Урок русского языка в 7 классе Тема: «Страдательные причастия настоящего времени» урок сочетает в себе ряд технологий: диалоговая, технология игрового обучения, здоровьесберегающие, компьютерные
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Герасимова Оксана Геннадьевна

      Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – комбинированный (изучение нового учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыки

      На уроке применены современные  педагогические технологии:

 - диалоговая технология включена в  повторение пройденного материала и проверку  выполнения  домашнего задания. 

- технология  игрового обучения и ее элементы: в начале урока загадка, которая заинтересовала не только сильных , но и слабых учеников, и на этапе закрепления игра «Четвертый лишний»

- технология дифференцированного обучения на  этапе закрепления изученного материала

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

- здоровьесберегающие технологии

Весь урок построен на технологии деятельностного    метода обучения.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stradatelnye_prichastiya_nastoyashchego_vremeni.docx43.66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ- Ворошиловская СОШ

  Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Страдательные причастия настоящего времени»

(урок сочетает в себе ряд технологий: диалоговая, технология  игрового обучения, здоровьесберегающие, компьютерные)

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов  М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

Самоанализ урока

      Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – комбинированный (изучение нового учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков)

      При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах,  индивидуальные особенности детей.

      Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

      На уроке применены современные  педагогические технологии:

 - диалоговая технология включена в  повторение пройденного материала и проверку  выполнения  домашнего задания. При помощи этой технологии  ….

- технология  игрового обучения и ее элементы: в начале урока загадка, которая заинтересовала не только сильных , но и слабых учеников, и на этапе закрепления игра «Четвертый лишний», которая …….

- технология дифференцированного обучения на  этапе закрепления изученного материала

- компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

- здоровьесберегающие технологии

Весь урок построен на технологии деятельностного    метода обучения.    

 

Их сочетание помогло учащимся научиться правильно образовывать страдательные причастия настоящего времени, выбирая нужную гласную в суффиксе; обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.

2.Повторение теоретического материала.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

5. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание.

ТЕМА: Страдательные причастия настоящего времени

ЦЕЛЬ:

Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о способах образования страдательных причастий настоящего времени

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие и совершенствование умения различать действительные и страдательные причастия, умения образовывать действительные причастия настоящего и прошедшего  времени

  1. Формирование умения образовывать страдательные причастия настоящего  времени, решая орфографические задачи (выбор гласной в суффиксах причастий)

.

  1. Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- компьютер

- учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

- карточки с заданиями для групп

- карточки-тесты (для каждого ученика)

- карточки - анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика)

До начала урока учитель раздает учащимся класса жетоны желтого и красного цвета, что дает возможность разделить класс на две группы: с хорошей и более слабой базовой подготовкой.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель:  - Организовать и психологически настроить детей на урок

           - Создать позитивное настроение

1. Формирование психологического настроя на урок.

- Доброе утро, ребята! Очень рада видеть вас. У нас сегодня в гостях Татьяна Николаевна- учитель русского языка и литературы из г. Одинцово.

 Повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово!»–  вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Готовы!”. А к чему вы готовы?

Выполняют задания учителя

Вытягивают руки перед собой ладонями вверх. По команде соединяют руки громким хлопком.

На уроке мы будем  сотрудничать  и активно работать.

Цель: - Добиться, чтобы дети самостоятельно определили  тему урока

          - Заинтересовать учащихся данной темой

          - Развивать логическое мышление

Задание занимательного характера – использование загадки вызывает интерес даже у «слабых» учеников. Дети самостоятельно формулируют тему и цели урока

2. Определение темы урока. Целеполагание.

- Ребята, а какая часть речи может так говорить о себе?

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

К тому же от действий других я страдаю.

Итак, загадка отгадана, и теперь можно объявить тему урока: «Страдательные причастия настоящего времени»

- Какую цель поставим перед собой?

- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока

-  Отгадывают загадку

Ответы:

Страдательное причастие

Познакомиться с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени, научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Записывают тему в тетрадь

Цель:  Повторить изученное о причастии и подготовить к изучению нового материала

Формы и методы работы: метод словесной передачи информации (диалог,), фронтальная работа, самоконтроль

3. Повторение теоретического материала

Диалоговая технология

Задание 1

- Ребята, давайте вспомним все, что мы изучили по теме  причастие? Дома вы должны были подготовить вопросы для одноклассников по теме : «Причастие». Работу организуем в виде диалога, кто желает принять участие в диалоге? (пара детей задают друг другу вопросы и отвечают на них)

- Что такое причастие?

