Элективный курс по русскому языку "Искусство образной речи"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Непряхина Ольга Александровна

Элективный курс для 11 класса по русскому языку для подгготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po_rus.yaz_.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 38 часов.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – грамотное и творческое владение речью во "взрослой" жизни. Разумеется, знание категорий и единиц языка, устройства языковой системы необходимо. Эти знания закладывают основу языковой грамотности, понимания сущности и структуры языковой системы. Но это цель общего образования, которые начинают формироваться с 5 класса.

Однако высшим уровнем постижения языка является стилистическая грамотность. Данный элективный курс и призван помочь учащимся повысить этот важнейший вид грамотности.

Курс соответствует « Закону об образовании» и принципам системы современного образования: формирует культуру речи, развивает способности заниматься гуманитарными науками.

Учитывается и специфика учебного заведения, где будет проводиться данный курс. Учащиеся, приходящие на 1 курс, то есть в 10 класс, имеют разный уровень подготовленности по русскому языку. Поэтому основной особенностью этого элективного курса является совершенствование умений работы с текстами разных стилей и умение находить средства художественной изобразительности, классифицировать их и уместно применять в письменной и устной речи.

В условиях современного образования это дает возможность совершенствовать ЗУНы учащихся по русскому языку и готовит к успешной сдаче ЕГЭ.

В элективном курсе можно выделить два основных раздела:

  1. Общие сведения о стилистике и её место в системе языка.
  2. выразительные средства языка:

а) тропы

б) стилистические фигуры

в)  звуковые средства художественной изобразительности.

Цели элективного курса:

  • углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях;
  • научить различным приемам использования   выразительных средств;
  • способствовать росту речевой культуры учащегося.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
  • сопоставление данных в тексте синонимичных вариантов выражения одной и той же мысли;
  • проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических компонентов);
  • самостоятельное употребление той или иной стилистической единицы в собственной речи (письменной и устной);
  • пользование словарями и справочной литературой лингвистического характера.

Данный элективный курс предусматривает постепенное нарастание трудностей в заданиях, повышение самостоятельной работы учащихся с текстом, а так же практическое применение знаний.

В результате изучения курса учащийся должен уметь:

  • владеть письменной  и устной речью;
  • владеть навыками стилистического анализа единиц текста;
  • проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач различного рода.

Используются такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками и наблюдениями учащихся, а также созданы условия для развития творческой познавательной активности учащегося.

При обсуждении теоретических вопросов используются такие приемы, как: лекция, беседа, устные выступления учащегося.

Также используется самостоятельные исследования текстов художественной литературы с целью решения поставленных перед учащимися задач, составление текста для устного выступления на заданную тему, рецензирование текста, сообщение как резидент наблюдений.

Результатом обучения данного элективного курса является проект – написание собственного исследования в форме реферата с последующей презентацией и защитой перед аудиторией.

Содержание элективного курса.

Раздел 1.

Урок №1.

Что такое стилистика.

Место стилистики в системе наук о языке.

История термина "стиль". Основные направления современной стилистики.

Важность стилистики. Потребность обучения языковому мастерству.

Ключевые слова и выражения: устная речь, письменная речь. Словесная ткань, проблемы культуры речи. Речевая деятельность.

Урок №2, №3.

Многосторонняя стилистика.

Понятие о стилистике и культуре речи. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика (стилистика слова).

Ключевые слова и выражения: выразительные средства языка, стилистическая окраска слова, фразеологические выражения, грамматическая форма. Виды речевой деятельности. Литературный жанр. Закономерности строения конкретной речи. Образец национальной речевой культуры. Мастер слова.

Урок №4, №5.

Функциональная стилистика.

Понятие о стиле. Время возникновения стилистики. Функциональные стили языка и их основное признаки. Назначение стилей. Сфера употребления стилей. Языковые приметы. Культура стиля. Вопрос о смешении стилей. Вопрос о выделении стиля художественной литературы. Соотношение понятий «стиль», «подстиль», «жанр».

