Программа факультативного курса "Искусство риторики и дискуссии" 10 класс
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Дорохина Светлана Васильевна

Программа факультативного курса "Искусство риторики и дискуссии" 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30

имени М.К. Янгеля»

Искусство риторики и дискуссии

(программа факультативного курса для 10 класса)

Образовательная область: филология

         Автор:

Дорохина  Светлана Васильевна ,  

                    учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 30 имени М.К Янгеля»

   

                                                       

г.Братск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Титульный лист

 2. Пояснительная записка                                                        

3. Содержание программы                                                      

4. Учебно-тематический план курса                                      

 5. Литература                                                                          

Пояснительная записка

        Обоснование необходимости введения данного курса

Дар слова – одна из величайших способностей человека. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.  Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека.

В настоящее время отмечается снижение речевой и ораторской культуры. Факультативный курс «Искусство риторики и дискуссии» поможет учащимся научиться слушать и понимать собеседника; в достойной культурного человека форме общаться, выбирать свой стиль общения, быть корректным по отношению к оппоненту. Факультативный курс носит социально-ориентированный характер, что будет способствовать социализации учащихся и повышению культурного уровня старшеклассников в целом.

Вид программы

по назначению: факультатив

по авторству: адаптированная (скорректированная программа)

Программа курса представляет собой адаптированный вариант авторской программы, составленной С.В. Долматовой, учителем русского языка и литературы школы № 120 г. Волгограда. Программа опубликована в учебно – методическом пособии «Профильное обучение» под редакцией Т.В. Черниковой. – Москва: Творческий Центр «Сфера», 2006. (Педагогическое мастерство).

Назначение программы

Программа предназначена для учащихся 10-х классов

Продолжительность реализации программы

Программа  рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель: развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование навыков и умений рационального речевого поведения в бытовых, социальных, профессиональных ситуациях.

Задачи:

  • дать учащимся представление о риторике как искусстве и науке публичного выступления;
  • научить строить устное выступление с соблюдением литературных норм языка: грамотно, точно, логически стройно, выразительно излагать собственные мысли;
  • научить слушать и слышать собеседника, последовательно и убедительно отстаивать свою точку зрения;
  • преодолевать и предупреждать конфликты с применением методов конструктивной дискуссии.

Содержание программы 

Содержание программы факультативного курса включает в себя теоретический и практический материал и предполагает следующее соотношение учебных часов: 15 часов на изучение теории и 19 часов на практические занятия.

Содержание программы направлено на решение проблемы формирования коммуникативных способностей учащихся. Использование средств дискуссии позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников образовательного процесса в обсуждение актуальных вопросов, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновении различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Факультативный курс на основе теоретического и практического материала поможет учащимся легко и правильно вступать в контакты с людьми, понимать поведение собеседника, преодолевать барьеры в общении.

Структура программы

Структура программы включает два взаимосвязанных раздела:

1. «Искусство быть оратором» (риторика как наука об ораторской речи, теория красноречия).

2. «Искусство дискуссии. Основы полемического мастерства» (дискуссия и дискуссионная речь).

 Построение программы

 Построение программы блочное. Учащиеся могут качественно освоить второй раздел, опираясь на те умения, которые были получены в первом разделе.

Формы проведения занятий:

  • лекция учителя;
  • сообщения учащихся;
  • практические упражнения творческого характера;
  • ролевые и деловые игры;
  • дискуссии;
  • анализ конфликтных ситуаций.

При выполнении заданий учащиеся могут работать в группах, парах, индивидуально.

Позиция, занимаемая учителем в процессе обучения

Позиция учителя  зависит от формы проведения занятий. Учитель может выступать как информатор, как консультант и советник, как ведущий дискуссии. Позиция равноправного участника – самая предпочтительная при проведении групповых обсуждений, так как доминирующая позиция безусловной правоты учителя будет разрушать целевые установки курса. Важный принцип преподавания – создание на уроках атмосферы доверия и свободного обмена мнениями.

 Предполагаемые результаты обучения

Учащиеся приобретут следующие умения:

  • строить собственную речь, анализировать и оценивать чужую речь;
  • участвовать в диалоге, соблюдая этические нормы и правила его ведения;
  • участвовать в дискуссии и вести дискуссию, подводя её итоги в виде резюме;
  • задавать вопросы разных типов, правильно формулировать ответы.

Формы контроля

Контроль  усвоения программного материала осуществляется при выполнении

практической части программы (выполнение самостоятельных работ, публичные  

выступления, участие в ролевых и деловых играх, выполнение проекта).