- Как изменяются причастия?

- Какова синтаксическая роль причастий?

- На какие две группы делятся причастия?

Учитель: От чего зависит это деление?

Давайте остановим диалог …… и выполним задание

Задание 2( письменно в тетрадях)

Распределите причастия по колонкам    на

Действительные                                                    Страдательные

Плавающие листья, летящий шар, сшитое платье, склоняемое существительное, составляемый план, расцветающая роза, дремлющий старик, плачущий малыш, привезенный товар, приглашенный гость

Проверка

В это время 3 ученика работают у доски

Индивидуальная работа у доски

1 ученик: Образовать от глаголов действительные причастия настоящего времени (бушует, говорит, думать, кормить, дышать)

Сопровождает правилом об образовании д.п.н.в.

2 ученик: Образовать от глаголов действительные причастия прошедшего времени (решать, бежать, плескаться, отражаться, примыкать)

Сопровождает правилом об образовании д.п.п.в.

3 ученик: синтаксический разбор предложения.

Молчаливо стоят березы и клёны, покрытые инеем.

Сопровождается правилом о причастном обороте

Ученики вступают в диалог друг с другом

Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы Какой? и др.

Изменяются по числам, падежам, а в единственном числе по родам.

В предложениях причастие обычно бывает определением, реже- сказуемым.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.

Действительные причастия, обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета, а

страдательные  - признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

Выполняют задание, распределяют причастия по колонкам

Действительные причастия:

Плавающие листья, летящий шар, расцветающая роза, дремлющий старик, плачущий малыш

Страдательные причастия: сшитое платье, склоняемое существительное, составляемый план, привезенный товар, приглашенный гость.

Выполняют задание у доски

Бушующий, говорящий, думающий, кормящий, дышащий

Решавший, бежавший, отражавший, плескавшийся, примыкавший

( повеств, невоскл, простое, односостав., распростр, осложнено прич. оборотом и однородными подлеж) Схема

Цель:  Организовать работу так, чтобы дети самостоятельно изучили и поняли новый материал

Метод: поисковый метод и метод  зрительного восприятия информации

4. Изучение нового материала

 - Откройте учебник на стр. 52.

Задание. Используя опорный материал §20, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия настоящего времени.

Запомни: от некоторых глаголов страдательное причастие настоящего времени не образуется: брать, ждать, колоть, тереть и др.

Ученики делают самостоятельно вывод

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несов. вида при помощи суффиксов –ем (-ом) 1 спр, -им – 2 спр.

Цель: - Закрепить изученный материал, вызвать интерес к изучаемому

Формы и методы работы: метод передачи информации с помощью практической деятельности, фронтальная работа,  работа в парах,методы стимулирования и мотивации: эмоциональные ( поощрения), познавательные(творческое задание), социальные(создание ситуации взаимопомощи), метод контроля (тест), взаимоконтроль

5. Закрепление материала.

Выполнение упражнения 177 с 53

Выпишите страдательные причастия, образованные от глаголов 1 спр, затем- от глаголов 2 спр. Выделите суффиксы и окончания. Назовите виды орфограмм на месте пропусков.  

А теперь давайте сделаем самостоятельный вывод

Цель: Дать возможность отдохнуть посредством выполнения упражнений, стимулирующих мозговое кровообращение

Физкультминутка.

Цель: - Дать возможность отдохнуть

            - Проверить умение учащихся отличать действительные причастия от страдательных        

- Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультминутку. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должна руки вытянуть в стороны, а если есть причастие – поднять руки вверх.

«Василиса Прекрасная» (в стороны)

 «Спящая царевна» Жуковского (вверх)

 «Медный всадник» Пушкина (в стороны)

 «Говорящий свёрток» Даррелла (вверх)

 «Уроки французского» Распутина (в стороны)

 «Очарованный странник» Н.Лесков.(вверх)

 « Растрепанный воробей». К.Паустовский (вверх)

"Капитанская дочка" Пушкин( в стороны)

Тибетская гимнастика «для ума»

- А теперь давайте немного отдохнем и  выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение.

  • Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью.
  • Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки15 раз
  • Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку.

                     

Дифференцированные задания

Карточка №1 (голубой жетон)

Перепишите текст. Выделите суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Река, низвергаемая тугими водопадами, то вдруг неожиданно затихает, то обольстительно ласкается о мраморные скалы. Гонимые ветром волны набегают на песок. От согреваемой солнцем водной глади поднимается густой пар.

Карточка №2( розовый жетон)

Перепишите текст. Замените глаголы в скобках страдательными причастиями настоящего времени. Объясните написание гласных в суффиксах.