Ключевые слова и выражения: язык как средство общения, творческая характеристика языка, устойчивый стиль. Периодическая печать. Массовая коммуникация. Точность искусства (в отличие от точности грамматики). Языковые богатства. Ресурсы языка.

Урок №6, №7.

Практическая стилистика.

Функциональная и грамматическая стилистика. Формирование коммуникативных единиц. Нормативная лексика. Принцип «экономии». Тенденции практической стилистики. Сопоставление классиков и современных писателей.

Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный) анализ текста.

Урок №8.

Стилистика и культура речи.

Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Варианты стилизации: историческая, социальная, психологическая.

Ключевые слова и выражения: уровень использования богатств языка. Степень владения языком. Правильность речи. Точность речи. Стилизация. Несобственно прямая речь.

Раздел 2.

Стилистический анализ слов и предложений.

Урок №1.

Лексическая стилистика.

Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике. Эмоционально и экспрессивно окрашенные слова. Функционирование в тексте в качестве стилистических средств многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Стилистические функции диалектизмов, профессионализмов и терминов.

Ключевые слова и выражения: омонимы, синонимы, антонимы, стилистическая роль синонимов, виды диалектов, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы.

Урок №2.

Стилистическая роль старославянизмов.

Взаимодействие русского языка со славянским. Старославянский язык. Фонетические и словообразовательные признаки старославянизмов. Лексические старославянизмы. Поэтические старославянизмы.

Ключевые слова и выражения: древнегреческий язык, старославянский язык, современный русский язык, поэтический язык, лексическая ошибка, старославянские эпитеты, стилистические ошибки.

Урок №3.

Фразеологическая стилистика.

Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значение фразеологизмов. Формы фразеологизмов. Роль устойчивых словосочетаний. Соотнесение устойчивых словосочетаний в речи. Авторская переработка фразеологизмов.

Ключевые слова и выражения: фразеологизмы, устойчивые сочетания слов. Свободные и несвободные сочетания слов.

Урок №4.

«Хороший» и «дурной» вкус.

Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе, в языке и в жизни. Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина – начало современной русской литературы. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.

Ключевые слова и выражения: соразмерность, сообразность, книжность, сочинительство.

Урок №5.

Слово и сфера его употребления.

Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значение слов. Психологический механизм возникновения противоположного значения.

Ключевые слова и выражения: искусство слова, языковая метафора, поэтическая метафора.

Урок№6.

Средства художественной изобразительности.

Изобразительность слова в прямом и переносном значении. Тропы и фигуры речи. «Звуковой символизм», «поэтическая этимология» .

Ключевые понятия и выражения: автология и металогия, тропы, «словесная инструментовка», ритм, интонация.

Урок №7.

Словообразование  и словотворчество .

Структура многозначного слова. «Прозаическое» и «поэтическое» мышление. Набор схем, по которым могут быть образованы слова. Неологизмы. Словотворчество. Принципы словотворчества. Словотворчество в поэтической речи.

Ключевые слова и выражения: чувственно-образное слово. Принцип понятности. «Самовитое слово». «Заумный язык». Курьез.

Урок №8.

Слово-образ. Метафора.

Природа возникновения метафоры. Разновидности  метафоры. Метафора в художественном произведении. Применение метафоры в литературном произведении и в живой речи. Развернутые метафоры и их роль в тексте художественного произведения. Близость метафоры к сравнению.

Ключевые слова и выражения: образность, развернутая метафора, реализация метафоры.

Урок №9, №10.

Эпитет, сравнения, аллегория, перифраза.

Отличие метафоры от эпитета. Художественные и нехудожественные произведения. Оригинальность эпитета. Постоянные эпитеты и их роль в произведении. Природа и состав сравнения. Развернутые сравнения в художественных произведениях. Отрицательные сравнения. Аллегория в баснях, в произведениях УНТ. Аллегорические фамилии персонажей. Средства художественной изобразительности в поэзии и живописи. Перифразы.