Ресурсное обеспечение

1.Учебная литература по программе курса

2.Компьютерные презентации

3.Раздаточный дидактический материал (тексты выступлений для анализа,

   памятки, задания для индивидуальной и групповой работы)

4.Система упражнений для отработки дикции.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА

Темы

Всего часов

Теория

Виды

деятельности учителя и учащихся

Практика

Виды деятельности учителя и учащихся

Раздел 1. Искусство быть оратором.

Тема 1. Риторика как искусство красноречия и как наука.

1

1

Лекция,

компьютер-

ная презен-

тация

Экспресс-опрос учащихся на тему «Можно ли обойтись без общения?»

Тема 2. Из истории ораторского искусства.

       

    1

1

Сообщения учащихся

о мастерах ораторского искусства

Тема 3. Виды ораторского искусства.

2

1

Лекция

1

Состязание ораторов на тему «Эффективно ли бороться с неформаль-ными молодёжными объединения-

ми с помощью запретов?»

Тема 4. Произносительная сторона публичного выступления

2

1

Лекция

1

Упражнения

на совершен-

ствование

дикции

Тема 5. Культура речи оратора.Основные требования к языку публичного выступления.

Невербальные и вербальные средства общения.

Правильность и точность речи.

Ясность, краткость и логичность речи.

Чистота, богатство и выразительность речи.

Семинар по теме «Основные требования к языку публичного выступления».

1

1

1

2

1

1

1

Компьютер-

ная презен-

тация

Лекция

Лекция

Лекция

2

 

Семинар

Тема 6. Психологические основы ораторского искусства

2

1

Лекция

1

Ролевая игра «Самоподача»

Составление

памятки (работа в группах)

Тема 7.

Подготовка и проведение публичного выступления.

Публичные выступления по заданной теме.

3

1

Лекция с использова-

нием ком-

пьютерной презентации

      2

Составление плана выступления,

подбор

языковых

средств

Выступления учащихся

Тема 8. Ошибки, допускаемые в  публичном

выступлении.

1

1

Анализ

выступлений и ошибок

Итого

17

9

8

Раздел 2. Искусство дискуссии. Основы полемического мастерства

Тема 1. Из истории искусства спора. Спор, дискуссия, полемика.

1

1

Лекция с использова-

нием компьютер-

ной презентации

Конспектиро-

вание

Тема 2. Культура спора. Основные правила его ведения.

  3

     1

Лекция с элементами беседы

      2

Анализ споров между

литературны- ми героями

Тема 3. Искусство убеждать. Приёмы аргументации и убеждения.

3

1

Лекция с использова-

нием ком-

пьютерной

презентации

2

Ролевая игра

Составление

памятки

«Учись диску-

тировать»

(работа в группах)

Тема 4. Конфликты в нашей жизни.

2

1

Компьютер-

ная презентация

Лекция

1

Анализ и раз-

решение конфликтных

ситуаций

(работа в группах)

Тема 5. Искусство постановки вопроса и формулировки ответа.

2

1

Лекция,

выступления

учащихся

1

Практикум «Постановка вопроса и формулиров-ка ответа»

(работа в парах)

Тема 6. Активные формы общения.

2

1

 Лекция

1

Деловая игра

Тема 7. Выполнение проекта

(разработка и реализация сценария ток-шоу)

4

Проект

4

Выполнение проекта

(разработка и реализация

сценария

ток-шоу)

Итого:

17

6

11

                         

                         Итого:

34

15

19

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение.- М., 1981

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов.- Ростов на Дону, 2006

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1986

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М.,1993

5. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.- М., 1990

6. Михальченко Н.А. Риторика.- М., 1994

7. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.- М.,1991

8. Панасюк А.Ю. Как победить в споре или искусство убеждать.- М., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по географии 6 класс "Мордовский край"

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении. Необходимость изучения своей малой Родины в...

Программа факультативного курса "Компьютерная графика", 8 класс

Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы....

Программа факультативного курса ЗОЖ для 7 класса

Программа расчитана на 18 часов....

Программа факультативного курса для учащихся 11 классов «Дополнительные главы математики»

Данный факультативный курс рассчитан на углубление и расширение знаний старшеклассников по предмету для успешной сдачи выпускных экзаменов по математике....

Программа факультативного курса «Риторика" для детей с задержкой психического развития» (5-6 классы)

Программа данного факультативного курса составлена на основе учебного пособия «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, которая является составной частью учебников образовательной системы «шк...

«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

         Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

      Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...