.

- Какова роль имен прилагательных в нашей речи?

  1. Подведение итогов урока.

- Ребята, какие знания вам понадобились, чтобы совершить наше увлекательное путешествие?

- Какой учебный материал вы знаете хорошо?

- Какой учебный материал вам надо повторить?

8.  Домашнее задание.

- Работу по устранению выявленных недочетов вы проведете дома, повторив теоретические сведения по конспекту и составив словарный диктант из 15 слов, включающий те орфограммы, в знании которых вы сомневаетесь.

- Некоторые ученики в качестве домашнего задания получат индивидуальные задания: подготовить сообщение об этимологии слов: Пушкарная, Стрелецкая, Казацкая.

- Ребята, знакомы ли вам эти слова?

- Ребята, я надеюсь, что после нашего урока наш город открылся для вас по-новому, он стал вам ближе и роднее. Так давайте будем любить Курск, беречь его прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться званием курянин!

- В конце урока вас ожидает небольшой сюрприз. В знак того, что вам понравился наш урок и вы хотите продолжить совершать такие увлекательные путешествия,  возьмите из корзины красное яблоко. Если что-то разочаровало, возьмите зеленое яблоко. Кушайте на здоровье! И вспоминайте еще один символ Курского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока английского языка в 5 классе "Путешествие в Лондон"

Разработка открытого урока в виде ролевой игры для общеобразовательного класса со средним или выше  среднего показателем качества знаний по программе к УМК «Enjoy English» («Английский с удо...

Сценарный план урока по литературе. 7 класс

Тема урока по литературе в 7 классе - "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Конспект урока составлен в соответствии стребованиями ФГОС и представля...

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....

Сценарный план урока Английского языка «Великие умы человечества» 8 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС ОО по линии УМК "Spotlight"....

Сценарный план урока русского языка «Фразеологизмы» в 6 классе

Сценарный план урока русского языка  «Фразеологизмы»  в 6 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и включает описание формируемых способов деятельности и осуществляемых обуч...

Сценарный план урока русского языка (5 класс)

          Сценарный план урока русского языка (5 класс)...