Ключевые слова и понятия: эпитет , сравнение , метафора. Аллегория. Перифраза.

Урок №11.

Метонимия.

Многообразие метонимии. Метонимия в художественной литературе и в повседневной речи. Пути образования метонимии.

Ключевые слова и понятия: разновидность метаформ, ассоциации по смежности.

Урок № 12.

«Забавные» и «коварные» слова.

Роль тропов в создании комического эффекта. Гипербола, ирония  и сарказм. Роль иронии в художественном произведении.

Ключевые понятия и выражения: комическое, комический эффект в художественных произведениях, гипербола, ирония, сарказм, острота.

Урок № 13,14.

Фигуры речи.

Инверсия, антитеза, бессоюзие и многосоюзие, умолчание, эллипсис . Прямой и отрицательный параллелизм. Риторические вопросы, восклицания.

Урок № 15.

Инверсия в прозе и стихотворной речи.

Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение. Логическое ударение. Инверсия в прозе и стихотворении. Сходства и различия в порядке слов в прозаической и поэтической речи.

Ключевые слова и выражения: инверсия, такт. Начальное ударение. Конечное ударение. Повышение и понижение тона. Ритм. Мелодика. Перенос.

Урок № 16 ,17.

Средства словесной инструментовки.

Понятие «словесная инструментовка». Аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукозапись. Музыкальность стихотворной речи. Звуковые средства художественной выразительности в стихотворении Бальмонта.

Ключевые слова и понятия: звукозапись, аллитерация и ассонанс, музыкальность, рифма, строфа.

Урок №18.

Народная этимология, поэтическая этимология.

 Обновление значения слова.

Понятие «народной этимологии». «Переозвучивание» слов как средство художественной изобразительности. Случаи подбора ряда ассоциаций по звучанию слов как одно из средств звуковой изобразительности. Каламбурные рифмы.

Урок № 19 ,20.

Контрольная работа.

Элективный курс «Искусство образной речи».

Раздел 1.

Что есть стилистика?

Тема

Количество часов

Форма работы

Контроль на уроке

  1. что такое стилистика? Место стилистики в системе наук о языке.

2

Беседа. Редактирование собственного теста.

Устный опрос.

  1. эта многосторонняя стилистика.

2

Урок-практикум.

Создание презентации.

  1. функциональная стилистика.

2

Семинар, исследование текста.

Практическая работа.

  1. стилистика и культура речи.

2

Работа с исследованием текстов.

Редактирование текста.

  1. коммуникативная стилистика.

1

Практикум. Работа с поэтическими и прозаическими текстами.

  1. зачет по теме «Что есть стилистика».

2

Конференция.

  1. стилистика и лексика русского языка

2

Лекция, работа с текстом.

  1. стилистическая роль старославянизмов.

1

Лекция с элементами беседы. Практические работы с текстом.

Письменные ответы на вопросы

  1.      стилистка и фразеология.

Стилистическое исправление фразеологизмов в художественной литературе и публикации

1

1

Беседа. Фразеологический аукцион.

Творческая лаборатория

Сочинение.

Доклады.

  1. «Хороший» и «дурной» вкус.

1

Лекция с элементами беседы. Исследование.

Поисковая работа не примере текстов.

  1. Сфера употребления слова

1

Семинар.

Тест.

  1. Словообразование и словотворчество.

1

Урок-игра.

  1. Средства художественной изобразительности. Общее понятие.

2

Лекция. Заполнение таблицы примерами.

Поиск примеров из художественной литер.

  1. Слово-бразительность. Метафора.

2

Лекция с элементами беседы

Тестовая работа.

  1. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза.

2

Практическая работа

Выводы на основе практической работы.

  1. Метонимия

1

Беседа, позволяющая, выявить насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме.

Тест.

  1.  «Забавные» и коварные «слова»

1

Работа в группах.

Проверочная работа.

  1. Инверсия в прозе и в стихотворении

1

Лекция учителя с элементами беседы.

