Комплексный анализ текста в 5 кл. (Языковой материал к уроку русского языка)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Комплексный анализ текста в 5 кл. (по программе Л.В. Рыбченковой, 3-я четверть) в двух вариантах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста (5 класс)
Вариант 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
В окт..бре пустуют л..са и п..ля. Ветер св..стит в ж..сткой стерне на п..лях и в голых суч..ях в л..су. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с дерев..ев последние лист..я и гонит на юг последние стаи п..р..лётных птиц. Ветер гудит в пр..водах б..р..банит в окна. Ветер, всюду ветер. Разгульный ветер — лист..бой!
А вот ж..телям л..сов и п..лей в окт..бре д..стаёт..ся! Х..мяки п..левые мыши в норках зёрна на зиму з..п..сают. Белки куницы лисы в тёплые зимн..е шубы п..ре..делись. Г..рностаи ласки зайцы — беляки и белые куропатки загодя белые м..скировочные х..латы з..к..зали — чтоб на снегу их было не видно. Б..рсуки медведи б..рлоги и норы укромные ..блюбовали. Бобры ..сины валят соч..ные ветки на зиму з..п..сают. Ветер на лес..ных ж..телей страху и холоду н..пускает.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
1. Озаглавьте текст.
2. Сформулируйте и запишите его тему.
3. Найдите по одному слову, в котором:
1)букв столько же, сколько звуков____________________________
2) букв больше, чем звуков_________________________________
3) звуков больше, чем букв_________________________________
Запишите транскрипцию этих слов.
4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих» и «Проверяемые безударные гласные в корне».
5. Подчеркните все глаголы как члены предложения, выделите их окончания.
6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
7. Выпишите предложение, в котором ------ и === выражены именами существительными в Им. падеже. Подчеркните грамматическую основу.
8. Перечислите, какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?
Комплексный анализ текста (5 класс)
Вариант 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
П..следн..я улыбка со..нца млеет и гаснет на нежн..й зелен.. растущ..й б..рёзки. Р..спускают..ся её ш..лковые л..сточки. Раз в году бывает такой свеж..й ар..мат.
Перв..я звёздочка уже з..путалась в ветвист..й в..ршин.. и с любопытством смотрит на землю. З..л..вают..ся птицы: малиновки зяблики. Самый г..лосистый п..вец в это время — ч..рный дрозд. Его не только слышиш.. но и видиш... Он с..дит на макушке рослой ели вертит..ся и громко поёт.
Чудес..но переливают..ся лучезарные краски заката. Когда сгущают..ся сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд св..стнет в последний раз и улетит. Внезапно среди з..сыпающей растительности з..г..ворит торопливый ручеек. Ч..рующий миг л..сной т..ш..ны!
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
1. Озаглавьте текст.
2. Сформулируйте и запишите его тему.
3. Найдите по одному слову, в котором:
1)букв столько же, сколько звуков_____________________________
2) букв больше, чем звуков___________________________________
3) звуков больше, чем букв___________________________________
Запишите транскрипцию этих слов.
4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих» и «-тся, -ться в глаголах».
5. Подчеркните все глаголы, выделите их окончания.
6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
7. Выпишите предложение, в котором ------ и === выражены именами существительными в Им. падеже. Подчеркните грамматическую основу.
8. Перечислите, какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?
Ответы
Комплексный анализ текста (5 класс)
Вариант 1.
В октябре пустуют леса и поля. Ветер свистит в жёсткой стерне(,) на полях(,) и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелётных птиц. Ветер гудит в проводах, барабанит в окна. Ветер, всюду ветер. Разгульный ветер — листобой!
А вот жителям лесов и полей в октябре достаётся! Хомяки, полевые мыши в норках зёрна на зиму запасают. Белки, куницы, лисы в тёплые зимние шубы переоделись. Горностаи, ласки, зайцы — беляки и белые куропатки загодя белые маскировочные халаты заказали — чтоб на снегу их было не видно. Барсуки, медведи берлоги и норы укромные облюбовали. Бобры осины валят, сочные ветки на зиму запасают. Ветер на лесных жителей страху и холоду напускает.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
1. Озаглавьте текст. (Природа в октябре. Октябрь уж наступил… Октябрь. Листобой в октябре.)
2. Сформулируйте и запишите его тему.
3. Найдите по одному слову, в котором:
1)букв столько же, сколько звуков:_леса ( поля, ветер, свистит, сучья, деревья…)
2) букв больше, чем звуков:__октябрь (разгульный…)
3) звуков больше, чем букв:__пустую (последние, достаётся...)_
Запишите транскрипцию этих слов.
4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих» (жёсткой) и «Проверяемые безударные гласные в корне» (в октябре, леса, поля, с деревьев, в проводах, листобой).
5. Подчеркните все глаголы как члены предложения, выделите их окончания.
6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
7. Выпишите предложение, в котором ------ и === выражены именами существительными в Им. падеже. Подчеркните грамматическую основу. (Разгульный ветер- листобой!)
8. Перечислите, какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?
Ответы
Комплексный анализ текста (5 класс)
Вариант 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени растущей берёзки. Распускаются её шёлковые листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звёздочка уже запуталась в ветвистой вершине и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — чёрный дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке рослой ели, вертится и громко поёт.
Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнет в последний раз и улетит. Внезапно среди засыпающей растительности заговорит торопливый ручеек. Чарующий миг лесной тишины!
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
1. Озаглавьте текст. (Последняя улыбка солнца. Закат. Краски заката. Засыпающая природа…)
2. Сформулируйте и запишите его тему.
3. Найдите по одному слову, в котором:
1)букв столько же, сколько звуков:__улыбка (гаснет, нежной, зелени, берёзки…)
2) букв больше, чем звуков: _солнца (растительности)
3) звуков больше, чем букв: последняя (млеет, растущей, распускаются, шёлковые…)
Запишите транскрипцию этих слов.
4. Выпишите слова с орфограммой « о - ё после шипящих» (шёлковые, чёрный) и «-тся, -ться в глаголах» (распускаются, заливаются, вертится, переливаются, сгущаются)
5. Подчеркните все глаголы, выделите их окончания.
6. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
7. Выпишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в Им. падеже. Подчеркните грамматическую основу. (Самый голосистый певец в это время- чёрный дрозд.)
8. Перечислите, какие средства связи между предложениями используются в данном отрывке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к уроку русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста ( По Б.Васильеву "Летят мои кони...)"
Урок можно дать как рубежный или итоговый контроль. Учащиеся проводят исследовательскую работу, объединившись в группы (бригады).В каждой группе назначается руководитель (из числа успешных учени...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/22/picture-108499-1503413226.jpg)
презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-877246-1484401644.jpg)
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/13/picture-1049247-1534186168.jpg)
Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей
Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-377117-1579109719.jpg)
Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»
Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...
Материал для урока русского языка по теме "Текст"
На слайдах презентации изложен теоретический материал по теме. Кроме этого, есть типичные тренировочные упражнения...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/22/picture-1485059-1695366907.jpg)
Анализ текста: технология кейс-стади в практике урока русского языка
Одна из задач учителя русского языка–активно использовать современные технологии в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).Сочинение-рассуждение мы начинаем писать с по...