Серебрится река, слабо (озарять) луной. Шелестит камыш, чуть (колебать) ветром. Чьи-то голоса, (слышать) издалека, гулко раздаются в ночной тишине. Вдали стоял почти (не видеть) лес.

Одновременно 1 ученик выполняет задание на компьютере

ИКТ

Работа с компьютерной программой.

Задание. Распределить по колонкам действительные и страдательные причастия

Игровая технология

Игра «Четвёртый лишний»

Давайте посмотрим, как теоретические знания вы применяете на практике. Игра «Четвёртый лишний». Из ряда представленных слов нужно найти одно лишнее и исключить его по какому-либо признаку.

1) Горящий, колеблющий, горячий, бегущий.

 2) Объясняющий, решаемый, потухающий, ревущий.

 3) Играющий, падающий, слышащий, шепчущий.

 Тест на выявление усвоения материала

А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Страдательные причастия настоящего времени»

Предлагаю вам ответить на вопросы теста. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов)

Взаимопроверка

1 вариант

1. Найдите словосочетания причастие+существительное

1) седой старик

2) седеющий мужчина

3) потемневшее небо

4) темные волны

5) тертый сыр

2. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков подчеркнутых слов:

1) летящий шар – прилагательное

2) упавший лист – глагол

3) поднятая с пола – прилагательное

4) накормленный ребенок – действительное причастие

5) составляемый на год план – страдательное причастие

3. Найдите словосочетание с действительным причастием

1) проверенный дневник

2) играющий мальчик

3) построенный дом

4) накрытый скатертью

5) покрашенный краской

4. Найдите словосочетание со страдательным  причастием настоящего времени

1) сидящая девочка

2) рассказывающий о путешествии

3) борющийся за свободу

4) приглашаемый собранием

5) испугавшаяся птица

2 вариант

1. Найдите словосочетания причастие+существительное

1) смелый зайчонок

2) осмелевший малыш

3) могучий  дуб

4) засеянные поля

5) освещенный лес

2. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков подчеркнутых слов:

1) раскрытая книга – прилагательное

2) выросший куст – действительное причастие

3) летучий газ – действительное причастие

4) читающий мальчик – страдательное причастие

5) поднимаемый со дна – глагол

3. Найдите словосочетание с действительным причастием

1) прочитанная ученицей

2) летающая бабочка

3) написанные слова

4) обнаруженная отцом

5) разведенная краска

4. Найдите словосочетание со страдательным  причастием настоящего времени

1) поющие дети

2) летавший над городом

3) изучаемый вопрос

4) пробегающие по дороге

5) говоривший о лете

Выполняют упражнение  по цепочке с места.

1 спр: нагреваемый, склоняемым, управляемым, обрабатываемое, вычитаемые, разрезаемую, приготовленном, составляемым.

2 спр.: видимому (искл) множимом

Делают самостоятельно вывод

Рассуждаем так… с 53 учебника

Выполняют упражнения

Выполняют задания по индивидуальным карточкам

Сдают карточки учителю

Ответы детей

Горячий - прилагательное

Решаемая- страдат причастие

Слышащий- действит. прош. времени

Выполняют задание по вариантам

Проверка – работа в парах

Цель: Обобщить изученное

Обобщение информации посредством практической деятельности и тактильного киностетического ее восприятия

6. Итог урока

Цель: Помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке и осознать полезность данного урока

Позволяет каждому ученику увидеть, где он не доработал. У ребенка появляется цель: над чем ему еще следует поработать.

7.Рефлексия

Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует поработать? Зачем нам нужен был этот урок?

А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа

1.Своей работой на уроке я    доволен/ не доволен

2.Урок мне показался    интересным /скучным

3.После урока мое настроение  улучшилось /ухудшилось

4.Материал урока  будет мне полезен/бесполезен

Заполняют анкету

Цель: Оценить работу учащихся на уроке. Методы стимулирования и мотивации на уроке: эмоциональные, познавательные, устные, социальные и письменные.

8. Выставление оценок

Цель: - Закрепить знания, полученные на уроке

          - Развивать творческие способности и умение оценивать свои силы

9. Домашнее задание

Выполнить упр 119 с 53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"

Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...

Проект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"

Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уро...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"

Данная презентация поможет учителю в объяснении сложного и чрезвычайно важного учебного материала - причастия....

Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)

Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-)...

Паспорт урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"

На уроке обучающиеся ответят на вопросы: 1. Что такое страдательное причастие настоящего времени?                           ...