Комплексный анализ текста в 5 кл. (Языковой материал к уроку русского языка)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Колотухина Елена Владимировна

Комплексный анализ текста в 5 кл.  (по программе Л.В. Рыбченковой, 3-я четверть)  в двух вариантах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста (5 класс)

Вариант 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

          В  окт..бре  пустуют  л..са  и  п..ля.  Ветер  св..стит   в ж..сткой  стерне  на  п..лях  и  в  голых  суч..ях  в  л..су.  Ветер гонит  тучи  по  небу  и  волны  по  воде. Ветер  срывает  с дерев..ев  последние  лист..я  и  гонит  на  юг  последние  стаи п..р..лётных  птиц. Ветер  гудит  в пр..водах   б..р..банит  в окна. Ветер,  всюду  ветер. Разгульный ветер — лист..бой!

           А вот ж..телям  л..сов  и  п..лей  в окт..бре    д..стаёт..ся! Х..мяки   п..левые  мыши  в норках  зёрна  на  зиму  з..п..сают. Белки  куницы   лисы  в  тёплые  зимн..е  шубы  п..ре..делись. Г..рностаи   ласки   зайцы — беляки и белые куропатки загодя белые  м..скировочные    х..латы  з..к..зали — чтоб на снегу их было не видно. Б..рсуки    медведи  б..рлоги  и  норы  укромные ..блюбовали.   Бобры   ..сины   валят    соч..ные   ветки   на зиму з..п..сают.   Ветер на лес..ных ж..телей страху и холоду н..пускает.

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

1. Озаглавьте текст.

2. Сформулируйте и запишите  его тему.

3. Найдите по одному слову, в котором:

 1)букв столько же, сколько звуков____________________________

 2) букв больше, чем  звуков_________________________________

 3) звуков  больше, чем букв_________________________________

Запишите  транскрипцию этих  слов.

4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих» и                 «Проверяемые  безударные гласные в корне».

5. Подчеркните  все глаголы  как члены предложения, выделите их окончания.

6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.

7. Выпишите предложение, в котором  ------  и  ===   выражены   именами   существительными  в   Им. падеже.  Подчеркните грамматическую основу.

8. Перечислите, какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?

Комплексный анализ текста (5 класс)

Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

          П..следн..я   улыбка   со..нца   млеет  и  гаснет  на  нежн..й  зелен..  растущ..й   б..рёзки.  Р..спускают..ся   её   ш..лковые   л..сточки.  Раз в году  бывает  такой  свеж..й    ар..мат.
      Перв..я    звёздочка   уже   з..путалась   в  ветвист..й  в..ршин..    и   с   любопытством  смотрит  на  землю. З..л..вают..ся   птицы: малиновки   зяблики. Самый   г..лосистый  п..вец   в  это  время —  ч..рный дрозд. Его  не  только слышиш..    но   и   видиш...   Он   с..дит   на   макушке  рослой   ели    вертит..ся   и   громко   поёт.
      Чудес..но   переливают..ся   лучезарные   краски   заката.  Когда сгущают..ся сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий   вечер   уходит в сумрак ночи. Дрозд св..стнет   в последний раз  и  улетит. Внезапно среди   з..сыпающей   растительности    з..г..ворит  торопливый ручеек. Ч..рующий  миг   л..сной   т..ш..ны!

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

1. Озаглавьте текст.

2. Сформулируйте и запишите  его тему.

3. Найдите по одному слову, в котором:

 1)букв столько же, сколько звуков_____________________________

 2) букв больше, чем  звуков___________________________________

 3) звуков  больше, чем букв___________________________________

Запишите  транскрипцию этих  слов.

4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих» и                 «-тся, -ться в глаголах».

5.  Подчеркните все глаголы, выделите  их окончания.

6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.

7. Выпишите предложение, в котором  ------  и  ===   выражены   именами   существительными  в   Им. падеже.  Подчеркните грамматическую основу.

8. Перечислите, какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?


Ответы

Комплексный анализ текста (5 класс)

Вариант 1.

          В  октябре  пустуют  леса  и  поля.  Ветер  свистит   в жёсткой  стерне(,)  на  полях(,)    и  в  голых  сучьях  в  лесу.  Ветер гонит  тучи  по  небу  и  волны  по  воде. Ветер  срывает  с деревьев  последние  листья  и  гонит  на  юг  последние  стаи перелётных  птиц. Ветер  гудит  в проводах,   барабанит  в окна. Ветер,  всюду  ветер. Разгульный ветер — листобой!