Викторина.

  1. Фигуры речи

2

Семинар-практикум

Творческие задания

  1. Средства словесной инструментовки

2

Работа в группах

Устные сообщения учащихся

  1. Практикум

Тесты

  1. Практикум

Тесты

  1. Практикум

Тесты

  1. Практикум

Тесты

  1. Народная и поэтическая этимология

2

Устные сообщения учащихся.

Диктант

  1. народная и поэтическая этимология. Обновление значения слова

1

Конкурс творческих работ.

Тест.

  1. фигуры речи

2

Семинар-практикум.

Творческое задание.

  1. зачет в виде исследовательской работы, закрепляющий навыки работы с текстом

2

  1. анализ работ

2

Тема

Количество часов

Формы работы

Контроль на уроке

  1. стилистика и лексика русского языка

2

Лекция, работа с текстом.

  1. стилистическая роль старославянизмов.

1

Лекция с элементами беседы. Практические работы с текстом.

Письменные ответы на вопросы

  1.      стилистка и фразеология.

Стилистическое исправление фразеологизмов в художественной литературе и публикации

1

1

Беседа. Фразеологический аукцион.

Творческая лаборатория

Сочинение.

Доклады.

  1. «Хороший» и «дурной» вкус.

1

Лекция с элементами беседы. Исследование.

Поисковая работа не примере текстов.

  1. Сфера употребления слова

1

Семинар.

Тест.

  1. Словообразование и словотворчество.

1

Урок-игра.

  1. Средства художественной изобразительности. Общее понятие.

2

Лекция. Заполнение таблицы примерами.

Поиск примеров из художественной литературы.

  1. Слово-бразительность. Метафора.

2

Лекция с элементами беседы

Тестовая работа.

  1. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза.

2

Практическая работа

Выводы на основе практической работы.

  1. Метонимия

1

Беседа, позволяющая, выявить насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме.

Тест.

  1.  «Забавные» и коварные «слова»

1

Работа в группах.

Проверочная работа.

Литература для учащихся.

  1. А.И. Горшков. Русская словесность 10-11 кл. Учебник  для общеобразовательн учреждений, «Дрофа», Москва 2004г.
  2. Г.Я. Солганик , Г.Н.Владимирская. стилистика русского языка. 10-11кл. 2004г.
  3. Фразеологический словарь русского языка/под редакцией А.И. Молоткова.-М., 1979
  4. Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1983
  5. Одинцов В.В. О языке художественной прозы- М.: Наука,1973
  6. Колосов В.В. История русского языка в рассказах.- М: Просвещение, 1982.
  7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М.: АСТ-ЛТД, 1998

Литература для учителя.

  1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка.- М.,1994г.
  2. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник.- СПб., 2001.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка.- 4-ое издание- М., 2002г.
  4. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник.- М., 2003
  5. Шанский Н.М, Зимин В.Н., Филиппов А.В. школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний.- М., 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов по русскому языку для 9-хклассов "Культура речи"

Слово создаёт нас, а мы – слово. При помощи слова мы выражаем свои мысли, чувства, говорим о своих желаниях.Очень скоро каждый из вас выйдет во взрослый мир, где умение грамотно пользоваться словом им...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).

Цельданного элективного курса  – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи  и стилистике за курс 5 – 8-х  классов, а также знаний, полученных в 9-м...

Элективный курс по русскому языку "Учимся дискуссионной речи"

Цель данного элективного курса: научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения; вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать св...

Рабочая прграмма элективного курса по русскому языку "Культура речи" в 10 классе

Программа базируется на программно- методических материалах М. Т. Баранова (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа, М., 2001 г.)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»

Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование  предложени...

Элективный курс по русскому языку «Деловая речь. Деловое письмо»

Предлагаемая программа  элективного курса "Деловая речь. Деловое письмо" направлена на удовлетворение познавательных интересов в области профессиональной деятельности человека.Занятия имеют практ...