Урок русского языка в 5 классе "Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Тришкина Дина Николаевна

Урок с элементами личностно-ориентированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

с элементами личностно- ориентированного подхода в обучении              

Грамматическая основа предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого

                                     

Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая – грамматическая основа предложения; способы выражения подлежащего и сказуемого.

Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал из художественных произведений о природе.

Тема по развитию речи: сочинение-миниатюра на тему «осенняя природа».

Средства обучения – учебник; дидактический материал; карточки с заданиями.

Цели урока.

1.Познавательные:

а) повторить изученные в начальной школе сведения о главных членах предложения, способах их выражения; попутно повторить словосочетания, способы связи слов в словосочетании,

б) познакомить с понятиями: сочетания слов и словосочетания,

Познавательные методы – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно–дедуктивный.

2. Практические:

а) закрепить (данное) умение находить подлежащее и сказуемое;

б) сформировать (новое) умение выделять грамматическую основу предложения, группу подлежащего и группу сказуемого; определять способ выражения подлежащего словосочетанием; сказуемого – прилагательным и существительным.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала;
  • языковую личность обучающегося, развивающего разные виды своей компетентности;
  • нравственные качества школьника – любовь к природе, умение видеть прекрасное;

б) развивать: логическое мышление;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при работе с учебником.

Дидактический материал.

Таблица «Умею, знаю, узнаю».

Карточки с предложениями.

Ход урока.

Вопросы к учащимся. Лингвистическая разминка.

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

- Какие понятия уже знакомы?

Определение темы урока.

 Краткое сообщение целей урока.

1.Осознанное восприятие.

Объяснение условий работы. 

Разъяснение содержания таблицы.

Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3

Вид связи подлежащего со сказуемым

До начала работы карточки с предложениями лежат на столе учителя.  Отвечающий выходит к доске, берёт карточку, читает предложение для всех, записывает на доске, дети – в  тетрадях.

Содержание карточек.

1.Дети с мамой пришли в лес.

          2. Медленно падают с берёз жёлтые листья

3.Я слышу музыку листопада.

4.А вы видели лесной хоровод?

5.Красив русский лес осенью!

6.Лес – это терем расписной.

Анализ предложений.  Выделение грамматической основы, словосочетаний, некоторых орфограмм.

Выводы учащихся об особенностях  грамматической основы предложения.

Работа по таблице. Анализ содержания.

Работа по учебнику, чтение определений.

Эвристическая беседа по содержанию предложений:

- Прочитайте предложения.  Это текст? Докажите своё утверждение.        

Проверка усвоения изученного материала, используется  обратная связь.                                                   - Распределить данные сочетания слов по колонкам:

мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

- Взаимопроверка, проверка выполнения задания учащимися у доски.

Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся, отметки. Рефлексия: « Чему я научился сегодня?»

Домашнее задание.  Продуктивное (творческое)  задание.

 Написать сочинение-миниатюру на темы (на выбор):

«Осенняя  природа», «Осенний лес», «Осень в городе», используя разные способы выражения подлежащих и сказуемых.  

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь

богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3

Вид связи подлежащего со сказуемым

Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3

Вид связи подлежащего со сказуемым

Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3

Вид связи подлежащего со сказуемым

Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3

Вид связи подлежащего со сказуемым

Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным в Им.п.

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3

Вид связи подлежащего со сказуемым

1.Дети с мамой пришли в лес.

         

       

           2. Медленно падают с берёз жёлтые листья

3.Я слышу музыку листопада.

4.А вы видели лесной хоровод?

5.Красив русский лес осенью!

6.Лес – это терем расписной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

Конспект урока  русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Грамматическая основа предложения. Нормы согласования подлежащего и сказуемого.

Презентация содержит задания, связанные с нормами согласования подлежащего и сказуемого....