           А вот жителям  лесов  и  полей  в октябре    достаётся! Хомяки,   полевые  мыши  в норках  зёрна  на  зиму  запасают. Белки,  куницы,   лисы  в  тёплые  зимние  шубы  переоделись. Горностаи,   ласки,   зайцы — беляки и белые куропатки загодя белые  маскировочные    халаты  заказали — чтоб на снегу их было не видно. Барсуки,    медведи  берлоги  и  норы  укромные облюбовали.   Бобры   осины   валят,   сочные   ветки   на зиму запасают.   Ветер на лесных жителей страху и холоду напускает.

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

1. Озаглавьте текст. (Природа в октябре. Октябрь уж наступил… Октябрь. Листобой в октябре.)

2. Сформулируйте и запишите  его тему.

3. Найдите по одному слову, в котором:

 1)букв столько же, сколько звуков:_леса ( поля, ветер, свистит, сучья, деревья…)

 2) букв больше, чем  звуков:__октябрь  (разгульный…)

 3) звуков  больше, чем букв:__пустую  (последние, достаётся...)_

Запишите  транскрипцию этих  слов.

4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих»   (жёсткой)        и            «Проверяемые  безударные гласные в корне»  (в октябре, леса, поля, с деревьев, в проводах, листобой). 

5. Подчеркните  все глаголы  как члены предложения, выделите их окончания.

6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.

7. Выпишите предложение, в котором  ------  и  ===   выражены   именами   существительными  в   Им. падеже.  Подчеркните грамматическую основу. (Разгульный ветер- листобой!)

8. Перечислите, какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?

Ответы

Комплексный анализ текста (5 класс)

Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задания.

          Последняя   улыбка   солнца   млеет  и  гаснет  на  нежной  зелени   растущей   берёзки.  Распускаются   её   шёлковые   листочки.  Раз в году  бывает  такой  свежий    аромат.
      Первая    звёздочка   уже   запуталась   в  ветвистой  вершине    и   с   любопытством  смотрит  на  землю. Заливаются   птицы:   малиновки,   зяблики. Самый   голосистый  певец   в  это  время —  чёрный дрозд. Его  не  только слышишь,   но   и   видишь.   Он   сидит   на   макушке  рослой   ели,    вертится   и   громко   поёт.
      Чудесно   переливаются   лучезарные   краски   заката.  Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий   вечер  уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнет   в последний раз  и  улетит. Внезапно среди   засыпающей   растительности    заговорит  торопливый ручеек. Чарующий  миг   лесной   тишины!

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

1. Озаглавьте текст.  (Последняя улыбка солнца. Закат. Краски заката. Засыпающая природа…)

2. Сформулируйте и запишите  его тему.

3. Найдите по одному слову, в котором:

 1)букв столько же, сколько звуков:__улыбка (гаснет, нежной, зелени, берёзки…)

 2) букв больше, чем  звуков: _солнца   (растительности)

 3) звуков  больше, чем букв: последняя (млеет, растущей, распускаются, шёлковые…)

Запишите  транскрипцию этих  слов.

4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих»    (шёлковые, чёрный)  и    «-тся, -ться в глаголах»   (распускаются, заливаются, вертится, переливаются, сгущаются)

5.  Подчеркните все глаголы, выделите  их окончания.

6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.

7. Выпишите предложение, в котором    подлежащее   и  сказуемое   выражены   именами   существительными  в   Им. падеже.  Подчеркните грамматическую основу.  (Самый голосистый певец в это время- чёрный дрозд.)

8. Перечислите, какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста ( По Б.Васильеву "Летят мои кони...)"

Урок можно дать как рубежный или итоговый  контроль. Учащиеся проводят исследовательскую работу, объединившись в группы (бригады).В каждой группе назначается руководитель (из числа успешных учени...

презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...

Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей

Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"...

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...

Материал для урока русского языка по теме "Текст"

На слайдах презентации изложен теоретический материал по теме. Кроме этого, есть типичные тренировочные упражнения...

Анализ текста: технология кейс-стади в практике урока русского языка

Одна из задач учителя русского языка–активно использовать современные технологии в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).Сочинение-рассуждение мы начинаем писать с по...