Работа над сочинением в старших классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Подготовка к экзамену по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_sochineniem.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 6.1.18

Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

      (1) В чем смысл нашего общения с искусством, литературой?
      (2) Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. (3) Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4) Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»...
      (5) Но это не все: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче еще на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6) Я написал сейчас «еще на одну жизнь». (7) Но нет! (8) Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9) В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов жизней. (10) Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений...
      (11) Хороший читатель — соавтор писателя. (12) Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (13) А ведь ради этого и работает писатель. (14) Чтобы научить видеть.
      (15) Я написал сейчас «духовная жизнь». (16) А доступна ли она любому человеку?..
      (17) Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (18) Духовная жизнь — это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (19) Мы духовны, когда беседуем о чем-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (20) Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (21) Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности... (22) И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому. (Е. Богат)

Задания

      1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему текста, его идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
      2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
      Уточните, о чем этот текст, какова его проблематика.
      Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
      Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
      Оцените речевое оформление текста. Выделите наиболее яркие средства языковой выразительности, определите их роль в тексте.

   Текст Евгения Богата очень интересен, содержателен. В нем  автор поднимает важные проблемы: общение с искусством, духовность жизни. А что может быть важнее духовности? Ведь именно от духовного богатства человека зависит его дальнейшая жизнь.

    Е.Богат считает, что  когда мы читаем книги, слушаем симфоническую музыку, смотрим картины известных живописцев, то «наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений...» Акцент журналист делает именно на  целое поколение,  «не на одну, а на миллион жизней»

   Еще один важный момент, когда Е.Богат называет хорошего читателя соавтором писателя. Только тогда читатель будет  видеть то, что хотел изобразить в произведении автор. Только тогда мы «… начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается».

  В тексте много раз повторяется выражение «духовная жизнь», т.е.  для журналиста важна в человеке его духовность. А каждому ли человеку доступна духовная жизнь?

Е.Богат отмечает, что «мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности...»

  Я согласна с позицией автора и попробую высказать доказать это своим стихотворением.

 Жизнь прожита уже наполовину,

И если все же посмотреть назад,

Увидишь, кто бросает тебе в спину

Косой, завистливый, недобрый взгляд.

Хорошей быть для всех… Нет, не реально,

Всегда найдется тот, кто не поймет.

Не может человек быть идеальным,

Где-то оступится, чего-то не учтет.

Но все же нужно быть добрей и чище,

Стараться жить законами добра,

Чтобы потом на смертном пепелище

Мне не просить у Бога за себя.

И в храм прийти не только, когда больно,

Не только, когда хочешь попросить,

А в храм прийти, когда ты всем довольна,

И хочешь Бога ты благодарить,

Что ты жива, что живы твои дети,

Что есть достаток, пища на столе,

Что ты счастливей всех на этом свете,

Ведь ты живешь в согласии  и добре.

Не умоляй о чем-то материальном,

Бессмертной будет только лишь душа,

И пусть твердят: «Она ведь не реальна!»

А я отвечу: «Что ж болит тогда?»

Вот молча встану я перед иконой,

И свечку я Спасителю зажгу.

Моя молитва будет пусть не новой:

Вновь о добре, согласии попрошу.

Не бойтесь в храм войти, когда сомненья,

Когда тревожно, мерзко, тяжело,

Когда все выносить уж нет терпенья,

Чуть-чуть общенья с Богом … и легко!

   Формы духовной жизни разнообразны: общение с искусством, наслаждение красотой окружающей природы, доверительные беседы с другом, посещение храма… Самое главное, каждый из нас должен жить в гармонии с собой, тогда появляется смысл общения с искусством и литературой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающая работа по орфографии в старших классах

АННОТАЦИЯКак научить учащихся грамотно писать, знать и умело применять орфографические правила? Эти вопросы постоянно возникают у многих учителей. Автор данной работы, опираясь на материалы различных ...

Система работы над изложениями в старших классах школы глухих.

В этой методической разработке подробно излагается система работы над изложениями в старших классах при подготовке глухих учащихся к ГИА. Система работы над изложением, в котором выделяется несколько ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ

РАБОТА НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ...

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Работа над кантиленой в старших классах музыкальной школы в классе фортепиано

Методическая разработка раскрывает основные принципы и приемы работы над пьесами кантиленного характера в классе фортепиано...

Работа над сочинением в старших классах

Работа с текстом. Подготовка к экзамену по русскому языку...